Устройство для стабилизации гидроакустической антенны на речном судне
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к судостроению ,в частности к судовым гидроакустическим устройствам. Цель изобретения - упрощение системы стабилизации. Устройство для стабилизации гидроакустической антенны содержит платформу, выполненную в виде понтона 8, погруженного на 0,4-0,6 своей высоты в жидкость, заполняющую отсек 1 корпуса судна. К нижней поверхности понтона 8 крепятся излучающая антенна 17 и дополнительная емкость 14, а к верхней поверхности - противовес 15, причем масса устройства уравновешивается силой поддержания воды. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„> 472342
А1
1511 4 В 63 В 39 00
ЕЕЗЮЗЧ.,", ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ll0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4254131/31-11 (22) 06.04.87 (46) 15.04.89. Бюл. № 14 (71) Ленинградский институт водного транспорта (72) 3. 5. Сегал и В. И. Гудзий (53) 629.12(088.8) (56) Лунц Я. Л; Введение в теорию гироскопов. Наука. М.: 1972, с. 268 — 276. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ГИДРОАКУСТИЧЕСКОЙ АНТЕННЫ
НА РЕЧНОМ СУДНЕ (57) Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым гидроакустическим устройствам. Цель изобретения — упрощение системы стабилизации. Устройство для стабилизации гидроакустической антенны содержит платформу, выполненную в виде понтона 8, погруженного на 0,4 — 0,6 своей высоты в жидкость, заполняющую отсек 1 корпуса судна. К нижней поверхности понтона 8 крепится излучающая антенна 17 и дополнительная емкость 14, а к верхней поверхности — противовес 15, причем масса устройства уравновешивается силой поддержания воды. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.
1472342
Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым гидроакустическим устройствам.
Цель изобретения — упрощение системы стабилизации.
На фиг. 1 схематично показано устройство, вид сверху; на фиг. 2 — ось понтона, поперечный разрез; на фиг. 3 — то же, продольный разрез.
Квадратный в плане отсек 1, состоящий из герметичных стенок и дна, установлен внутри корпуса судна вблизи борта 2. Стенка отсека, обращенная к борту 2, содержит пластмассовую пластину 3, обеспечивающую переход акустических колебаний жидкости 4, находящейся внутри отсека, в водную среду 5 вне судна. Для того, чтобы дно отсека 1 было расположено как можно ближе к днищу судна, для этого в борту образована ниша. Отсек 1 герметично связан с листами ниши 6 и днищевой обшивкой судна 7.
Квадратный в плане понтон 8 образован верхним и нижним листами, двумя плоскими транцами 9 (фиг. 3) и двумя боковыми листами 10, изогнутыми по радиусу,равному половине ширины понтона (фиг. 2). Листы 9 и 10 образуют внутреннюю раму карданового подвеса. В деталях 11, приваренных к листам 9, вдоль продольной оси понтона установлены подшипники, в которые вставлены втулки, скрепленные с внешней рамой 12 карданового подвеса.
Вдоль поперечной оси платформы во внешней раме 12 установлены подшипники, в которые вставлены втулки, скрепленные с неподвижной рамой 13. Между платформой и рамой 12, а также между рамами 12 и 13 предусмотрены малые зазоры в пределах
0,01 — 0,02 от высоты понтона. При меньшей величине начинает проявляться существенное дестабилизирующее действие боковой качки судна на платформу.
Дополнительная водоизмещающая емкость образована конусообразным листом 14, герметично соединенным с нижним листом 8.
Противовес 15 представляет собой массивное тело, прикрепленное к понтону при помощи штока 16, приваренного к верхнему листу 8. Излучающая гидроакустическая антенна 17 прикреплена к понтону при помощи штока 18, гайки 19 и соединена с электроисточником посредством гибкого кабеля 20. Объем дополнительной емкости 14 и масса противовеса 15, а также их расположение предусмотрено так, что масса жидкости 4, вытесненная понтоном с выступающими частями, равна массе понтона и скрепленных с ним тел, а центр масс и центр тяжести погруженного в жидкость объема находятся на одной вертикали, проходящей через точку пересечения осей вращения карданового подвеса.
Устройство работает следующим образом.
При неускоренном движении судна платформа сохраняет горизонтальное положение благодаря устойчивости понтона. При кратковременных возмущающих силах колебания платформы относительно равновесного положения быстро затухают вследствие вязкого сопротивления, обусловленного малыми зазорами между понтоном и рамами 12 и 13.
При качке судна с амплитудой до 3 свободная поверхность жидкости в отсеке 1 остается горизонтальной и понтон незначительно отклоняется от равновесного поло20 жения благодаря малому трению в осях карданового подвеса, обусловленному уравновешиванием сил тяжести и сил поддержания воды. Вертикальные ускорения, возникающие при качке судна, не изменяют ориентацию платформы, так как центр масс находится по вертикали, пересекающей оси вращения карданового подвеса.
Формула изобретения
1. Устройство для стабилизации гидроакустической антенны на речном судне, содержащее платформу, установленную в отсеке корпуса судна в кардановом подвесе с возможностью поворота относительно двух горизонтальных взаимно перпендикулярных осей, отличающееся тем, что, с целью упрощения системы стабилизации, платформа выполнена в виде понтона, погруженного на
0,4 — 0,6 своей высоты в жидкость, заполняющую отсек корпуса судна, и снабжена водоизмещаю щей ем костью, уста новлен ной
40 под нижней поверхностью понтона, t противовесом, закрепленным на верхней поверхности понтона, при этом центр масс устройства и центр тяжести погруженного ооъема расположены на вертикали пересечения осей вращения карданового подвеса.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что величина зазоров между платформой и внешней рамой карданового подвеса, а также между внешней рамой и неподвижными деталями отсека находится в пределах
0,p1 — 0,02 высоты платформы.
1472342
Составитель А. Логачев
Редактор Ю. Середа Техред И. Верес Корректор М. Максимишинец
Заказ 1658/20 Тираж 374 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям прп ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб.. д. 4!5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101