Авторулевой

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

l47I04

ОПИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Кл. 65f>, 19

Заявлено 19.Х11.1960 (№ 695993/27) с присоединением заявки Ч

Приоритет

Опубликовано 17.Х1.1966. Бюллетень ¹ 23

Дата опубликования описания 27.XI I.1966

МПК В 631

Комитет по делам изобретений и 0TKpblTIIA при Сосете Министроо

СССР

УДК

Лвторы изобретения

А. А. Скакодуб и В. В. Новиков

Заявитель

АВТОРУЛЕВОЙ

Известны авторулевые для управления судами, оборудованными электрическим управлением с аксиометром руля и гирокомпасом.

Лвторулевой включает в себя устройство для компенсации одностороннего сноса, регулятор скорости перекладки руля, датчик курса и контактную систему с группой реле.

Описываемый авторулевой отличается тем, что он снабжен регулятором чувствительности и первичной перекладки руля, представляющим собой подвижный стол с веерообразными контактами и подвижным роликовым контактом, механически связанным с датчиком сигнала обратной связи. В системе сигнализации ухода судна с курса применен поворотный диск с кольцевыми контактами, фиксирующими курс судна. Предлагаемый авторулевой более прост по конструкции. Кроме того, для обеспечения изменения курса судна в предлагаемом авторулевом применен фазовращатель.

На фиг. 1 изображена электрическая схема авторулевого; на фиг. 2 — система сигнализации ухода судна с курса.

Авторулевой представляет собой электрическую следящую систему, работающую совместно с гидрокомпасами типа «Курс» и «Лмур», и предназначен для автоматического управления судами типа «Тисса» и других с электрической системой управления рулевыми механизмами. Угравietttte авторулевым выведено на переднюю панель, на которой размещены: шкала 1 датчика курса с ручкой 2 установки, картушки 8 грубого и точного отсчета

5 репитера гирокомпаса с ручкой согласования и ручкой метрогого сектора системы сигнализации, переключатель 4 с ручного управления на автоматическое, регулятор 5 чувствительности и первичной кладки руля, регулятор б, 10 скорости перекладки руля, включатель 7 сельсинов, выключатель 8 системы сигнализации, выключатель 9 подсветки шкал, переключатель 10 режима работы авторулевого, сигнальные лампы 11 и 12. Электросхема авторуле15 вого включает в себя следующие основные узлы: сельсин 18 гироскопа, сельснн 14 обратной связи, сельснн 15 с заторможенным ротором, реду.кторы 1б н 17, дифференциал 18, реле 19 — 22, контакторы 28 и 24, звонок 25 и

20 систему 2б сигнализации ухода судна с курса.

Регулятор 5 чувствительности и первичной кладки руля выполнен в виде подвижного стола с веерообразными контактами-платами

27 — 80 и подвижным контактом 81. Си25 стема 2б сигнализации ухода судна с курса предназначена для сигнализации о выходе из строя авторулевого и представляет собой два кольцевых соединенных между собой контакта 82 и 88, установленных на защитном

30 стекле картушкн 8, по контакту 88 с вырез147104

50 ным сектором, равным 30, скользит контакт

84, закрепленный па картушке 8.

При согласовании указателя курса с гироскопом ручкой установки мертвого сектора сигнализации контакт 84 выводится в вырезанный сектор контакта 88. При уходе судна с курса подвижный контакт 34 находит на контакт 88 и включает звуковую сигнализацию. При положении «судно на курс» подвижный контакт 31 находится в нейтральном положении, реле 19 и 20 замкнуты, а реле 21 и

22 разомкнуты; контакторы 28 и 24 также разомкнуты. При уходе судна с курса влево сельсип 18 через дифференциал 18 начнет разворачивать подвижный контакт 31, находящийся под папряжением. При накате контакта 81 па контакт-плату 80 напряжение подается на обмотку реле 22, обе пары контактов которого замыкаются и напряжение подается па обмотку. коптактора 24 и сигнальную лампу 12, которая указывает о повороте.пера руля на правый борт. При замыкании контактора 24 напряжение подается через регулятор б скорости перекладки руля в обмотку возбуждения динамо рулевого привода. Динамо вырабатывает э.д.с., которая вращает исполнительный двигатель поворота пера руля.

Скорость поворота пера руля зависит от положения регулятор" б. При повороте пера руля датчик обратной связи начинает вращаться и подает сигнал через сельсин 15 на сельсин 14 ооратной связи.

Таким образом, на дифференциал 18 поступает два вращающих усилия: одно — от сельсина 18, стремящегося развернуть подвижный контакт 81 вправо, и от сельсина 14 обратной связи, стремящегося развернуть контакт

81 влево.

Под действием склоненного пера руля судно прекращает катиться влево и сельсин 13 гироскопа останавливается, а при возвращении судна па прежний курс вращается в обратную сторону. Подвижный контакт 31 под общим усилием обоих сельсинов быстро возвращается в первоначальное положение. Продолжая перемещаться влево, оп накатывается на контакт-плату 28 и замыкает цепь обмотки реле 20, контакты которого размыкаются и цепь реле 22 обесточивается; размыкается цепь обмотки реле 20, контакты которого размыкаются, и цепь реле 22 обесточивается; размыкается цепь контактора 24, снимается возбуждение с динамо рулевого привода и исполнительный двигатель останавливается.

Так как судно продолжает возвращаться на курс, сельсин 13, продолжая вращаться, поворачивает контакт 81, который накатывается на плату 27. Срабатывает реле 21, замыкается цепь контактора 28, и в обмотку возбуждения динамо подается питание. Исполнительный двигатель начинает вращаться и перекладывает перо руля в нейтральное положение.

К моменту возвращения судна на заданный курс, а пера руля — в нейтральное положение сельсин 14 обратной связи разворачивает вправо контакт 31, который накатывается на плату 28. При этом реле 19 оказывается под током, контакты его ра"..ìûêàþòñÿ и цепь реле 21 обесточивается. В результате снимается возбуждение с динамо рулевого привода и исполнительный двигатель останавливается, Предлагаемый авторулевой характеризуется простотой конструкции и надежностью в работе и может быть использован на малотоннажных судах с электроприводом руля.

Предмет изобретения

1. Авторулевой для управления судном, преимущественно оборудованным электрическим управлением с аксиометром руля и гирокомпасом, включающий в себя устройство для компенсации одностороннего сноса, регулятор скорости перекладки руля, датчик курса и контактную систему с группой реле, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, он оборудован регулятором чувствительности и первичной перекладки руля, выполHpHHûì в виде подвижного стола с веерообразными контактами и смещающимся подвижным роликовым контактом, механически связанным с датчиком сигнала обратной связи, а также системой сигнализации ухода судна с курса, в которой применен поворотный диск с кольцевыми контактами, фиксирующими курс судна.

2. Авторулевой по п. 1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения изменения курса судна, в нем применен фазовращатель.

147104

Фиг. 2

Редактор P. А, Киселева

Техред Л. Бриккер Корректоры: М. П. Ромашова и Т. Н. Костикова

Заказ 39l7i7 Тираж 650 Формат бум. 60>(90 )8 Объем 0,27 изд. л. Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сагупова, 2