Способ правки полосы
Реферат
Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к технологии отделки полосового проката. Цель - повышение качества выправояемой полосы путем увеличения способности металла к вытяжке. Полоса пропускается между роликами листоправильной машины, расположенными в шахматном порядке, со стрелой изгиба где - предел текучести материала полосы, h - ее толщина, и вытягивается из машины с передним натяжением, удельная величина которого 1 ил. 1 табл.
Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к технологии отделки полосового проката. Целью изобретения является повышение качества изделия путем увеличения способности металла полосы к вытяжке. На чертеже показана схема правки полосы. Полоса 1 пропускается между роликами листоправильной машины. Верхние ролики 2 машины расположены в шахматном порядке относительно нижних 3. Соотношения для определения величин удельного натяжения S (кгс/мм2) и стрелы изгиба полосы f (мм) при правке получены в результате обработки опытных данных и являются эмпирическими зависимостями. Величина удельного натяжения определяется как частное от деления усилия натяжения на площадь поперечного сечения выправляемой полосы. Оба эти параметра влияют как на качество правки (т. е. исправления дефектов геометрии полос), так и на пластичность выправленного металла. Так как полоса подвергается вытяжке той или иной величины, во-первых, в процессе формовки в профиль, а, во-вторых, весьма часто при последующей переработке гнутых профилей в готовые изделия, то необходима оптимизация указанных параметров для конкретных толщин и марок стали. Предварительные исследования показали, что величина оптимального натяжения полос при правке и величина стрелы изгиба зависят от предела текучести металла т и толщины полосы h. При правке полосы шириной 800 мм разной толщины (от 0,8 до 2,5 мм) из горячекатаной и холоднокатаной стали разных марок (с т от 26 до 38 кгс/мм2) варьируется величина переднего натяжения полосы и стрелы ее изгиба. Правка ведется на машине, имеющей 17 рабочих роликов диаметром 98 мм (длина бочки - 1700 мм, шаг - 100 мм). Величину натяжения изменяют путем изменения скорости валков формовочного стана (на чертеже не показан), расположенного непосредственно за машиной, а величину стрелы прогиба f - изменением перекрытия роликов а, которое соответствует расстоянию между прямыми, являющимися касательными к поверхностям верхних и нижних роликов. Величина стрелы изгиба полосы f = a + h. Результаты опытов оценивают по выходу металла со способностью к глубокой вытяжке (категории "Г") и по качеству (геометрии) полосы. В первой серии экспериментов для каждого типоразмера заготовки (т.е. для одной толщины, марки стали и предела текучести) установлены величины удельных натяжений S и величины стрелы прогиба f, при которых профили (после формовки выправленной полосы) имеют удовлетворительную геометрию. Во второй серии экспериментов при постоянных величинах S для каждого типоразмера варьируется величина f, определяя в каждом случае выход заготовки (и готовых профилей) по категории "Г". Результаты этих опытов представлены в таблице. Из таблицы следует, что при f = a+h(0,35...0,4)+h (с точностью до второго знака) наблюдается наибольший выход металла категории "Г" (NN 3, 18, 13, 8, 23 и 28). С уменьшением величины "а" сокращается и выход изделия категории "Г". Увеличение "а", хотя и приводит к росту выхода металла категории "Г", но вызывает пробуксовки полосы в машине, которые обусловливают появление рисок и царапин на поверхности, что ухудшает качество изделий. На полосе толщиной 0,8 мм из ст. 20 кп также опробованы режимы правки с изменением величины S (по сравнению с оптимальной S = 3,6 кгс/мм2 для "а" больших и меньших величины (2,3-2,5) мм (при которой достигнут максимум выхода металла категории "Г"). При "а" = 2,6-2,8 мм уменьшение S до (3,5-3,2) кгс/мм2 вызывает застревание полосы в машине, а увеличение S до (3,7-4,0) кгс/мм2 приводит к пробуксовкам формируемой полосы в стане, что вызывает появление многочисленных рисок и царапин на профилях и на валках. При "а" = 1,8-2,1 мм увеличение натяжения до S = 3,7-4,0 кгс/мм2 приводит к рассогласованию работы машины и формовочного стана (наблюдаются рывки полосы, пробуксовка роликов машины и валков стана из-за слабого "зажатия" полосы в машине). Уменьшение же S до (3,5-3,2) кгс/мм2 ухудшает геометрию готовых профилей из-за некачественной правки заготовки. Результаты опытов показали, что наиболее приемлемо: S = (0,08...0,1)т/ П р и м е р. Полоса толщиной h = 1 мм и шириной 600 мм с т = 34 кгс/мм2. Для получения максимального выхода выправленной полосы по категории "Г" при правке необходимо приложить переднее натяжение величиной: S = (0,08...0,1)т/ = (0,08...0,1)341 = 2,7-3,04 кгс/мм2 или (2,7-3,4) x 600 x 1 = 1,63-2,04 т. Величина покрытия роликов правильной машины при этом должна быть: a = (0,35...0,4)/h = (0,35...0,4)34 1=2,0-2,3 мм. Данное техническое решение позволит не менее чем на 15% повысить выход листовых профилей по категории "Г", что при годовом производстве 15 тыс. т. даст экономический эффект 125 тыс.руб/год.
Формула изобретения
СПОСОБ ПРАВКИ ПОЛОСЫ путем ее знакопеременного изгиба с передним натяжением, отличающийся тем, что, с целью повышения качества полосы, стрелу изгиба и величину удельного натяжения выбирают в пределах где f - стрела изгиба полосы; т - предел текучести материала полосы; h - толщина полосы; S - величина удельного натяжения полосы.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Номер и год публикации бюллетеня: 8-2000
Извещение опубликовано: 20.03.2000