Вертлюг

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области машиностроения ,в частности, к устройствам для закрепления различных объектов на вращающемся тросе, например метеорологических приборов на тросе приводного аэростата. Цель - повышение надежности крепления на тросе без его разрыва и улучшение условий его эксплуатации. Вертлюг состоит из двух одинаковых зажимов 1. Их прижимы 6 выполнены заодно с полуосями, установленными в отверстии цилиндрического корпуса 2. Трос 4 заводится в продольный паз 3 корпуса 2 и зажимается между торцовым выступом 17 прижима 6 и головкой болта 5 в Г-образном пазу. Паз углублен в головку болта и имеет полукруглые дно и скругленные края. Зажимы 1 установлены с продольным и поперечным зазорами относительно корпуса 2. При воздействии бокового усилия на прибор, установленный на корпусе 2, он поворачивается относительно прижимов 6 без скручивания троса 4. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

СОК)3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1.$0» 1422 ци 4 F 16 G 11/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиа/

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЭОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4252208/25-27 (22) 28.05.87 (46) 15.04.89. Бюл. N 14 (72) Б;И,Макаров (53) 621.85.054.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N - 63011, кл. В 64 В 1/50, 1944. (54) ВЕРТЛЮГ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для закрепления различных объектов на вращающемся тросе, например метеорологических приборов на тросе приводного аэростата. Цель — повышение

1472725 надежности крепления на тросе без его разрыва и улучшение условий его эксплуатации. Вертлюг состоит из двух одинаковых зажимов 1. Их прижимы 6 .выполнены за одно целое с полуосями, установленными в отверстии цилиндрического корпуса 2. Трос 4 заводится в продольный паз 3 корпуса 2 и зажимается между торцовым выступом 17 прижима 6 и головкой болта

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для закрепления различных объектов на вращающемся тросе, например метеорологических приборов на тросе привязного аэростата.

Цель изобретения — повышение надежности его закрепления на тросе и улучшение условий эксплуатации.

На фиг.1 изображен предлагаемый вертлюг, общий вид; на фиг.2 — то же, вид сверху; на фиг.3 — сечение А-А на фиг.1; на фиг.4 — сечение Б-Б на фиг.1; на фиг.5 — болт, общий вид; на фиг.б — прижим, общий вид; на фиг.7 — разрез Б-Б на фиг.1 (при исполнении вертлюга для тросов больших диаметров).

Вертлюг содержит два одинаковых зажима 1 и соединяющих их полый цилиндрический корпус 2 с продольным сквозным пазом 3 для введения троса

4. Зажим содержит болт 5, прижим б„ 2S упругую шайбу 7, гайку 8, преимущественно барашкового типа.

На стержне болта 5 выполнен Г-образный открытый паз 9 с полукруглым дном 10, паз 9 углублен в головку болта 5 на величину, меньшую радиуса троса на 0,2-0,5 мм. На резьбовой части стержня выполнена проточка 11.

Головка болта 5 имеет две параллельные лыски 12, плоскости которых перпендикулярны к образующей паза 9.

Прижим 6 выполнен за одно целое с полуосью 13, установленной в корпусе

2, и имеет продольный паэ 14 со скругленными краями для введения троса. Полуоси 14 прижимов 6 обращены в 40 корпусе 2 друг к другу и являются

5 в Г-образном пазу. Паз углублен в головку болта и имеет полукруглые дно и скругленные края. Зажимы 1 установлены с продольным и поперечным зазорами относительно корпуса 2.

При воздействии бокового усилия на прибор, установленный на корпусе 2, он поворачивается относительно прижимов 6 без скручивания троса 4.

1 з.п. ф-лы, 7 ил. неподвижными элементами узлов вращения. Установка полуосей 14.в полом корпусе 2 должна обеспечивать его вращение, и люфт корпуса 2 в продольном направлении должен составлять 0,3-0,5 мм.

По оси прижима 6 выполнено осевое сквозное отверстие 15. В средней части прижима 6 выполнен бурт 16, который служит опорой для цилиндрического корпуса 2. На прижиме 6 выполнен торцовой выступ 17, размещенный за буртом 16 с отверстием 18 под болт. Поверхность выступа 17 имеет продольную выемку 19, соосную с осевым отверстием 15. Концы цилиндрического корпуса 2 утолщены. Утолщения

20 могут иметь различную конфигурацию.

Крепление приборов на корпус 2 производится так, чтобы отталкивающие силы, действующие на него, были приложены преимущественно со стороны паза 3, на трос 4 зажимы установлены так, чтобы обеспечить продольный люфт корпуса 2 величиной 0,3-0 5 мм и гарантированный поперечный зазор относительно него.

Из-за наличия у головки болта лысок 12, одна из которых при затяж" ке гайки контактирует с опорной частью полуоси, и наличия гайки становка и снятие вертлюга производится без инструмента. При этом уменьшается время монтажа и демонтажа вертлюга из-за наличия проточки в резьбовой части болта.

Вертлюги для тросов до 5-6 мм изготавливаются согласно фиг.1-6, а для тросов диаметром до 20 мм и бо1472725 лее, согласно фиг.7. В исполнении, изображенном на фиг.7, болт 5 выполнен;ступенчатым и под упругую шайбу

7 установлена плоская шайба 21 для обеспечения зажима барашковой гайкой прижима 6, болта 5 и троса 4.

Вертлюг работает следующим образом.

Метеоприборы (не показаны) смонтированы на корпусе 2. При изменении натяжения троса 4 происходит его прокручивание. Прокручивание происходит вместе с зажимом (поворотом прижима 6 относительно корпуса 2).

Если на метеоприборы воздействуют боковые порывы ветра, то корпус 2 поворачивается относительно прижима

6 без скручивания троса 4.

Формула и з о б р е т е н и я

1. Вертлюг, содержаший полый цилиндрический корпус и соосные с ним узлы вращения, включающие подвижный и неподвижный элементы, а также узлы крепления, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности крепления на тросе без его разрыва и улучшения условий

его эксплуатации, корпус связан с узлами крепления с возможностью вращения, выполнен с продольным сквозным пазом для заведения троса и использован в качестве подвижного элемента узлов вращения, в каждый из узлов крепления введены прижим, выполненный за одно целое с полуосью, установленной в корпусе, и

5 используе,й в качестве неподв „но

ro элемента узла вращения, а также прижимной болт, упругая шайба и гайка, прижим выполнен с осевым отверс10 тием и продольным пазом для заведения в отверстие троса, края и дно паза округлены, и снабжен торцовым выступом с отверстием в нем под болт, расположенным перпендикулярно осе15 вому отверстию и продольной выемкой по оси прижима, на поверхности которого в средней части выполнен опорный бурт, стержень прижимного болта снабжен Г-образным выходящим

20 на наружную поверхность пазом с полукруглым дном, углубленным в головку, открытые края которого округлены, на наружной части стержня выполнена проточка, диаметр которой меньше внутреннего диаметра резьбы, головка прижимного болта выполнена с двумя параллельными лысками, перпендикулярными образующей паза.

2. Вертлюг по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью обЗО легчения конструкции при использовании ее для различных диаметров тросов, болт выполнен ступенчатым с утолщением в месте расположения Гобразного паза.

Б-Б

Фиг.7

Составитель Н. Гершанова

Редактор Т.Парфенова Техред Л. Сердюкова Корректор И.Муска

Заказ 1695/39 Тираж 721 Подписное

ВИИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101