Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - снижение вибраций. Статор с обмоткой 1 установлен в корпусе 2. На подшипники 8 и 9 надеты стаканы 10 и 11 из вибропоглощающего материала. Крышка 15 фиксирующего подшипника 9 и крышка плавающего подшипника 8 закреплены на стакане. Крышка 14 закреплена на корпусе и к ней привернут стакан 11. Крышка плавающего подшипника и крышка 15 имеют наружный диаметр, равный или меньший наружного диаметра стакана. А стаканы имеют наружный диаметр, равный или меньший диаметра расточки сердечника на 0,05-0,1 мм. Для осевого натяга применен упругий элемент 17. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (5ц 4 Н 02 К 5/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 41 291 35/24-07

{22) 29,07 .86 (46) 15.04.89. Бюл. У 14 (75) А.С. Кузьмин (53) 62!,313 . 04 (088. 8) (56) Труды ВНИИЭМ. Т. 46, M., 1976, с. 113-121 . (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения— снижение вибраций. Статор с обмоткой

1 установлен в корпусе 2. На подшипники 8 и 9 надеты стаканы 10 и 11 из виброп оглашающего ма териала . Крышка 15 фиксирующего подшипника 9 и крышка 11 плавающего подшипника 8 закреплены на стакане. Крышка 14 закреплена на корпусе и к ней привернут стакан 11 . Крышка плавающего подшипника и крышка 15 имеют наружный диаметр, равньй или меньший наружного диаметра стакана. А стаканы клеют наружный диаметр, равный или меньший диаметра расточки сердечника на 0,05-0,1 мм. Для осевого натяга применен упругий элемент 7. ил.

1473013

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к судовым электродвигателям, к которым предъявляются высокие требования по

5 виброакустическим характеристикам (ВАХ).

Цель изобретения — снижение вибраций передаваемых на корпус.

На чертеже слева представлен раз- 10 рез двигателя с водяным охлаждением, сп рава — с воздушным.

Статор с обмоткой 1 установлен в корпусе 2, который изготовлен за одно целое с нижним подшипниковым щи- 15 том 3 и сваркой соединен с верхним итом 4 (зона С) ипи фланцем с креплением известным способом.

Корпус для случая с воздушным охлаждением выполняется из алюми- 20 ниевого сплава, титана и т.д., при этом для охлаждения применен осевой вентилятор, в котором для снижения шума и потерь втулка выполнена сферической на выходе и наклонной (кони- 25 ческой) для создания центробежного .эффекта.

Для случая водяного охлаждения корпус выполняется монолитным со щита- 30 ми. Водяная рубашка В образована спиральными каналами, закрытыми снаружи обечайкой, в которой вварены штуцеры 5 для входа и выхода охлаждающей жидкости.

В корпусе (щитах)установлены втулки 6, выполненные из высокопрочного материала, например, стали ШХ-15.

Ротор 7 установлен на подшипни- ках 8 и 9. На подшипники надеты ста- 40 каны 10 и 11,. выполненные из вибропоглощающего материала или композиции, например, антивибрита. Подшипники в стаканах установлены с минимальным зазором или натягом (О- 45

5 мкм) . От проворачивания наружные кольца подшипников удерживаются упругими элементами 12 и 13, например резиновыми кольцами. Стакан 10 удерживается от проворачивания, например, шпонкой, позволяющей лишь его осевое перемещение, Фиксирующий подшипник со стаканом (и ротором) удерживается крьппками 14 и 15, причем крьппка 15 (как и крьппка плавающего подшипника) закреплена на стакане, а крьппка 14 с ! помощью крепежа 16 закреплена на корпусе и к ней привернут стакан 11, а внутренняя крышка 15 присоединена к стакану отдельными крепежными деталями. Крышка плавающего подшипника и к рышка 1 5 имеют наружный диаметр, равный или меньший наружного диаметра стакана.

Для осевого натяга применен упругий элемент 17, например кольцевая пружина. Последний может быть при необходимости отделен, например, выпол. нив его разрезным, с резьбовым упором и т.д., или установлен в канавке, выполненной на стакане, т.е. без контакта с крьппкой, либо с упором его в эту крьппку через резиновую прокладку. Возможны любые другие варианты упругого поджатия удовт летворяющие требованию легкого отделения (демонтажа) упругого элемента и обязательного направления его усилия на растяжение вала для увеличения его продольной устойчивости (снижение прогиба).

С целью снижения низкочастотных вибраций стаканы могут быть вьыолнены как коль цевые амортизаторы, т. е. в виде наружной и внутренней фигурных втулок с заполнением пространства между ними упругим материалом (например, армированной резиной) °

Фигурные втулки выполняются таких размеров, чтобы при ударах они упирались одна в другую, не допусКая выборки радиальных и осевых зазоров машины. Например, при воздушном зазоре 0,2 мм, радиальный зазор между втулками 0,10-0,15 мм.

Посадочные поверхности под стаканы в корпусе обрабатываются за одну установку относительно расточки сердечники статора до размера, равного или меньшего размера расточки на

0,05-0,1 мм (в зависимости от величины воздушного зазора), для осуществления сборки — разборки машины без задевания сердечника ротора (стаканов) за сердечник статора и без задевания сердечника ротора за расточку под стакан в корпусе. Этот размер может быть равным полусумме диаметров сердечников статора и ротора, образующих воздушный зазор.

Компактность конструкции позволяет легко обслуживать машину. Например, чтобы снять статор, не трогая ротор, соединенный с механизмом, достаточно отвернуть крепление крышки 14 к стакану 11 . Если потребуется

1 473013 формула изобретения

Составитель Ф. Подольская

Техред М.Дидык Корректор С. Черни

Редактор М. Недолуженко

Заказ 1722/53 Тираж 645 Подписное

ВНННПН Государственного комитета по изобретениям и открытиям при rKHT CCCP

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина,101 вынуть ротор, не трогая статор, достаточно отвернуть крепления 16.

При этом должен быть демонтирован вентилятор, отвернут или отделен упругий элемент 17.

Эффект от изобретения заключается в снижении вибраций электрической машины путем гашения вибраций со стороны ротора в стаканах и зазорах между стаканами и посадочными поверхностями, заполненными смазкой, высокой соосности посадочных поверхностей, а также компактности и удобства обслуживания, т.е. в возможности применения в условиях с жесткичи требованиями по ВАХ при сохранении массогабаритных показателей.

Электрическая машина, содержащая сердечник статора, корпус с подшипниковыми щитами, ротор, установленный на двух подшипниках, плавающем и фиксирующем, размещенных в зафиксированных от проворота стаканах, которые имеют ширину, равную цли бсm— шую ширины наружного кольца подшип— ника, внутренние и наружные подшшп— никовые крышки и элементы крепления, наружная крышка фиксирующего подшипника прикреплена к корпусу, а крьппки плавающего подшипника соединены между собой, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью снижения вибраций, подшипниковые крышки обоих подшипников присоединены к соответствующим стаканам, наружная и внутренняя крышки плавающего подшип15 ника и внутренняя крьппка фиксирующего подшипника имеют наружный диаметр, меньший или равный наружному диаметру стаканов, а стаканы имЕют наружный диаметр, равный или мень20 ший диаметра расточки сердечника на

0,05-0,1 мм, при этом между корпусом и наружной крышкой плавающего подшипника расположен упругий элемент для создания осевого натяга, 25 направленного в сторону растяжения вала.