Способ прокатки листового металла

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к прокатному производству, а именно к прокатке листов и полос. Цель изобретения - улучшение качества и предотвращение изгиба проката. Способ осуществляется следующим образом. При прокатке листового металла формируют на раскате выступы и впадины с последующим снятием выступов прокаткой в гладких валках с рассогласованием окружных скоростей, определяемых по эмпирической зависимости. Способ позволяет улучшить плоскостность полос, повысить устойчивость процесса прокатки, предотвратив изгиб полосы, улучшить условия работы привалковой арматуры и захват переднего конца полосы валками следующей клети при последовательной и непрерывной прокатке. Предотвращаются разрывы и дефекты поверхности полосы. Преимуществом способа является также то, что не требуется специальных устройств для его осуществления.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (s1) 4 В 21 В 1/22

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H А BTOPCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

fl0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4215414/31-02 (22) 24.03.87 (46) 07.04.89. Бюл. № 13 (71) Донецкий политехнический институт (72) В. М. Богатырев, С. В. Закарлюка, А. М. Онигценко, А. Г. Маншилин, А. В. Емченко, Г. И. Налча, Б. E. Дубинский, А. Ф. Тодуров, В. М. Пефтиев, В. С. Кривоклуб и В. Л. Донченко (53) 621. 771. 04 (088. 8) (56). Авторское свидетельство СССР № 1214256, кл. В 21 В 1/22, 1984.

Авторское свидетельство СССР № 869871, кл. В 21 В 1/22, 1980. (54) СПОСОБ ПРОКАТКИ ЛИСТОВОГО

МЕТАЛЛА (57) Изобретение относится к прокатному производству, а именно к прокатке листов

Изобретение относится к прокатному производству, а именно к прокатке листов и полос.

Цель изобретения — улучшение качества и предотвращение изгиба проката.

Способ осуществляют следующим образом.

При прокатке листового металла формируют на раскате выступы и впадины с последующим снятием выступов прокаткой в гладких валках с рассогласованием окружных скоростей, определяемых из соотношения

v Π— 2(1 — n)6 (1)

v Н вЂ” 2(1 — n ô где 6, 6 — высота выступов на верхней и нижней широких гранях полосы соответственно, мм;

v, v — линейные скорости верхнего и нижнего валков соответственно, Vi/C;

„„SU„„147037.0 А 1 и полос. Цель изобретения — улучшение качества и предотвращение изгиба проката. Способ осуществляется следующим образом. При прокатке листового металла формируют на раскате выступы и впадины с последующим снятием выступов прокаткой в гладких валках с рассогласованием окружных скоростей, определяемых по эмпирической зависимости. Способ позволяет улучшить плоскостность полос, .повысить устойчивость процесса прокатки, предотвратив изгиб полосы, улучшить условия работы привалковой арматуры и захват переднего конца полосы валками следующей клети при последовательной и непрерывной прокатке.

Предотвращаются разрывы и дефекты поверхностц полосы. Преимуществом способа является также то, что не требуется cr;ециальных устройств для его осуществления.

2 и, и — отношение суммарной площади выступов на верхней и нижней гранях соответственно к площади грани;

H — толщина полосы до прокатки в гладких валках с учетом высоты выступов, мм.

Способ обеспечивает повышение устойчивости полос к потере плоскостности. а снятие рельефа с рассогласованием скоростей валков способствует дроблению деформаций по длине, ширине и толщин, полосы.

При этом после прокатки металл в месте выступов (размеры выступов соизмеримы с величиной очага деформации) будет испытывать сжимающие напряжения, а в месте впадин — растягивающие, которые во всем обьеме металла компенсируют друг друга и предотвращают накопление неравномерности вытяжки по дпине полосы. Потеря плоской формы на участке, где сжимающие напряжения, совпадая по направлению, суммп1470370 руются, также исключена, поскольку площадь этого участка, определяемая линейными размерами выступов, мала, а критические напряжения потери плоскостности соответственно велики.

Вертикальная скорость перемещения частиц металла при приближении к горизонтальной плоскости по оси прокатки стремится к нулю. Поэтому для предотвращения изгиба полосы необходимо, чтобы выходящие со стороны верхнего и нижнего валков объемы металла были равны, т. е. соблюдалось условие (считая весь очаг деформации зоной прилипания) и(-1  — (/- —.або)б)1 =о (f L В— — (1. — а b k )6 ), (2) где L,В,Н вЂ” начальные размеры полосы с учетом нанесенного рельефа; а,b,á — длина, ширина и высота формиа,b,6 руемых выступов на соответственно верхней и нижней гранях; — число выступов на 1-й по длине полосы соответственно верхней

- и нижней гранях.

В случае выполнения этого равенства происходит компенсация недостатка металла на грани с менее массивными выступами повышенной скоростью прокатки. Это предотвращает изгиб полосы и нарушение сплошности, улучшает условия течения металла и повышает качество поверхности полос. Обозначив отношения площадей поверхностей выступов к площадям граней как и и и, т.е. приняв

= — и, =и, bak b à k

1В LВ (3) получают выражение (1) для определения рассогласования линейных скоростей валков.

Сущность предлагаемого способа заключается в следующем.

При прокатке на листовом стане на широких гранях полосы в одном из предчистовых пропусков формируют выступы высотой 0,1 — 0,5 требуемой толщины готовой полосы, выдерживая при этом соотношение и /n=l — 3. При этом высота выступов не должна превышать величину обжатия полосы до получения необходимых размеров. В следующем пропуске производят снятие рельефа на широких гранях полосы с рассогласованием скоростей валков по выражению (1).

Лример. На широкополосном стане горячей прокатки 2000 для получения листа

5х1600 из стали 08Ю используют сляб

250х1650 мм, нагретый до 1250 С. При этом в предпоследней клети стана- на широких гранях полосы формируют выступы: на верхней грани шириной и длиной a=b=5 мм, высотой о=0,8 мм, расстояние между которыми по длине и ширине составляет 20 мм

Преимуществом способа является также то, что не требуется специальных устройств для его осуществления. Экономический эффект получают за счет увеличения производства полос повышенной категории плоскостности.

Формула изобретения

Способ прокатки листового металла, включающий формирование на раскате выступов и впадин с последующим снятием выступов прокаткой в гладких валках, от.гичающийся тем, что, с целью улучшения качества и предотвращения изгиба проката, снятие выступов осуществляют при прокатке в валках с рассогласованием окружных скоростей, определяемых из соотношения

4 (k=-4000), на нижней грани соответственно а =b =8 мм, 6 =0,8 мм, расстояние между выступами по ширине и длине 25 мм (k =2560). Определив по зависимости (3) отношения площадей поверхностей выступов к площадям граней n=0,0625; и =0,1024, устанавливают величину рассогласования скоростей, которая составляет — = — — — — — -,- =1,04 (4Я).

Тогда v=1,04, т. е. при скорости нижнего валка 10 м/с скорость верхнего необходимо поддерживать равной 10,4 м/с. В процессе прокатки с указанным рассогласова15 нием происходит дробление деформаций по длине, ширине и высоте полосы. Разноименные напряжения в различных участках полосы компенсируют друг друга, предотвращая накопление неравномерности вытяжки по длине полосы. Уменьшение разме20 ров участков способствует росту критических напряжений потери плоскостности, повышает устойчивость процесса. Уравниваются условия течения металла у верхнего и нижнего валков, что способствует предотвращению изгиба и разрывов полосы, повышению качества поверхности. После прокатки лист имеет плоскую форму без разрывов, локальной неплоскостности и поверхностных дефе тов.

Предлагаемый способ позволяет улучЗ0 шить плоскостность полос за счет уравновешивания сжимающих напряжений растягивающими в местах впадин, повышения критических по плоскостности напряжений путем дробления деформаций и напряжений.

Способ позволяет, предотвратив изгиб полоЗ5 сы, повысить устойчивость процесса прокатки, улучшить условия работы привалковой арматуры и захват переднего конца полосы валками следующей клети при последовательной и непрерывной прокатке. Предотвращаются разрывы и дефекты поверхности

40 полосы.

1470370

v Н вЂ” 2(1 — n)6

Й вЂ” 2(1 — п )6" где 6 и 6 — высота выступов на верхней и нижней широких гранях полосы соответственно, мм, v и v — линейные скорости верхнего и нижнего валков соответственно, м/с;

6 и и n — отношение суммарной площади выступов на верхней и нижней гранях соответственно к площади грани;

Н вЂ” толщина полосы до прокатки в гладких валках с учетом высоты выступов, мм:

Составитель М. Блатова

Редактор A. Козориз Техред И. Верес Корректор Л. Обрунар

Заказ !383/9 Тираж 460 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ С(.CÐ

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4 5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина. О