Тормозное устройство электродвигателя выемочного комбайна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области механизации выемки полезных ископаемых очистными комплексами и агрегатами. Цель - повышение надежности тормозного устройства выемочного комбайна в автоматическом режиме при обесточивании сети. Тормозное устройство электродвигателя /ЭД/ включает тормозной диск /ТД/ 1, закрепленный на направляющих вала 2 ротора ЭД с возможностью осевого перемещения по ним. С одной стороны ТД 1 контактирует с тормозной колодкой /ТК/ 3, жестко закрепленной на корпусе статора ЭД и соединенной посредством направляющих штоков 4 с якорем 5 электромагнита 6. С другой стороны ТД 1 контактирует с ТК 9, шарнирно закрепленными на плечах двуплечих рычагов 10, шарнирно прикрепленных к корпусу 11 статора ЭД. Противоположные плечи рычагов 10 контактируют с ТК 3 или шарнирно соединены с нею тягами 12. Между ТК 3 и корпусом статора ЭД соосно продольной оси и осям направляющих штоков 4 установлены замыкающие пружины 13 и 14. Направляющие штоки 4 установлены параллельно продольной оси ЭД с возможностью перемещения в отверстиях 7. Возможно выполнение ТК 3 из набора раздельных секторов, на направляющих каждого из которых установлены замыкающие пружины. Каждая направляющая ТК 3 жестко соединена с отдельным якорем. При отключении ЭД электромагнит 6 обесточивается. Под действием пружин 13 и 14 якорь 5 с направляющими штоками 4 и ТК 3 перемещаются справа налево и прижимаются к ТД 1. Последний воздействует на рычаги 10, которые, поворачиваясь против часовой стрелки, вводят ТК 9 в контакт с ТД 1. Происходит торможение ТД 1 и привода тягового органа, кинематически связанного с валом 2 ротора ЭД. Комбайн останавливается. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
СОЮЗ CQBETCHHX
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
ВьЕМ03НАЯ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ПАТЕНТ!1 ь.,:..";..нЕС1!АЛ
Б ibii>4G ..,А
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4081656/23-03 (22) 05.05.86 (46) 5.04.89. Бюл. № 14 (71) Тульский политехнический институт (72) Л. Г. Зысманов, В. Г. Лукнепко, В. Г. Наумова, А. Ю. Ткачев, С. Н. Смирнов, В. Д. Потапов, Л. М. Гельфанд и Д. А. Ветчинкин (53) 622.232.72 (088.8) (56) Тормозные устройства. Справочник
/Под ред. H. П. Александрова. М.: Машиностроение, 1985, с. 168, рис. 433.
Там, же, с. 136 — 138, рис. 4.7.
„„Я0„„1472667 А1 (51) 4 Е 21 С 27 02 F 16 В 55 02 (54) ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ВЫЕМОЧНОГО КОМБАЙНА (57) Изобретение относится к области механизации выемки полезных ископаемых очистными комплексами и агрегатами.
Цель — повышение надежности тормозного устр-ва выемочного комбайна в автоматическом режиме при обесточивании сети.
Тормозное устр-во электродвигателя (ЭД) включает тормозной диск (ТД) 1, закрепленный на направляющих вала 2 ротора ЭД
1472667 с возможностью осевого перемещения по ! ним. С одной стороны ТД контактирует с тормозной колодкой (ТК) 3, жестко закрепленной на корпусе статора ЭД и соединенной посредством направляющих штоков 4 с якорем 5 электромагнита 6. С другой стороны ТД 1 контактирует с ТК 9, шарнирно закрепленными на плечах двуплечих рычагов 10, шарнирно прикрепленных к корпусу 11 статора ЭД. Противоположные плечи рычагов 10 контактируют с ТК 3 или шарнирно соединены с нею тягами. Между ТК 3 и корпусом статора ЭД соосно продольной оси и осям направляющих штоков 4 установлены замыкающие пружины 13 и 14.
Направляющие штоки 4-установлены параллельно продольной оси ЭД с возможностью
Изобретение о носится к механизации выемки полезных ископаемых очистными комплексами и агрегатами и может быть использовано для торможения электродвигателей как выемочных машин так и электродвигателей, используемых в других машинах.
Целью изобретения является повышение надежности тормозного устройства выемочного комбайна в автоматическом режиме при обесточивании сети.
На фиг. 1 представлена схема тормозного устройства выемочного комбайна, встроенного в электродвигатель, продольный разрез; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1 (схема соединения дисковой тормозной колодки с двуплечими рычагами посредством тяги); на фиг. 3 — — тормозное устройство, когда якорь электромагнита жестко соединен направляющими штоками с раздельными тормозными колодками, выполненными в виде секторов диска, продольный разрез.
Тормозное устройство выемочного комбайна содержит тормозной диск 1, закрепленный на валу 2 ротора электродвигателя (не показан) посредством, например, шлицевого соединения с возможностью осевого перемещения, который контактирует с одной стороны с тормозной колодкой 3, выполненной в виде диска и жестко соединенной посредством направляющих штоков 4 из немагнитной стали с якорем 5 электромагнита 6 и шарнирно соединенной с валом 2 ротора электродвигателя с возможностью осевого перемещения. Штоки 4 установлены параллельно продольной оси вала 2 с возможностью скольжения в отверстиях 7 стенки 8 статора электродвигателя. С другой стороны тормозной диск 1 контактирует с тормозными колодками 9, шарнирно закрепленными на плечах двуплечих рычагов 10, 5
1О
Э5 перемещения в отверстиях 7. Возможно выполнение ТК 3 из набора раздельных секторов, на направляющих каждго из которых установлены замыкающие пружины.
Каждая направляющая ТК 3 жестко соединена с отдельным якорем. При отключении
ЭД электромагнит 6 обесточивается. Под действием пружин 13 и 14 якорь 5 с направляющими штоками 4 и ТК 3 перемещается справа налево и прижимается к ТД 1. Последний воздействует на рычаги 10, которые, поворачиваясь против часовой стрелки, вводят ТК 9 в контакт с ТД l. Происходит торможение ТД 1 и привода тягового органа, кинематически связанного с валом 2 ротора ЭД. Комбайн останавливается. 2 з. и. ф-лы, 3 ил.
2 шарнирно прикрепленных к корпусу 11 статора электродвигателя на концентричной продольной оси двигателя окружности. Противоположные плечи рычагов 10 контактируют с дисковой тормозной колодкой 3 или шарнирно с нею соединены тягами 12. Между дисковой тормозной колодкой 3 и стенкой 8 статора электродвигателя соосно продольной оси и осям направляющих штоков 4 установлены замыкающие пружины 13 и 14 с возможностью регулировки осевого усилия посредством, например, винтов 15 и 16, установленных в корпусе статора двигателя соосно осям пружин 13 и 14.
Возможно выполнение тормозной колодки 3 в виде набора раздельных секторов 17 и якоря 5 из раздельных якорей, каждый из которых жестко закреплен на направляющих 4 и взаимодействует с электромагнитом 6, а каждый из секторов 17 при этом может быть шарнирно соединен посредством тяги с внешним плечом рычага 10.
Устройство работает следующим образом.
При отключенном напряжении устройство нормально заторможено. При включении электродвигателя под действием магнитного поля электромагнита 6 якорь 5 притягивается к нему, перемещая за собой слева направо направляющие штоки 4 и тормозную колодку 3 (колодки 17). Пружины 13 и 14 сжимаются. Между тормозной колодкой 3 (17) и тормозным диском 1, закрепленным на валу 2 ротора электродвигателя, например, посредством шлицев с возможностью осевого перемещения образуется зазор. При этом образуется также зазор и между плечами рычагов 10 и тормозной колодкой 3 (колодками 17). Рычаги 10, шарнирно соединенные со статором электродвигателя, освобождаются от действия усилия со стороны ко1472667 лодки 3 (17) и выводят из контакта с диском 1 тормозные колодки 9, шарнирно закрепленные на них. Система растормаживается, и вал 2 ротора двигателя свободно вращается, передавая вращение кинематически связанному с ним тяговому органу (не показан). При отключении электродвигателя электромагнит 6 обесточивается. Под действием пружин 13 и 14 якорь 5 с направляющими 4 и тормозной колодкой 3 (колодками 17) перемещаются справа налево и прижимаются к тормозному диску 1, воздействуя одновременно на двуплечие рычаги 10, которые, поворачиваясь против часовой стрелки, вводят в контакт с тормозным диском 1 тормозные колодки 9. Происходит торможение диска 1, вала 2 ротора электродвигателя и всего кинематически связанного с ним привода тягового органа. Комбайн останавливается.
Для автоматической регулировки зазоров между тормозным диском 1 и тормоз- 20 ными колодками 3 (17) и 9 тормозной диск 1 закреплен на валу 2 ротора электродвигателя на направляющих, например, в виде шлицев с возможностью осевого перемещения.
Рычаги 10 могут быть шарнирно соединены тормозной колодкой 3 (колодками 17) посредством тяг 12 (фиг. 2). В случае выполнения тормозной колодки 3 в виде раздельных тормозных секторов 17 и якоря 5 в виде раздельных якорей, жестко соединенных с секторами 17 посредством направляю- 30 щих штоков 4, последние выполняются с ограничением поворота относительно своих продольных осей, например, посредством шпонок. Ограничители поворота могут быть выполнены также на якорях 5, например, в виде прорезей в них, выполненных по на- 35 ружным сторонам и взаимодействующих с ребрами, выполненными в статоре (не показаны).
Таким образом, предлагаемое тормозное устройство выемочного комбайна, встроенное 40 в электродвигатель, обеспечивает эффектиное и надежное торможение вала электродвигателя в автоматическом режиме при обесточивании сети и остановку машины в целом.
Формула изобретения
1. Тормозное устройство электродвигателя выемочного комбайна, включающее тормозной диск, установленный на валу ротора электродвигателя привода выемочного комбайна, тормозную колодку, жестко закрепленную на корпусе статора электродвигателя выемочного комбайна, якори катушки электромагнита и замыкающие пружины, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности торможения выемочного комбайна в автоматическом режиме при обесточивании сети, оно с4абжено дополнительной тормозной колодкой, двуплечим рычагом, шарнирно закрепленным на корпусе статора электродвигателя, направляющими, расположенными на валу ротора электродвигателя и направляющими штоками, установленными параллельно продольной оси электродвигателя с возможностью перемещения в отверстиях, выполненных в корпусе статора электродвигателя, а тормозной диск установлен на направляющих вала ротора электродвигателя с возможностью осевого перемещения по ним и взаимодействия с основной и дополнительной тормозными колодками, при этом основная тормозная колодка жестко соединена с якорем электромагнита посредством направляющих штоков, а дополнительная тормозная колодка установлена на одном из плеч дву.плечего рычага с возможностью кинематического взаимодействия с основной тормозной колодкой посредством другого плеча двуплечего рычага, причем между основной тормозной колодкой и корпусом статора электродвигателя соосно продольным осям электродвигателя и направляющих штоков установлены замыкающие пружины.
2. Устройство по и. 1, отличающееся тем, что тормозная колодка выполнена из набора раздельных секторов, на направляющих каждого из которых установлены замыкающие пружины.
3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что каждая направляющая тормозной колодки жестко соединена с отдельным якорем.
1472667
Соста витель A. Торопов
Редактор М. Циткина Техред,И. Верес Корректор Э. Лончакова
Заказ 1690/36 Тираж 449 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Рау шская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101