Ротор электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к элек . тромашиностроению. Цель изобретения состоит в повышении надежнос ги и улучшении эксплуатационных характеристик . Ротор электрической машины со сверхпроводящей обмоткой возбуждения содержит каркас 1 с зубцами 10, имеющими боковые пазы, и радиальньми пазами 2, в которых расположены седлообразные катушки обмотют 4, закрепленные клиньями 5 с радиаль- JHbiMH каналами, кольцевой бандаж 7 охватывает с натягом катушки. Благодаря тому, что клинья выступают над зубцами 10 и образуют аксиальные каналы 13, а бандаж установлен на внешнюю поверхность клиньев, обеспечивается достижение поставленной цели. 3 ил. а
союз советсник
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОсудАРственный нОмитет
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (46) 23.09. 90 ° Бюл. 1 35 .(21) 4245147/24-07
1 (22) 14. 05. 87. (71) Ленинградское производствснное электромашинос троительное объединение "Электросила" им. С.М.Кирова (72) Г.N.Õóòîðåöêèé, Ю.Г.Тюрин, В.Д.Варшавский, Г.А.Загородная и В.М,Фридман (53) 621.313.713(088.8) (56) Патент США 11 3991333, кл. 310-52, 1976. Патент США У 3891875, кл. Н 02 К 9/00, 1975. (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ .(57) Изобретение относится к элек, тромашиностроению. Цель изобретения
Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим машинам с криогенным охлаждением, в том числе к мощным криотурбогенераторам.
Целью изобретения является повышение надежности и улучшение эксплуатационных характеристик.
На фиг.l представлен продольный разрез каркаса ротора с сверхпроводящей обмоткой и кольцевым бандажом; на фиг.2 — поперечный разрез в пазо" вой части ротора; на. фиг.3 — поперечный разрез катушки в пазу каркаса ротора.
Ротор электрической машины, в ча стности криотурбогенератора, содер-. жит металлический карйас 1, на кото-.. ром в радиальных(пазах 2 с подпазовыми каналами 3 уложена сверхпроводя„„SU„„1470145 А1 (51) 5 H 02 К 1/26, 3/48, 55/02 состоит в повышении надежности и улучшении эксплуатационных характе. ристик. Ротор электрической машины со сверхпроводящей обмоткой возбуждения содержит каркас 1 с зубцами
l0, имеющими боковые пазы, и ради- альными пазами 2, в которых расположены седлообразные катушки обмотки
4, закрепленные клиньями 5 с радиаль ными каналами, кольцевой бандаж 7 охватывает с натягом катушки. Благо" даря тому, что клинья выступают над зубцами 10 и образуют аксиальные ка- налы 13, а бандаж установлен на внешнюю поверхность клиньев, обеспечивается достижение поставленной цели.
3 ил.
2 щая обмотка возбуждения 4. Обмотка удерживается в пазовой части клинья- 4 ми 5 с радиальными каналами 6, Поверх 4h: каркаса . расположен кольцевой бачдаж 7. Посадка бандажа 7 осуществле- (, ) на на внешнюю поверхность 8 клиньев
5„ для чего последние выполнены выс" ф тупающими в радиальном направлении над внешней поверхностью 9 зубцов 10.
Между поверхностями клиньев 5 и пазов в зубцах имеются зазоры 11, 12. Аксиальным каналом является зазор 13 между внешней поверхностью 9 зубцов 10 и а внутренней поверхностью кольцевого бандажа 7 ° Ь
Заклиновка катушек сверхпроводящей обмотки возбуждения 4 в пазах 2 каркаса 1 poTOp& производится при комнатной температуре ° Кольцевой банi470145 даж 7 с .посадкой насаживается на внешнюю поверхность В клиньев 5, тем самым надежно закрепляя катушки обмотки 4 в пазах 2 каркаса 1 при ком5 иатной температуре.
В процессе захолаживания из-за разности температурных коэффициентов линейного расширения материалов об- tð мотки 4 и каркаса I (медь имеет приб лизительно в 2 раза больший, чем у титана, коэФфициент) линейные размеры катушек уменьшатся: относительно, пазов 2. Однако ослабления катушек в пазах 2 не произойдет, так как специально выбранная посадка кольцевого бандажа 7 подожмет клинья 5, которые,, s свою очередь, подожмут катушку в пазу 2.
Технико-экономический эффект изобретения заключается в повышении надежности за счет повышения эффективности закрепления катушек в пазу и в 25 возможности повышения в результате этого критического тока в сверхпроводящей обмотке. формулаизобретения
Ротор электрической машины со сверхпроводяшей обмоткой возбуждения, содержащий каркас с радиальными пазами, разделенными зубцами с боковыми пазами, седлообраэные катушки обмотки, каждая иэ которых уложена в радиальные пазы каркаса, раэмешенные в них клинья с радиальными каналами, и установленный с натягом на один из элементов ротора кольцевой бандаж, oYíàòûâàþùèé упомянутые -катушки, о тличающийся тем, что, с целью повьш ения надежности и улучше" ния эксплуатационных характеристик, клинья выполнены выступающими в радиальном направлении над внешней поверхностью зубцов с образованием ак-, сиальных каналов между внешней поверхностью зубцов и внутренней поверхностью кольцевого бандажа и с зазором в радиальном направлении между внутренней поверхностью клиньев и обращенной к ней поверхностью пазов зубца, не меньшим величины натяга кольцевого бандажа, а кольцевой бандаж установлен с натягом на внешнюю поверхность клиньев.
13
Составитель Л.Карцева
Редактор Н.Коляда Техред М.Дидык Корректор Л. Пилипенко
Заказ 3330 Тираж 447 . Подписное ВНИИПИ Государственного комитета о изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óèãoðoä, ул. Гагарина, 101