Способ определения износа кривошипно-шатунного механизма двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к испытанию двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить точность и снизить трудоемкость определения износа путем определения суммарного зазора в кривошипно-шатунном механизме при прокрутке двигателя и выборйе зазоров поршнем в области верхней мертвой топки (ВМТ). При определении зазоров декомпрессируют испытуемый цилиндр на такте сжатия, затем в ВМТ прекращают декомпрессирование и фиксируют это положение, фиксируют момент увеличения разрежения в цилиндре на такте расширения и определяют угол поворота вала двигателя за интервал времени между этими моментами. На вход генератора 3 подается сигнал от обратного клапана 1, а его выход соединен с ячейкой 4 памяти, входом измерителя (И) 7 вращения коленчатого вала и И 6 временных интервалов, соединенных с вычислительным устройством 8. Датчик 2 разрежения соединен с входом ячейки 4 памяти и через компаратор 5 с входом И 6. При нахождении поршня: в ВМТ напряжения с выхода ячейки 4 и датчика 2, поступаюпше на компаратор 5, равны и И 6 работает в режиме измерения. При опускании поршня разрежение увеличивается и И 6 выключается , фиксируя интервал времени, соответствующий выборке зазоров в сопряжениях кривошипно-шатунного механизма . 2 с.п.ф-лы, 2 ил. О со Од СХ) to

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛЦСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 G 01 M 15 00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4200247/25-06 (22) 26. 02. 87 (46) 30.03.89. Бюп. ¹ 12 (71) Государственный всесоюзный науч но-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (72) В.В.Подкопаев и С.В.Подкопаев (53) 621.43.001. 41 (088.8) (56) Патент CIHA № 4263868, кл. С 01 М 15/00ь 1981. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСА КРИВОПКПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО

ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к испьг танию двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить точность и снизить трудоемкость определения износа путем определения суммарного зазора в кривошипно-шатунном механизме при прокрутке двигателя и выборке зазоров поршнем в области верхней мертвой точки (ВМТ). При определении зазоров декомпрессируют исÄÄSUÄÄ 1469332 А1 пытуемый цилиндр на такте сжатия, затем в ВМТ прекращают декомпрессирование и фиксируют это положение, фиксируют момент увеличения разрежения в цилиндре на такте расширения и определяют угол поворота вала двигателя за интервал времени между этими моментами. На вход генератора

3 подается сигнал от обратного клапана 1, а его выход соединен с ячейкой 4 памяти, входом измерителя (И)

7 вращения коленчатого вала и И 6 временных интервалов, соединенных с вычислительным устройством 8. Датчик 2 разрежения соединен с входом ячейки 4 памяти и через компаратор 5 с входом И 6. При нахождении поршня в ВМТ напряжения с выхода ячейки 4 и датчика 2, поступающие на компаратор

5, равны и И 6 работает в режиме измерения. При опускании поршня разрежение увеличивается и И 6 выключается, фиксируя интервал времени, соответствующий выборке зазоров в сопряжениях кривошипно-шатунного механизма. 2 с.п.ф-лы, 2 ил.

1469382

Изобретение относится к испытанию двигателей внутреннего сгорания, в частности к диагностированию и определению износа кривошипно-шатунного механизма (КШИ).

Цель изобретения - повышение точности и снижение трудоемкости испь1тания .

На фиг. 1 представлена структурная схема устройства для реализации способа; ™а фиг. 2 — временная диаг- рамма изменения давления (Рц) в декомпрессированном цилиндре выходного сигнала элемента 3 (чз)и входного сигнала элемента 6 (V ).

Способ заключается в том, что определяют суммарный зазор в кривошипно-шатунном механизме при прокрутке двигателя и выборке зазоров порш- 20 нем в области верхней мертвой точки (BMT) под действием знакопеременных нагрузок.

При определении зазоров декомпрессируют испытуемый цилиндр на такте 25 сжатия, прекращают декомпрессирование при достижении поршнем ВМТ, днксируют момент положения поршня в ВМТ, фиксируют момент увеличения разрежения в цилиндре на такте расширения, опре- 30 деляют интервал времени между этими моментами и определяют угол поворота вала двигателя,характеризующий износ кривошипно-шатунного механизма, как соотношение интервала времени к периоду поворота коленчатого вала двигателя.

Устройство для реализации способа содержит обратный клапан 1 с электроконтактом, датчик разрежения 2, ге- 4О нератор 3 одиночных импульсов, ячейку памяти 4 с управляющим и информационными входаии, компаратор 5 с двумя входами и выходом, измеритель б времеииык интервалов с двумя входами 45 и выходом, измеритель 7 вращения кот. леичатого нала и вычислительное устройство 8 с двумя входами.

Зижтроконтакт обратного клапана

3 соединен с входом генератора 3 одиночных импульсов, выход которого соединен с .управляющим входом ячейки памяти 4, входом измерителя 7 вращения коленчатого вала и первым входом измерителя 6 временных интервалов, выходы которых подключены к соответ- ствующим входам вычислительного устройства 8, выход датчика разрежения 2: подключен к информационному входу ячейки памяти 4 и второму входу ком- . паратора 5, к первому входу которого подключен выход ячейки памяти 4, а выход компаратора 5 соединен со вторым входом измерителя 6 временных интервалов.

Устройство. работает следующим образом.

Прогревают двигатель до рабочей температуры, затем в отверстие под свечу (форсунку) проверяемого цилиндра устанавливают при помощи переходника обратный клапан 1 и датчик разрежения 2.

При достижении поршнем на такте сжатия ВМТ, обратный клапан 1 закрывается, электроконтакт замыкается и вызывает срабатывание генератора 3 одиночных импульсов, предотвращающего ложные срабатывания измерительной схемы от помех вибрации электроконтакта н момент срабатывания. Единичный импульс с выхода генератора 3 включает ячейку памяти 4, фиксирующую начальный потенциал напряжения на выходе датчика разрежения 2 в момент срабатывания электроконтакта.

Одновременно импульс с выхода генератора 3 одиночных импульсов включает измеритель 6 временного интервала. Напряжения с выхода ячейки памяти 4 н датчика разрежения 2, поступающие на первый и второй входы компаратора 5 в момент нахождения поршня в ВМТ равны и единичный потенциал с выхода компаратора 5 удерживает измеритель 6 временного интервала в режиме измерения. Как только поршень цилиндра начнет опускаться и разрежение в надпоршневом пространстве начнет увеличиваться, потенциал с выхода датчика разрежения изменяется, в сравнении с зафиксированным ячейкой памяти 4, и потенциал с выхода компаратора изменяется с единицы на нуль. При этом, измеритель б временного интервала выключается, фиксируя интервал времени, соответствующий выборке зазоров в сопряжениях КШИ проверяемого цилиндра, Одновременно импульсы с выхода генератора 3 подаются на измеритель 7 периода вращения коленчатого вала.

Сигналы с выходов измерителей 6 и 7 поступают на соответствующие входы вычислительного устройства 8, определяющего суммарный зазор в звеньях

1469382 кривошипно-шатунного механизма проверяемого цилиндра.

Формула изобретения

odr (s) <6

Такта

Составитель В.Горбунов

Техред М. Ходанич

Редактор И.Сегляник

Корректор И.л1уска

Заказ 1351/48 Тираж 788 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина, 101

1. Способ определения износа кривошипно-шатунного механизма двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в определении суммарного зазора в кривошипно-шатунном механизме при прокрутке двигателя и выборе зазоров поршнем в области верхней мертвой точки под действием знакопеременных нагрузок, отличающийся тем, что, с целью повьппения точности и снижения трудоемкости испытания, декомпрессируют испытуемый цилиндр на такте сжатия, прекращают декомпрессирование при достижении поршнем верхней мертвой точки, фиксируют момент положения поршня в верхней мертвой точке, фиксируют момент уве личения разрежения в цилиндре на такте расширения, определяют интервал времени между этими моментами и определяют угол поворота вала двигателя, характеризующий износ кривошипно-шатунного механизма, как отношение интервала времени к периоду оборотов коленчатого вала.

2. Устройство для определения износа кривошипно-шатунного механизма двигателя внутреннего сгорания, содержащее обратный клапан, установленный в отверстие под свечу или форсунку,отличающееся тем, что, с целью повышения точности и снижения трудоемкости, обратный клапан снабжен электроконтактом, а устройство дополнительно содержит генератор одиночных импульсов, датчик разрежения, ячейку памяти с управляющим и информационным входами и выходом, компаратор с двумя входами и выходом, измеритель временного интервала с двумя входами и выходом, 15 измеритель периода вращения коленчатого вала и вычислительное устройство с двумя входами, причем электроконтакт обратного клапана соединен с входом генератора одиноч20 ных импульсов, выход которого соединен с управляющим входом ячейки памяти, входом измерителя периода вращения коленчатого вала и первым входом измерителя временного интервала, выходы которых подключены к соответствующим входам вычислительного устройства, выход датчика разрежения подключен к информационному входу ячейки памяти и второму входу компа3О ратора, к первому входу которого подключен выход ячейки памяти, а выход компаратора соединен с вторым входом измерителя временного интервала.