Берегозащитное сооружение

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области гидротехники. Цель изобретения - повышение надежности работы и расширение функциональных возможностей за счет использования сооружения в качестве нерестилища. Сооружение представляет собой ячеистую облицовку откоса 1 из использованных шин 2. Ниже минимального горизонта воды шины уложены вдоль откоса рядами 3 с частичным перекрытием отверстий нижележащих вышележащими шинами. Выше минимального уровня шины уложены рядами 4 поперек откоса. Вышележащие шины рядов 4 полностью перекрывают отверстия нижележащих. Внутренняя полость рядов 4 заполнена заполнителем, а рядов 3 выполнена незаполненной. Элементы связи 5 включают фигурные болты-крючки и стяжную муфту. Расположение шин рядами 3 и 4 почти полностью гасит энергию волны, нагрузка равномерно распределяется по всей поверхности покрытия. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 Е 02 В 3/12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ъ

Ъ

0 с

Фиа.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4215734/29-15 (22) 27.03.87 (46) 30.04.89. Бюл. N - 16 (7 1) Грузинский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации (72) О.А. Сичинава, М.Э. Гвилия и А.P. Сиамашвили (53) 627.2 (088.8) (56) Патент США 11 4080793, кл, Е 02 В 3/ 12, 1978.

Авторское свидетельство СССР

Ф 1395737, кл. E 02 В 3/12, 1985. (54) БЕРЕГОЗАЩИТНОЕ СООРУЖЕНИЕ (57) Изобретение относится к области гидротехники. Цель изобретения — повышение надежности работы и расширение функциональных возможностей за счет использования сооружения в ка„„SU, » 1476040 А 1 честве нерестилища. Сооружение представляет собой ячеистую облицовку откоса 1 из использованных шин 2. Ниже минимального горизонта воды шины уложены вдоль откоса рядами 3 с частичным перекрытием отверстий нижележащих вышележащими шинами. Выше минимального уровня шины уложены рядами 4 поперек откоса. Вышележащие шины рядов 4 полностью перекрывают отверстия нижележащих. Внутренняя полость рядов 4 заполнена заполнителем, а рядов 3 выполнена незаполненной.

Элементы связи 5 включают фигурные болты-крючки и стяжную муфту. Расположение шин рядами 3 и 4 почти полностью гасит энергию воды, нагрузка равномерно распределяется по всей поверхности покрытия. 1 з,п. ф-лы, 7 ил.

1476040

Изобретение относится к гидро— технике, в частности к берегозащитным сооружениям, и может быть использовано для защиты берегов искусствен- 5 ных водоемов при наличии волновых воздействий высотой волн не более

2 м, а также для защиты земляных откосов (дамб, плотин и т.п,) от размыва. 10

Цель изобретения — повышение на-, дежности работы и расширение функциональных возможностей за счет использования сооружения в качестве нерестилища. 15

На фиг. 1 показан фрагмент берегозащитного сооружения, план.; на фиг.2— разрез А-А на фиг. 1; на фиг.3 — натяжное устройство; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 3 на фиг. 5 — раз- 20 рез  — В на фиг.3; на фиг. 6 — связка шин между собой в ряду (ниже минимального горизонта); на фиг. 7— связка шин между собой в слое (выше минимального горизонта). 25

Сооружение представляет собой ячеистую облицовку откоса 1 из шин 2, которая состоит ниже минимального горизонта воды из уложенных вдоль откоса рядов 3, смещенных относитель- 30 но один другого так, что шины верхнего ряда частично перекрывают пустоты шин нижнего ряда. Выше минимального горизонта воды шины 2 уложены рядами 4 поперек откоса так, что вышележащие шины 2 полностью перекрывают нижележащие, соединенные с ними посредством элементов

5 связи. Причем пустоты рядов 4 заполнены заполнителем 6 (местный — 40 грунт, гравий, щебень шлаки и т.д.), а пустоты рядов 3 выполнены незаполненными. В случае песчаного откоса 1 под облицовкой предусмотрено устроиство однослойного есча -гра- 45 вийного фильтра. Связка шин 2 в ряды 3 и 4 осуществляется при помощи элементов 5 связи, выполненных в виде натяжного устройства, включающего фигурные болты-крючки 7 и стяжную муфту 8 с внутренним отверстием с левой и правой резьбой.

Берегозащитное сооружение работает следующим образом.

При воздействии волн на поверхность волнобойной стенки, образованной из рядов 4, происходит "дробление массы волны в вертикальном направлении на ступеньки сооружения, а в горизонтальном направлении происходит обтекание полуокружностей шин в рядах 4, т.е. волна теряет кинетическую энергию и тем самым мощность мгновенного динамического воздействия на поверхность сооружения. Кроме того, мгновенные динамические нагрузки не концентрируются в определенных местах, а распределяются равномерно по всей полуокружной поверхности рядов 4, имеющих также криволинейную в плане форму. Значительную часть от динамических нагрузок волны благодаря гибкости сооружения (шин 2) поглощает поверхность сооружения. При этом исключаются уплотнение и осадка грунта за сооружением, тем самым деформации сооружения. Если вода в водоеме находится на минимальном горизонте, то удар от гребня волны воспринимается опять-таки волнообразной частью сооружения (рядами 4), а кинетическая энергия впадины волны гасится в ячейках подводной части сооружения (в ячейках рядов 3). Динамические и статические нагрузки от температурного расширения льда или при его соударении вос1 принимается и гасится поверхностью рядов. 4 за счет упругости шин 2.

Натяжное устройство работает следующим образом.

Фигурные болты-крючки 7 слегка завинчиваются в муфту 8, после чего крючками 7 обхватывают бортовые кольца двух соседних шин 2 и затем с помощью муфты 8 стягиваются до плотной связки шин между собой.

Формула изобретения

1. Берегозащитное сооружение, содержащее блоки, выполненные из использованных шин, скрепленных между собой в вертикальном и горизонтальном направлениях элементами связи и уложенных послойно ступенчато на грунтовом откосе, при этом блоки расположены в .шахматном порядке и смещены в смежных слоях относительно друг друга в сторону откоса, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что с целью повышения надежности работы и расширения функциональных воэможностей за счет использования сооружения в качестве нерестилища, выше минимального горизонта воды шины з 1476040 уложены параллельными рядами поперек откоса со смещением в рядах таким образом, что вышележащие шины полностью перекрывают пустоты низлежащих шин, причем пустоты шин выше минимального горизонта воды заполнены наполнителем, а ниже выполнены незаполненными.

2. Сооружение по п. 1, о т„л и— ч а ю щ е е с я тем, что элементы связи выполнены в виде натяжного устройства, состоящего из фигурных болтов-крюков, охватывающих бортовые кольца соседних шин,и муфты с внутренней правой и левой резьбой, соединяющей их.

147б040

В-В

Фис. Х фее. Я б-Б

Составитель Р. Нагорная

Техред Г1.Ходанич Корректор Л. Патай

Редактор А. Долинич

Заказ 2133/28 Тираж 590 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãîðoä, ул. Гагарина,101