Способ деасфальтизации тяжелых углеводородных фракций
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано для деасфальтизации тяжелых углеводородных фракций. Цель изобретения - увеличение выхода деасфальзата путем снижения содржания мальтенов в асфальтите. Сущность изобретения: смесь сырья с растворителем подвергают одновременно с акустическим динамическому воздействию при градиенте скоростей 1 <SP POS="POST">.</SP> 10<SP POS="POST">4</SP> <SP POS="POST">-</SP>3 <SP POS="POST">.</SP> 10<SP POS="POST">9</SP> с<SP POS="POST">-1</SP>.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (И) Ñ51) 4 С 10 (21/00 21 06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР. (21) 3804981/23-04 (22) 26. 1 О. 84 (46) 23.04.89. Бюл. )("- 15 (71) Уфимский нефтяной институт и Башкирский государственный университет им. 40-летия Октября (72) А.Б.Марушкин, А.К.Курочкин, P.È.Ãèìàåâ и Е.А.Смородов (53) 665.75(088.8) (56) Флинн Г. Физика акустической кавитации в жидкостях. — В кн.: Фи- зическая акустика. Т. 1, M. Мир, 1967, ч. Б.
Патент ФРГ Р 3215353, С 10 С 21/00, 1982 °.Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано для деасфальтизации тяжелых углеводородных фрак" ций.
Целью изобретения является увеличение выхода деасфальтизата путем снижения содержания мальтенов в асфальтите.
Пример 1. Осуществление способа по известному способу.
Крекинг-остаток смеси нефтей плот, ностью 1,012, мол. массой 420, коксуемостью 19,2.мас.%, с содер" жанием серы 2,57 мас.%, зольностью
0 09 мас.%, условной вязкостью при
100 С 11,8, началом кипения 248 С, до 300 С выкипает 7 об.%, до 360 С—
9 об.%, до 420 С вЂ” 19 об.%, до 480 С вЂ” 42 об.%, до 500 С 58 об.%, (54)(57) СПОСОБ ДЕАСФАЛЬТИЗАЦИИ ТЯ-, ЖЕЛЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ФРАКЦИЙ путем смешения исходного сырья с парафинсодержащим растворителем, воздействия на полученную смесь акустическим полем и последующего отстаивания при нагревании с выделением целевого продукта, отличающийся тем, что, с целью увеличения выхода целевого продукта, смесь сырья с растворителем подвергают одновременно с акустическим динамическому воздействию при градиенте скоростей
1.10 — 3 10 с со следующим групповым химическим составом, мас.%: парафино-нафтеновые углеводороды 14,0; моноциклические ароматические углеводороды 9 7 бициклические ароматические углеводо.роды 10 4 полициклические ароматические углеводороды 38,6; смолы
13,3, асфальтены 12,?; сумма карбе- . нов и карбоидов 1,8, смешивают в о объемном соотношении 1:1 при 60 С с прямогонной бензиновой фракцией
70-100 С и взбалтывают. Акустическое воздействие на смесь осуществляют магнитострикционным излучателем частотой 15 кГц и звуковым давлением
140 дБ. Продолжительность озвучивания 15 мин при начальной температуре смеси 55 С. Температура смеси за время озвучивания поднимается на
10 С. Деасфальтизатную фазу от ас1474169 фальтитной отделяют отстоем. Бензиновую фракцию из деасфальтизатной и асфальтитной фаз отгоняют в токе азота. Выход асфальтита на крекингостаток 35,7 мас. . Содержание мальтенов в асфальтите 50,0 мас. . Выход деасфальтиэата на сырье 64,3 мас.X.
Деасфальтиз ат харак т ериэу ет ся следующим групповым химическим составом, мас. X: парафино-нафтеновые углеводороды — 24,2; моноциклические ароматические углеводороды 14,5; бициклические ароматические углеводороды 11,9; полициклические ароматические углеводороды 35,1; смолы—
14,3.
Пример 2. Осуществление способа при гидродинамическом воздействии. 20
Крекинг-остаток по примеру 1 смешивают с прямогонной бензиновой фракцией по примеру 1 в объемном оотношении 1:1. Гидродинамическое воздействие . на смесь осуществляют 25 высокооборотной турбинной мешалкой с числом оборотов 17 с . Градиент
4 скоростей 1 ° 10 — 10 с . Продолжительность гидродинамического воздействия 30 с. Температура смеси
60 С. Деасфальтизатную фазу от асфальтитной отделяют отстоем. Бензи.— ,новую фракцию из деасфальтизатной и асфальтитной фаз отгоняют в токе азота. Выход асфальтита на сырье
39,5 мас.%. Содержание мальтенов в
35 асфальтите 55,3 мас. . Выход деасфальтизата на сырье 60,5мас.% Деасфальтизат характеризуется следую-. щим групповым химическим составом, 40 мас. %: парафино-нафтеновые углеводороды 27,1; моноциклические ароматические углеводороды 15,7;бициклические ароматические углеводороды
10 2 полициклические ароматические
45 углеводороды 33,0; смолы 14,0.
Пример 3 ° Осуществление способа при одновременном акустическом и гидродинамическом воздействии при минимальном значении градиента скоростей 1 ° 10 с
Крекинг-остаток по примеру 1 смешивают с прямогонной бензиновой фракцией по примеру 1 в объемном соотношении 1:1. Одновременное акустическое и гидродинамическое воздейст-, вие осуществляют на гидроакустичес-;. ком аппарате с основной частотой им- пульсов давления 120 кГц, уровень звукового давления 100 дБ. Темперао
| тура смеси 60 С. Продолжительность озвучивания 30 с. Деасфальтизатную фазу от асфальтитной отделяют отстоем.
Бензиновую фракцию от деасфальтизатной и асфальтитной фаз отгоняют в токе азота. Выход асфальтита на сырье, 24,6 мас. . Содержание мальтенов в асфальтите 34,4 мас. . Выход деасфальтиэата на сырье 65,4 мас.X.
Деасфальтизат характеризуется следующим групповым химическим составом, мас.%: парафино-нафтеновые углеводороды 19,6, моноциклические ароматические углеводороды 10,5; бициклические ароматические углеводороды 14,7, полициклические ароматичес-. кие углеводороды 38,4; смолы 16,8.
Одновременное акустическое и гидродинамическое воздействие на систему крекинг-остаток — прямогонная бензиновая фракция при градиенте скоростей 1 10 с позволяет увеличить выход деасфальтизата по сравнению с прототипом на 11,1 мас.X за счет снижения содержания мальтенов в асфальтите с 50,0 до 34,4 мас.X.
Пример 4, Осуществление способа при одновременном акустическом и гидродинамическом воздействии при максимальном значении градиента скоростей 3-10 с . (Основная частота импульсов давления 1,0 кГц, уровень звукового давления 200 дБ, продолжительность озвучивания 30 с).
Способ осуществляют согласно примеру 1.
Одновременное акустическое и гидродинамическое воздействие на систему крекинг-остаток — прямогонная бензиновая фракция при градиенте о скоростей 3 10 с позволяет увеличить выход деасфальтизата по сравнению с прототипом иа 21,3 мас. за счет снижения содержания мальтенов в асфальтите с 50,0 до 20,2 мас.%.
Пример 5. Осуществление способа при одновременном акустическом и гидродинамическом воздействии при значении градиента скоростей
1 ° 10 с (основная частота импульсов давления 18 кГц, уровень звукового, давления 140 дБ, продолжительность озвучивания 30 с). Способ осуществляют согласно примеру 1. Выход асфальтита на сырье 36,6 мас.X. Содержание мальтенов в асфальтите, 42,8 мас.X. Выход деасфальтизата на
Составитель P.Àáäóëüìàíoâ
Техред А.Кравчук Корректор Л Патай
Редактор Н. Гунько
Заказ 1841/23 Тираж 446 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101
5 14741 сырье 63,4 мас. . Одновременное акустическое и гидродинамическое воздействие на систему крекинг-остаток— прямогонная бензиновая фракция при а градиенте скоростей 1 10 с позво69 6 ляет увеличить выход деасфальтизата по сравнению с прототипом на
14,5 мас.Ж эа счет снижения- содержания мальтенов в асфальтите с 50,0 до 29,7 мас.X.