Способ получения антифрикционной присадки к моторным маслам
Реферат
Изобретение относится к химии фосфорорганических соединений, в частности к получению антифрикционной присадки к моторным маслам. С целью улучшения антифрикционных свойств присадки и упрощения технологического процесса в качестве 0,0-диэфира дитиофосфорной кислоты используют алкилфениловый 0,0-диэфир дитиофосфорной кислоты, который вводят во взаимодействие с малеиновым ангидридом в среде минерального масла при 50 - 60oС. Процесс ведут в присутствии в качестве катализатора полиэтиленполиамина или N-гетероциклического амина и гидрохинона, с последующей обработкой реакционной смеси полиэтиленполиамином или N-гетероциклическим амином при 100 - 120oС. Присадка снижает коэффициент трения базового масла на 40 - 62%. 2 табл.
Изобретение относится к органической химии, а именно к способу получения новой антифрикционной присадки к моторным маслам, и может быть использовано в производстве присадок к смазочным маслам. Целью изобретения является улучшение антифрикционных свойств присадки и упрощение способа ее получения. П р и м е р 1. К раствору 75,4 г (0,1 моль) ди(С16-С18-алкилфенил)-дитиофосфорной кислоты в 66 г минерального масла добавляют 0,42 г диэтилентриамина (10 мас. от общего количества, используемого в примере) и 0,1г гидрохинона. Раствор при перемешивании нагревают до температуры 50-60оС, добавляют к нему 9,8 г (0,1 моль) малеинового ангидрида и выдерживают при этой температуре в течение 1,0-1,5 ч. К полученной реакционной массе добавляют 3,73 г (0,05 моль с учетом ранее добавленных 0,42 г) диэтилентриамина и поднимают температуру реакционной массы в течение 2,0-2,5 ч до 100-120оС. Присадку очищают фильтрованием. Выход 155 г. П р и м е р 2. Опыт ведут аналогично примеру 1, однако вместо диэтилентриамина в качестве катализатора и реагента берут тетраэтиленпентамин в количестве 9,45 г (0,05 моль), из них в качестве катализатора берут 1,0 г (12 мас. от общего количества, используемого в примере). Выход присадки 159 г. П р и м е р 3. Опыт ведут аналогично примеру 1, однако вместо диэтилентриамина в качестве катализатора и реагента берут меламин в количестве 4,2 г (0,033 моль), из них в качестве катализатора используют 0,42 г (10 мас. от общего количества, используемого в примере). Выход присадки 150,5 г. П р и м е р 4. Опыт ведут аналогично примеру 1, однако вместо диэтилентриамина в качестве катализатора и реагента берут аминоэтил-(С12-С17-алкил)имидоазолин в количестве 36,5 г (0,1 моль), из них в качестве катализатора используют 5,47 г (15 мас. от общего количества, используемого в примере). Выход присадки 184,5 г. П р и м е р 5. Опыт ведут аналогично примеру 1, однако вместо ди(С16-С18-алкилфенил)дитиофосфорной кислоты берут в качестве сырья ди(изооктилфенил)дитиофос- форную кислоту в количестве 51 г (0,1 моль). Каталитическое количество диэтилентриамина 0,21 г (5 мас. от общего количества, используемого в примере). Выход присадки 131 г. При стоянии присадка расслаивается, поэтому перед испытаниями ее надо тщательно перемешивать в разогретом состоянии. П р и м е р 6. Опыт ведут аналогично примеру 2, однако вместо ди(С16-С18-алкилфенил)дитиофосфорной кислоты берут в качестве сырья ди(полибутенилфенил)дитиофос- форную кислоту, полученную из промышленного полибутенилфенола Alk=C100-C160. Так как промышленный полибутенилфенол представляет собой 45% -ный раствор полибутилфенола в полибутене и масле-разбавителе, то дополнительное разбавление минеральным маслом не делают. Берут следующие количества реагентов: 144 г (0,02 моль основного компонента) ди(полибутенилфенил)дитиофосфорной кислоты, 0,1 г гидрохинона, 1,96 г (0,02 моль) малеинового ангидрида, 1,85 г (0,01 моль) тетраэтиленпентамина; из них 0,46 г используют в качестве катализатора (25 мас. от общего количества, используемого в примере). Выход присадки 147,1 г. Физико-химические свойства полученных присадок приведены в табл.1. Об эффективности полученных образцов судят по их влиянию на антифрикционные и противоизносные свойства базового масла. Антифрикционные свойства оценивают по установившемуся значению коэффициента трения f, противоизносные по величине среднего диаметра пятен износа неподвижных шаров D (мм) при испытании композиции, состоящей из базового масла и присадки в концентрации 0,5-3,0 мас. на четырехшариковой машине трения. В табл.2 представлены антифрикционные и противоизносные свойства образцов присадки, полученных предлагаемым способом, в сравнении с известной присадкой, определяемые по ГОСТ 9490-75 при концентрации в масле (С) 0,5-3,0 мас. Как видно из табл.2, присадки, полученные предлагаемым способом, снижают коэффициент трения базового масла на 40-62% в то время как известная присадка всего лишь на 10% Эти результаты позволяют считать полученные продукты эффективными антифрикционными присадками. Образцы, полученные с использованием полиэтиленполиаминов, более эффективны в концентрации 3,0% а образцы, полученные с использованием гетероциклических аминов, более эффективны в концентрации 0,5% в масле. При этом эти присадки также несколько улучшают противоизносные свойства базового масла. Кроме того, присадки, полученные предлагаемым способом, обладают лучшими антикоррозионными свойствами по отношению к свинцу.
Формула изобретения
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОЙ ПРИСАДКИ К МОТОРНЫМ МАСЛАМ на основе малеинового ангидрида, О,О-диэфира дитиофосфорной кислоты и амина, отличающийся тем, что, с целью улучшения антифрикционных свойств присадки и упрощения технологического процесса, в качестве О,О-диэфира дитиофосфорной кислоты используют алкилфениловый О, О-диэфир дитиофосфорной кислоты, который вводят во взаимодействие с малеиновым ангидридом в среде минерального масла при температуре 50 - 60oС в присутствии в качестве катализатора полиэтиленполиамина или N-гетероциклического амина и гидрохинона, с последующей обработкой реакционной смеси полиэтиленполиамином или N-гетероциклическим амином при температуре 100 - 120oС.РИСУНКИ
Рисунок 1MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Номер и год публикации бюллетеня: 36-2000
Извещение опубликовано: 27.12.2000