Стабилизатор момента заводной пружины, передаваемого балансу часов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

/, .

Класс 33а, 30 № 147143

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Подписная группа Л9 277

А. М. Курицкий

СТАБИЛИЗАТОР МОМЕНТА ЗАВОДНОЙ ПРУЖИНЫ, ПЕРЕДАВАЕМОГО БАЛАНСУ ЧАСОВ

Заявлено 24 апреля 196! г. за Лo 727790/26 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» Ме 9 за 1962 r.

Известные стабилизаторы момента заводной пружины, передаваемого балансу. часов, содержащие периодически заводимую пружину, помещаемую вблизи спускового регулятора, не имеют перспектив практического их применения ввиду того, что их конструкции не включены в основную кинематическую цепь часов.

Чтобы избежать указанного недостатка, а также обеспечить самоспуск баланса и перемещение секундной стрелки скачкообразно с заданным интервалом и повысить виброустойчивость конструкции в данном изобретении, стопорное устройство выполнено в виде триба с различным числом ступенчато расположенных спиц, взаимодействующих со стопорной втулкой промежуточной пружины, установленной на ходовом колесе.

Для укрупнения деталей стабилизатора и повышения надежности их работы стабилизирующий элемент установлен на секундной оси, а стопорный триб снабжен индукционным демпфером, состоящим из алюминиевого диска и постоянного магнита. Алюминиевый диск закреплен на оси триба, а постоянный магнит в плате часов.

На фиг. 1 показана конструкция стабилизатора момента заводной пружины, вид сверху; на фиг. 2 — то же, разрез по оси триба подзаводки на фиг. 1; на фиг. 3 — вариант конструкции стабилизатора, вид сверху; на фиг. 4 — то же, разрез по А-А на фиг. 3.

Секундное колесо 1 передает момент двигателя на стопорный триб 2 и триб 8 подзавода, вращению последних препятствует втулка 4, в которую упираются спицы 5 стопорного триба 2. Втулка 4 с укрепленным на ней ходовым колесом б имеет вырезы для прохода спиц 5 и можег свободно вращаться на трибе 8 подзавода, на котором укреплен рычаг 7 с колонкой 8. Для облегчения вращения втулки 4 на трибе 8 подзавода во втулке могут быть установлены камни- Концы промежуточной пружины 9 укреплены: наружный конец в колонке 8, а внутренний в колодке 10, запрессованной во втулку 4. Уступ колонки 8 входит в пространство между спицами ходового колеса б, препятствуя роспуску предва. № 147143 рительно подзаведенной промежуточной пружины 9 после раскручивания пружины двигателя

Ходовое колесо б под действием промежуточной пружины 9 передает постоянный момент балансу часов (на чертеже не показан). При вращении ходового колеса б наступает момент, когда один из прорезей втулки 4 пропускает спицу 5, колесная система приходит в движение, при этом вращается триб 8 подзавода с колонкой 8 и происходит подзавод:промежуточной пружины 9 на угол 60 . Движение колесной системы прекращается, когда спица 5 упрется в поверхность втулки 4 При дальнейшем движении ходового колеса б цикл повторяется через определенный интервал времени (например, через сутки), когда момент на оси триба 3 подзавода станет равным моменту промежуточной пружины 9, стабилизатор импульса перестает функционировать, и стопорный триб 2 начинает вращаться без остановки.

При повороте стопорного триба 2 на 60 секундное колесо 1 повора ивается на 6, что и соответствует повороту секундной стрелки на

1 сек.

При вращении ходового колеса б под действием момента промежуточной пружины 9 преодолевается момент трения спицы 5 о поверхность втулки 4. При правильном подборе длины спицы и радиуса втулки влияние этого момента трения практически не сказывается на моменте, передаваемом балансу.

Вариант предлагаемой конструкции предназначен для установки на секундной оси часового механизма, укрупнить детали стабилизатора и упростить конструкцию соосного узла подзавода. Промежуточное колесо 11 передает момент двигателя на стопорный триб 12, и триб 13 подзавода, последний i:ñòàíoâëåí соосно с секундным колесом 14. Роль втулки 4 (на фиг. 1 и 2) здесь выполняет ось 15 секундного колеса 14.

В стопорном трибе 12 укреплены четыре стопорные спицы 1б. Рычаг 17 служит ограничителем роспуска промежуточной пружины 18. Работа второй конструкции аналогична работе первой конструкции.

Конструкция вторая отличается от конструкции первой наличием двух промежуточных мостиков 19 и 20, в которых укреплены камнсвые опоры оси 15 и триба 18 подзавода, Наличие этих мостиков создает для секундной оси и триба подзавода независимыс соосные опоры. Секундная стрелка движется, как в обычных часах, минутная скачками через

15 сек.

Применение обоих вариантов целесообразно не только в прецизионных часах, но и в специальных часах технического назначения, в которых ооычно имеются значительныс перепады моментов, передаваемых на спусковой регулятор. В этом случае возможны весьма сильные удары стопорных спиц о стопорную втулку или ось Для смягчения этого удара предусматривается несложный индукционный демпфер, состоящий из алюминисвого диска 2(, взаимодействуlolllgIQ с магнитом 22 укрепленным на торцовой поверхности винта 23. Втулка 24 служит магнитопроводом. Тормозящий момент, вызываемый вихревыми токами, индуктированными в диске 21, пропорционален угловой скорости диска Поэтому в момент удара стопорных спиц о стопорную ось тормозящий момент будет максимальным. Тормозящее действие диска 21 можно изменять регулировкой зазора между магнитом 22 и диском 21 путем поворота винта 28

11редмет изобретения

1 Стабилизатор момента заводной пружины, передаваемого балансу часов, содержащий периодически заводимую пружину, отл и ч а ю№ 147143 шийся тем, что, с целью включения стабилизатора в кинематическую цепь часов, повышения виброустойчивости, обеспечения самопуска баланса и перемещения секундной стрелки скачкообразно с заданным интервалом, стопорное устройство выполнено в виде триба с различным числом ступенчато расположенных спиц для взаимодействия со стопорной втулкой промежуточной пружины, установленной на ходовом колесе.

2. Стабилизатор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью укрупнения деталей стабилизатора и повышения надежности его работы, стабилизирующий элемент установлен на секундной оси, а стопорный триб снабжен индукционным демпфером, выполненным в виде алюминиевого диска и постоянного магнита, соответственно закрепленных на оси триба и в плате часов. № 147143 № 147143

Составитель описания Н. М. Халецкнй

Редактор 3. А. Москвина Тскред А. Л. Камыщникова Корректор Н. В. Щербакова

Поди. к печ. 4Л -62 г Формат бум. 70Х!08 /1а Объем 0,44 изд. л.

Зак. 4304 Тираж 550 Цена 4 коп.

ЦБТИ Комитета по делам зобретений It открытий при Совете Министров ГССР

Москва. Центр, М. Черкасский пер., д. 2/6.

Типография ЦБТИ, Москва, Петровка, !4.