Обделка тоннеля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к тоннелестроению. Цель - снижение металлоемкости и уменьшение трудозатрат при монтаже элементов в обводненных грунтах со слабым основанием. Обделка тоннеля состоит из чугунных элементов (Э) 1, расположенных ниже горизонтального диаметра, и железобетонных Э2, расположенных в сводовой части. Чугунные Э1 соединены между собой с помощью болтовых креплений, а Э2 - при помощи штырей, причем Э1 в местах примыкания к Э2 снабжены накладками 5, которые со стороны, обращенной к Э2, снабжены направляющими штырями 8 и имеют выпуклые выступы 7. Радиус кривизны выступов 7 соответствует радиусу кривизны торцов Э2. На стороне, обращенной к Э1, жестко закреплены шпильки для фиксации соединения с ними. При монтаже обделки накладки 5 устанавливают так, чтобы шпильки с резьбой на конце входили в болтовые отверстия Э1, и жестко фиксируют их при помощи гаек 9 и шайб 10. Торцы Э2 сопрягаются с выступом 7, что обеспечивает безмоментную передачу нагрузки на Э1 и позволяет изменить в зависимости от гидрогеологических условий соотношение Э1 и 2 в кольце обделки. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1472683 А 1 г5ц 4 Е 21 D II 10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

9,!О

Фиг. 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4208354/23-03 (22) 05.12.86 (46) 15.04.89. Бюл. № 14 (71) Тоннельный отряд № 6 Мосметростроя (72) В. В. Сидорцев, Г. В. Макаревич, В. С. Сорокин и Е. С. Барский (53) 624.29 (088.8) (56) Лиманов Ю. А. Метрополитены. М.:

Транспорт, 1971, с. 42, рис. 23.

Там же, с. 44, рис. 24. (54) ОБДЕЛКА ТОННЕЛЯ (57) Изобретение относится к тоннелестроению. Цель — снижение металлоемкости и уменьшение трудозатрат при монтаже элементов в обводненных грунтах со слабым основанием. Обделка тоннеля состоит из чугунных элементов (Э) 1, расположенных ниже горизонтального диаметра, и железобетонных Э 2, расположенных в сводовой части. Чугунные Э I соединены между собой с помощью болтовых креплений. а Э 2 при помощи штырей, причем Э 1 в местах примыкания к Э 2 снабжены накладками 5, которые со стороны, обращенной к Э 2, снабжены направляющими штырями 8 и имеют выпуклые выступы 7. Радиус кривизны выступов 7 соответствует радиусу кривизны торцов Э 2. На стороне, обращенной к Э I, жестко закреплены шпильки для фиксации соединения с ними. При монтаже обделки накладки 5 устанавливают так, чтобы шпильки с резьбой на конце входили в болтовые отверстия Э 1, и жестко фиксируют их при помощи гаек 9 и шайб !О. Торцы Э 2 сопрягаются с выступом 7, что обеспечивает безмоментную передачу нагрузки на 3 и позволяет изменить в зависимости от п1дрогеологических условий соотношение 3 1 и 2 в кольце обделки. 3 ил.

1472683

Изобретение относится к тоннелестроению и может быть применено при сооружении метрополитенов, железнодорожных и автодорожных тоннелей в обводненных грунтах. 5

Целью изобретения является снижение металлоемкости и уменьшение трудозатрат при монтаже элементов в обводненных грунтах со слабым основанием.

На фиг. 1 показана обделка, общий вид; на фиг. 2 — стык между чугунным и желе1О зобетонным элементами; на фиг. 3 — накладка.

Обделка тоннеля состоит из чугунных элементов 1, расположенных ниже горизонтального диаметра, и железобетонных элементов 2, расположенных в сводовой части.

Чугунные элементы 1 соединены между собой с помощью болтовых скреплений 3, а железобетонные элементы 2 соединены между собой при помощи штырей 4. Чугунные элементы 1 в местах примыкания к железо- 20 бетонным элементам 2 снабжены накладками 5, являющимися переходными элементами, форма каждого из которых соответствует форме бортовой поверхности чугунных

1 и железобетонных 2 элементов, причем накладка 5 со стороны чугунного элемента 1 снабжена шпильками 6 для соединения с ним, а со стороны железобетонного элемента 2 выполнена с выпуклым выступом 7, радиус кривизны которого соответствует радиусу кривизны торца железобетонного элемента 2, и снабжена направляющими штырями 8.

Возведение обделки осуществляют следующим образом.

Известным способом, например буровзрывным, разрабатывают породу на ширину одного кольца, после чего с помощью бетоноукладчика производят монтаж кольца обделки. Вначале монтируют до горизонтального диаметра чугунные элементы 1, соединяя их между собой болтовыми скреплениями 3, а затем на торцы чугунных элементов 1 40 устанавливают накладки 5, монтируют железобетонные элементы 2 с использованием штырей 4 и замыкают кольцо обделки. Накладки 5 устанавливают таким образом, что шпильки 6 с резьбой на конце входят в болтовые отверстия чугунных элементов 1, и жестко фиксируют их при помощи гаек 9 и шайб 10, а торцы железобетонных элементов 2 сопрягаются с выпуклым выступом 7 накладки 5, радиус кривизны. которого соответствует радиусу кривизны торца железобетонного элемента 2, что обеспечивает безмоментную передачу нагрузки на чугунные элементы 1 и позволяет изменить в зависимости от гидрогеологических условий соотношение чугунных и железобетонных элементов в кольце обделки. Осуществляют забутовку, пикетаж и первичное нагнетание цементного раствора за обделку. Затем производят буровзрывные работы, разрабатывают породу на ширину следующего кольца, продвигают горно-проходческий механизм, и цикл повторяется.

Выполнение обделки тоннеля только в нижней части из чугунных элементов обеспечивает ее жесткость и водонепроницаемость, снижает металлоемкость и трудозатраты при монтаже сводовой части, выполненной из железобетонных элементов.

Формула изобретения

Обделка тоннеля, включающая чугунные элементы, связанные между собой при помощи узлов соединения, отличающаяся тем, что, с целью снижения металлоемкости и уменьшения трудозатрат при монтаже элементов в обводненных грунтах со слабым основанием, обделка дополнительно снабжена железобетонными элементами, установленными в верхней части обделки, а каждый из узлов соединения между чугунным и железобетонным элементами выполнен в виде накладки, которая со стороны, обращенной к железобетонному элементу, снабжена направляющими штырями и имеет выпуклый выступ, радиус кривизны которого соответствует радиусу кривизны торца железобетонного элемента, а на стороне, обращенной к чугунному элементу, жестко закреплены шпильки для фиксации соединения с ним.

1472683

Составитель В. Березкина

Редактор М. Циткина Техред И. Верес Корректор И. Муска

Заказ 1691/37 Тираж 449 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 1О1