Вентильный электропривод постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока. Целью изобретения является повышение энергетических показателей и надежности. Электропривод содержит трансформатор 5, включенный между сетью и преобразователем 2. Выход преобразователя 2 подключен к якорной обмотке электродвигателя 1. Якорную обмотку электродвигателя 1 шунтирует тиристор 20. Вход блока 12 сравнения заданной и фактической реактивной мощности подключен к датчику 11 реактивной мощности. Выход блока 12 соединен со вторым замыкающим ключом 16. В данном электроприводе обеспечивается открытие шунтирующего тиристора 20 и регулирование угла управления преобразователя 2 по рассогласованию фактической и заданной реактивной мощности сети. 5 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
15)) 4 Н 02 Р 5/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ REHT СССР
H А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4246639/24-07 (22) ) 8,05,87 (46) 15,04,89. Бюл, N - )4 (7!) .Криворожский горнорудный институт (72) Д,И„Родькин, В.В.Каневский, А,С,Брилев, Н,Л,Апамаха, Н,M,Родькина, А,Ф,Ризноокий и Г.Х,Чаер (53) 621.316,718(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 626435) кл. 0 05 F 1/16, )978, Динкель А,Д. и др. Тиристорный электропривод рудничного подъема, М,:
Недра, 1977, с.312, (54) BEHTKIbHbM ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока, Дель изобретения — повышение знер ггтиче сках показателей и нацежности, Электрапривод содержит тр ансфор мат ор 5, включенный между сетью и преобразователем 2„
Выход преобразователя 2 подключен к якорной обмотке электродвигателя
1. Якорную обмотку электродвигателя
1 шунтирует тиристор 20 ° Вход блока
12 сравнения заданной и фактической реактивных мощностей подключен к датчику 11 реактивной мощно ти. Выхоц блока 12 соединен с вторым з а. ь кащим ключом 6, В данном электрэпрнводе обеспечивается открытие шунтирующего тиристора 20 и регулирование угла управления преобразователя
2 по р ассогласованию фактической и заданной реактивной мощности сети, 5 ил.
1473059
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для упр авления электродвигателем постоянного тока.
Ф
Цель изобретения — повышение энергетических показателей и надежности, На фиг, 1 представлена блок-схема вентильно го эл ектро привода по стоянного тока; на фиг.2 — электрическая 10 схема замыкающего ключа с трехвходовым логическим блоком И на входе, на фиг. 3 — электрическая . схема нуль-офгана с реле на выходе; на фиг,4— принципиальная схема включения реле включения; на фиг,5 - линейные диаграммы работы вентильного электропривода, Электропривод содержит электродвигатель 1 постоянного тока, подклю- 20 .ченный к нереверсивному преобразователю 2 через сглаживающий дроссель 3 и датчик 4 тока якоря, согласующий трансформатор 5, связывающий преобразователь 2 с сетью по стороне пе- 25 ременного тока, систему 6 импульснофазового управления преобразователем
2, последовательно с которой включены регулятор 7 тока и регулятор 8 скорости, на первый вход которого подается сигнал задания, на второйсигнал от датчика 9 скорости, регулируемый реверсивный возбудитель 10 с системой управления, датчик 11 реактивной мощно сти, выход которо ro свя . зан с первым входом блока 12 сравнения фактиче ской и з аданной ре активных мощностей, блок-контакт 13 реле включения, генер атор 14 упр авляющих импульсов, первый 15 и второй 16 эа- 40 мыкающие ключи с трехвходовыми логическими блоками И на входе, первый
17, второй 18 и третий 19 .нуль-органы с реле на выходе, шунтирующий тиристор 20, подключенный к зажимам двигателя 1 с про водимо стью, совпадающей с проводимостью преобразователя 2, датчик 21 тока шунтирующего тиристора, причем управляющий электрод шунтирующего тири стор а 20 через генератор 14 управляющих импульсов и первый замыкающий ключ 15 с трехвходовым логическим блоком И на входе соединен с источником питания генератора 4 управляющих импульсов, блок
12 ср авнения фактической и з аданной реактивных мощностей через второй замыкающий ключ 16 с трехвходовым . логическим блоком И на входе соединен с вторым входом регулятора 7 тока датчик 9 скорости, датчик 4 тока якоря и датчик 21 тока шунтирующего тиристора связаны с входами соответственно первого 1.7, второго 18 и третьего 19 нуль-органов с реле на выходе, выходы которых связаны с реле 22 включения, кроме того., выход первого нуль-органа, 17 с реле на выходе связан с входом С первого 15 и второго
16 замыкающих ключей с трехвходовым логическим блоком И на входе „блокконтакт 13 реле включения связывает первый вход регулятора 7 тока с выходом регулятора 8 скорости, второй вход блока 12 сравнения фактической и з аданной ре активных мощностей связан с.источником напряжения задания.
Устройство работает следующим образом, При разомкнутом контакте технологического реле (блок задания направления движения) "Вперед" или "Назад" реле включения обесточено и блокконтакт 13 реле включения, связывающий выход регулятора 8 скорости с первым входом регулятора 7 тока, замкнут. При этом сигналы на генератор 14 управляющих импульсов и с второго замыкающего ключа 16 с трехвходовым логическим блоком И на входе на второй вход регулятора 7 тока не поступают, Лунтирующий тиристор 20 при этом закрыт, ток преобразователя 2 равен нулю, Если изменяется сигнал задания на входе регулятора В скорости, то двигатель начинает разгоняться. Этот режим представлен на фиг,5 р ежим, где И вЂ” задание скоро сти И вЂ” з аданйе то ка; И вЂ” суммарный сигнал с блока 12 сравнения;
- выпрямительный ток; Qc — реак тйвная мощность, потребляемая из се-. ти, На участке, где I >О, реактивная мощность положительна, т, е, соответствует потреблению ее из сети; при Ig=0 мощность становится отрицательной, что соответствует ее генерации, например, конденсаторными батареями, Во втором режиме при спадении тока до нуля сигнал И с блока 12 сравнения фактической и заданной реактивных мощностей поступает на второй вход регулятора 7 тока (отключены контакты "Вперед", "Назад", скорость двигателя равна нулю). При этом тиристор 20 открыт и, если И >О, в цепи преобразователя проходит т ок
14 73059
Формул а изобретения
Вентильный электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель, нереверсивный преобразователь, к выходу которого подключена якорная обмотка электродвигателя, 40 реверсивный возбудитель, к выходу которого подключена обмотка возбуждения электродвигателя, датчик тока якоря, последовательно соединенный со сглаживающим фильтром и якорной 45 обмоткой электродвигателя, подключенные к выходу преобразователя регулятор тока, вход обратной связи которого соединен с выходом датчика тока якоря, регулятор скорости и дат- 50 а реактивная мощность или попр ежнему положи тел ьна, или р авна другой какой-то заданной величине.
Третий режим соответствует подготовке преобразователя 2 к приему двигательной нагрузки, Если включится любое из технологических реле "Вперед" или "Назад" блока задаьпля на правления.двигателя, то разорвется 10 .цепь питания реле 22 включения, которое своим блок-контактом 13 должно подключить регулятор 8 скорости к регулятору 7 тока, .Одновременно снимаются .управляющие импульсы с шунтирующего тиристора 20, разрывается цепь между вторым входом регулятора 7 тока и вторым замыкающим ключом 1б с трехвходовым логическим блоком И на входе, Реле включения Р обесточится 20 только тогда, когда ток в силовой цепи спадет до нуля и контакт третьего нуль-органа 19 с реле на выходе разорвет цепь питания, Положительный эффект достигается 25 за счет того, что создаются условия для выравнивания графика потребления реактивной мощности, Исключения ее перетоков, в результате снижаются потери энергии в питающей сети и по- 30 вьппается надежность электрооборудования. чик скорости, выход катар ага подключен к входу обратной связи регулятора скорости, систему импульсно-фазового управления, включенную между выходом регулятора тока и управляющиья входами преобразователя, блок задания направления движения, а тличающийся тем,что,с целью повышения энер гетических показателей и надежности, в него введены блок з адания р е активнойй мощности, датчик р е акти вв ной мощности, блок сравнеьыя фактической и заданной реактивных мощностей, к первому входу которого подключен выход датчика реактивнай мощностии, пер вый и второй з а; и какщ :е ключи с трехвходавым лаг:.ч;-ским б оком И на входе, генератор управляющих импульсов, три нуль-органа, т р =còoð, шунтирующий якорную обмотку электродвигателя, датчик тока тирисi арa» реле включения, блок-контакт которого включен между выходом регулятора скорости и пер вы м з адающи м входа и регулятора тока, причем первый эам»кающий ключ включен между вывода". источника гплтания и входам генератара управляющих импульсов, ьыхад которого соединен с управляющим электродом тиристора, второй эа ыкаюпп и ключ включен между выходам блока сравнения фактической и 3 а 7 анной р еактивных мощностей и вторым задающимм входом регулятора ток- управляющие входы замыкающих ключей соединены соответственна с выходам:-. задания
"Вперед" и "Назад" блока задания направления движения и выходом перваго нуль-органа, вход котороro подключен к выходу датчика скорости, входы второго и третьего нуль-opãàнов соединены с выходами датчиков така соответственно якоря и тиристара, входы реле включения соединены с выходаьи соответственно первого, второго и третьего нуль-орг-нов и выходами задания "Вперед" и "Назад" блока задания направления движения, 14?3059 (473059
Составитель. В,Трофименко
Техред А. Кравчук
Редактор M.Ïåòðoâà
Корректор Л,Пилипенко
Заказ 1725/55 Тираж 548 Подпи сно е
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
333035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул, Гагарина, 101