Якорь электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - уменьшение массы и упрощение конструкции. В якоре 7 электрической машины выполнены чередующиеся между собой пазы, лежащие на разных уровнях. Литые проводники 1-6 верхнего слоя и проводники нижнего слоя 1Ъ-6Ъ образуют витки фаз обмотки якоря. Литые лобовые части 10 через одну охвачены стальными трубами 11, по всей длине присоединенными к крайним листам пакета якоря 7. На поверхности труб 11 образована электроизоляционная пленка. Это позволяет уменьшить вылет лобовых частей. 7 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН дц4 И 02 К !/06, 3/!2

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4240685/24-07 (22) 09.03.87 (46) 15.04,89. Бюл..М 14 (71) Кировский политехнический институт (72) В.Т,Караваев (53) 621.313.04(088.8) (56) Патент США 1! - 4268772, 310-197, 1981. (54) ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШ1Д!Ь! (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения уменьыение массы и упрощение конст„„SU„„1473009 А1 рукции. В якоре 7 электрической машины выполнены чередующиеся между собой пазы, лежащие на разных уровнях. Литые проводники 1-6 верхнего слоя и

/ / проводники нижнего слоя 1 -6 образуют витки фаз обмотки якоря. Литые лобовые части 10 через одну охвачены стальными трубами 11, по всей длине присоединенными к крайним листам пакета якоря 7. На поверхности труб

11 образована электроизоляционная пленка. Это позволяет уменьшить вылет лобовых частей. 7 ил.

1473009 .

Изобретение относится к электротехнике, в частности к якорю электрической машины с литой обмоткой, и может быть использовано в асинхрон5 ных машинах, синхронных машинах, машинах постоянного тока, частотно-управляемых асинхронных двигателях с двухсторонним питанием и т.д .

Цель изобретения — уменьшение мас- 10 сы и упрощение конструкции.

На фиг..l показана конструкция одной торцовой части якоря с литыми лобовыми частями обмотки; на фиг.2— конструкция другой торцовой части 15 этого же якоря; на фиг.3 — средний лист пакета якоря, пазы которого выполнены с прорезью и расположены в два слоя; на фиг.4 — крайний лист ротора с открытыми пазами верхнего 20 слоя и закрытыми пазами нижнего слоя; на фиг.5 — принципиальная электрическая схема фазной обмотки якоря с числом полюсов, равным 2 р=2 (фиг.1,2); на фиг.6 — разрез А-А на фиг.l, показывающий параллельное расположение лобовых частей трех фаз с соединением проводника с лобовой частью; на фиг.7 — разрез Б-Б на фиг.l, показы- . вающий параллельное расположение ло- 30 бовых частей трех-фаз с соединением проводника с лобовой частью, выполненной открытым литьем.

Проводники верхнего слоя 1-6 и, I проводники нижнего слон 1 -6 залиты 35 в соответствующих пазах верхнего и нижнего слоя пакета якоря 7, состоящего из средних листов 8 (фиг.3) выполненных с полузакрытыми пазами для уменьшения пазового рассеяния, и 40 крайних листов 9 (фиг.4) выполненных с открытыми пазами верхнего слоя и с закрытыми пазами нижнего слоя для исключения замыкания литыми лобовыми частями проводников соседних фаз об- 45 мотки. Пазы верхнего и нижнего уровней чередуются между собой.

Проводники верхнего слоя 1-6 и проводники нижнего слоя 1, -6 образуют витки фаз А, В, С (фиг.5) обмотки 50 якоря с помощью литых лобовых частей

10.

Лобовые части 10 фаз А, В, С об-1 мотки якоря через одну охвачены бесшовными холоднодеформированными тру- 55 бами ll (фиг,1-3), выполненными из стали с созданной на ее поверхности электроизоляционной пленкой и по всей длине плотно присоединеными к крайним листам 9 пакета якоря 7.

Бесшовные холоднодеформированные трубы 11 установлены на обоих торцах якоря (фиг.1-3) и изолируют выполненные открытым литьем лобовые части 10 друг друга, Изготовление якоря из одного пакета 7 значительно упрощает конструкцию электрической машины с литыми обмотками и позволяет использовать для ее производства имеющееся технологическое оборудование, применяемое для изготовления литых короткозамкнутых обмоток.

Выполнение бесшовных холоднодеформированных труб ll выполненных из материала с повышенным поверхностным электрическим сопротивлением, и присоединение их плотно к крайнему листу 9 с открытыми пазами верхнего слоя и закрытыми пазами нижнего слоя позволяет за одну операцию заливки алюминием выполнять изолированными в осевом и радиальном направлениях перекрещивающиеся лобовые части m-фазных обмоток как статора, так и ротора по любой известной схеме соединения: звезда, треугольник и т.д.

Повышение поверхностного сопротивления стальных труб .обеспечивается образованием изолирующих пленок методом оксидирования.

Установка бесшовной холоднодеформированной трубы 11 (фиг.l, 2 и 5) на всей длине литой лобовой части проводников 1,3 одной фазы А обмотки обеспечивает ее изоляцию от литых лобовых частей проводников 2, 4 и 6, 2 других фаз В и С обмотки, что позволяет выполнить литые лобовые части разных фаз А, В и С в радиальной плоскости и уменьшить вылет лобовых частей, уменьшить длину и вес якоря машины.

На боковой стенке бесшовной холоднодеформированной трубы 11, плотно присоединенной к крайнему листу

9 (фиг.4), выштампованы пазы с конфигурацией, кдентичной форме пазов

1-6, и 1 -6 крайнего листа 9, ак/ сиальные оси которых совпадают, что дает возможность машине работать в режиме тяжелых пусков при большом моменте на валу.

Выполнение станками автоматами равных радиусов изгиба бесшонных хоз

1л73 лоднодеформированных труб 1 1 (фиг . 1 и 2) на каждой торцовой поверхности якоря в радиальной плоскости упрощает конструкцию и технологию изготовления электрических машин с литыми обмотками.

Заливка алюминием может быть выполнена центробежным литьем, литьем под давлением, отливкой под действием силы тяжести или литья в свободHylo скважину, предполагающее заполнение объема реактивным газом — кислородом.

Описанные ш-фазные обмотки могут быть применены для машин постоянного тока, якорных и демпферных обмоток явнополюсных синхронных машин, а также обмоток линейных электрических машин.

009

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

Якорь электрической машины, содержащий шихтованный из листов элек5 тротехнической стали пакет с пазами, лежащими на разных уровнях, в которых расположены литые из алюминия проводники фазной обмотки, проводники, лежащие в пазах верхнего уровня, 1О соединены с проводниками нижнего уровня литыми из алюминия лобовыми частями, примыкающими к крайним листам пакета якоря, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью уменьшения массы и упрощения конструкции, пазы разных уровней чередуются между собой, а лобовые части фаз обмотки че рез одну охвачены стальными трубами, имеющими повышенное поверхностное

20 электрическое сопротивление и присое диненными к крайним листам пакета, при этом оси концевых частей труб совпадают с осями пазов.

l473009

14730U9 фиГ5

10 ф

Составитель Ф.Подольская

Редактор M Íåäîëóæåíêo Техред M.Äèäbtê Корректор С.Черни

Заказ 1722/53 Тираж 645 Подписное

BHHHfIH Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина,101

10

11