Рулевое устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к судостроению и касается рулевых устройств. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных возможностей путем обеспечения стопорения пера руля в любом положении при его перекладке. Рулевое устройство содержит перо 1 руля с обоймой 3, которое при помощи петель-шарниров прикреплено к корпусу 2 судна. В окне обоймы 3 с возможностью перемещения в вертикальной плоскости установлен румпель. На примыкающем к рулю конце румпеля смонтирован барабан, свободно вращающийся на оси. На обойме 3 закреплены тормозные колодки, взаимодействующие с барабаном. Особенностью устройства является использование троса с упругими элементами для обжатия барабана и тормозных колодок и применение румпеля в качестве рычага-усилителя. Устройство обеспечивает срабатывание и отпускание фиксирующего устройства пера 1 руля от веса руки рулевого. Кроме того, конструкция обладает свойствами механической компенсации момента гидродинамических сил и самозатягивания фиксирующего устройства пера 1 руля при увеличении внешней силы. 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1474028 (5D 4

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4269596/27-11 (22) 29.06.87 (46) 23.04.89. Бюл. № 15 (71) Ленинградский кораблестроительный институт (72) В. В. Осипов, И. Н. Дмитриева, В. П. Соколов и Е. Я. Огородник (53) 629.12.014.6 (088.8) (56) Патент США № 4231309, кл. В 63 Н 25/38, 1980. (54) РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к судостроению и касается рулевых устройств. Цель изобретения — улучшение эксплуатационных возможностей путем обеспечения стопорения пера руля в любом положении при его перекладке. Рулевое устройство содержит перо 1 руля с обоймой 3, которое при помощи петель-шарниров прикреплено к корпусу 2 судна. В окне обоймы 3 с возможностью перемещения в вертикальной плоскости установлен румпель. На примыкающем к рулю конце румпеля смонтирован барабан, свободно вращающийся на оси.

На обойме 3 закреплены тормозные колодки, взаимодействующие с барабаном. Особенностью устройства является использование троса с упругими элементами для обжатия барабана и тормозных колодок и применение румпеля в качестве рычага-усилителя. Устройство обеспечивает срабатываие и отпускание фиксирующего устройства пера

i руля от веса руки рулевого. Кроме того, конструкция обладает свойствами механической компенсации момента гидродинамических сил и самозатягивания фиксирующего устройства пера 1 руля при увеличении внешней силы. 5 ил.

1474028

20

Формула изобретения

1

Изобретение относится к судостроению и касается рулевых устройств.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных возможностей путем обеспечения стопорения пера руля в любом положении при его перекладке.

На фиг. 1 показано рулевое устройство; общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 — тоже, вид сверху; на фиг. 4 — схема разложения сил, действующих на закрепленный руль; на фиг. 5 — схема разложения сил, действующих на расторможенный руль.

Рулевое устройство содержит перо 1 руля, которое при помощи петель-шарниров прикреплено к корпусу 2 судна. На пере руля закреплена обойма 3, в окне которой с возможностью перемещения в вертикальной плоскости установлен румпель 4. На примыкающем к перу руля конце румпеля установлен поворотный барабан 5, свободно вращающийся на оси 6, расположенной вертикально. На поворотном барабане

5 закреплен и навит трос 7, ветви которого через упругие элементы 8 присоединены к рымам 9 на корпусе 2 (например, транце) судна по обеим сторонам от пера руля. На обойме закреплены тормозные колодки 10 с накладками 11 из фрикционного материала.

Рулевое устройство работает следующим образом.

В исходном положении конец 12 румпеля

4 отпущен. При этом сила натяжения троса

7 с упругими элементами 8 прижимает поворотный барабан 5 к тормозным колодкам 10. Сила трения в тормозной паре (поворотный барабан — тормозные колодки) удерживает поворотный барабан 5 с навитым на него тросом от поворота, тем самым удерживая перо руля в заданном положении. При необходимости постоянно работать на руле матрос-рулевой кладет вытянутую руку на конец 12 румпеля 4.

При этом вес руки, усиленный действием румпеля, приводит к его перемещению в вертикальной плоскости и отжиму поворотного барабана 5 с тросом 7 от тормозных колодок 10. Освобожденный поворотный барабан 5 с тросом получает возможность беспрепятственно поворачиваться на оси 6 и не ограничивает перекладку руля. При

2 работе рулем поворотный барабан легко вращается под действием перематывающегося троса 7.

При необходимости зафиксировать перо руля матрос-рулевой отпускает румпель и силы натяжения троса прижимают поворотный барабан к тормозным колодкам. При действии внешних сил, стремящихся изменить положение руля, действие силы F натянутой связи приводит к еще большему прижатию тормозной пары силой F., т.е. фиксирующее устройство самозатягивается.

В процессе работы расторможенным рулем за счет равного натяжения ветвей троса F<, Fz результирующая сила R направлена вдоль румпеля только при положении пера руля в диаметральной плоскости судна. При перекладке пера руля возникает составляющая тем большая, чем больше угол перекладки пера руля. При этом она направлена всегда в сторону, противоположную действующим на перо руля гидродинамическим силам, т.е. помогает рулевому удерживать переложенный руль, обеспечивая механическую компенсацию руля.

Рулевое устройство, содержа щее перо руля с обоймой, закрепленное на корпусе судна, румпель и фиксирующее устройство пера руля, причем румпель установлен с возможностью перемещения в вертикальной плоскости, а фиксирующее устройство пера руля включает упругие элементы, отличаюи1ееся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных возможностей путем обеспеения стопорения пера руля в любом положении при его перекладке, фиксирующее устройство пера руля выполнено с поворотным барабаном, с тросом, заведенным на барабан и прикрепленным концами к корпусу судна по обеим сторонам от пера руля, и с тормозными колодками, прикрепленными к обойме и охватывающими барабан, ось поворота которого расположена вертикально и закреплена на румпеле, а упругие элементы фиксирующего устройства пера руля установлены в линии троса по обеим сторонам от пера руля.

1474028

1474028

Соста вител ь В. Втулки н

Техред И. Верее Корректор М. Самборская

Тираж 374 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при м и Г.,НТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательскии комбинат «Патент», г. Ужгород, у . р . У л. Гага ина, 1О1