Амортизатор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к средствам гашения опасных колебаний и к упругодемпферным опорам и может быть использовано в любой области техники. Целью изобретения является уменьшение анизотропии и обеспечение демпфирования пространственных колебаний, что обеспечивается конструктивным выполнением устройства. За счет гофрирования колец 3 в осевом направлении, когда линии выступов и впадин гофр параллельны торцовым поверхностям амортизатора, подшипник 2 опирается на цилиндрические поверхности колец 3, и тем самым ликвидируется шаговая анизотропия амортизатора по различным радиальным направлениям колец. Кроме того, гашение колебаний осуществляется как за счет сухого трения в контактах гофрированных колец, так и за счет движения вязкой жидкости. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„SU, 1476216 А1 (511 4 F 16 F 7/14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиг.1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4199121/25-28 4199122/25-28 (22) 24.02.87 (46) 30.04.89. Бил. Р 16 (71) Казанский инженерно-строительный институт (72) И.К.Пономарев (53) 621-752(088.8) (56) Авторское свидетельтво СССР
Ф 669128, кл. F 16 F 7/00, 1979. (54) АМОРТИЗАТОР (57) Изобретение относится к средствам гашения опасных колебаний и к упругодемпферным опорам и может быть: использовано в любой области техники. Целью изобретения является уменьшение анизотропии и обеспечение демпфирования пространственных колебаний, что обеспечивается конструктивным выполнением устройства. 3а счет гофрирования колец 3 в осевом направлении, когда линии выступов и впадин гофр параллельны торцовым поверхностям амортизатора, подшипник
2 опирается на цилиндрические поверхности колец 3, и тем самым ликвидируется шаговая анизотропия амортизатора по различным радиальным направлениям колец 3. Кроме того, гашение колебаний осуществляется как за счет сухого трения в контактах гофри рованных колец, так и за счет движения вязкой жидкости. 2 з.п. ф-лы,4 ил. =
1А7621б
Изобретение относится к средствам гашения опасных колебанич и к упругодемпферным опорам и может быть использовано в любой области техники.
Цель изобретения — уменьшение анизотропии и обеспечение демпфирования пространственных колебаний.
На фиг„1 изображен амортизатор, продольньп разрез; на фиг,2 — разрез A — А на фиг.1; на фиг.3 — вариант выполнения поперечного сечения колец; на фиг.4 — часть гофрированного упругодемпфирующего элемента, аксонометрическая проекция, 15
Амортизатор содержит корпус 1, подшипник 2, между которьп и размещен многослойный гофрированный упругодемпфирующий элемент, набранный из колец 3 одинакового погеречного сечения, сопрягаемых между собой и дополнительно гофрированных в осевом направлении. Поперечное сечение каждого кольца 3 представляет собой или треугольник (фиг.1), или квадрат, 25 илsi прямоугольник (фчг,3) и каждое кольцо 3 сопряжено между собой одно- именными поверхностями. При выполнении попгре ного сечения колец 3 треугольным острия кромки колец 3 могут 30 быть cEp T ëeíû или на них сняты фас ки, а на торцовых поверхностях колец ч, 5, соприкасающихся с корпусом
1, выполнены канавки, образующие каналы 6 с переменным сечением для движения вязкой жидкости. Гофрирование колец 3 в сборе производится так. что линии выступов или впадин гофр параллельны торцовым поверхностя" опоры и сходятся в точках, лежащих на ее оси. Для ликвидации утечек вязкой жидкости из каналов б„об1>азующих гидродинамический демпфер, между корпусом 1, торцовой крышкой 7 и подшипником 2 установлены резиновые уплотнения 8. Вязкая жидкость в каналы б поступает через отверстия 9, 10, Натяг гофрированного пакета, необходимый для создания сил трения на контактных поверхностях, осуществляется установкой торцовой крышкой б до упора и может регулироваться толщиной прокладки 11.
При выполнении поперечного сечения колец 3 квадратным или прямоугольным каждое кольцо 3 контактирует с соседними кольцами по цилиндрическим и торцовым поверхностям. Коль" ца 3 устанавливаются в разъемный корпус 1, например, в виде колец.
Гофрирование всех колец 3 осуществляется так, чтобы упругая линия любого кольца 3 представляла собой пространственную кривую с двойным гофрированным в направлении оси и радиусов цилиндром. Проекции пространственных кривых упругих липий колец 3 на торцовую плоскость корпуса 1 имеют вид укороченных замкнутых эпициклоид с определенным числом конгруэнтных ветвей, а форма профиля гофр в направлении оси упругого элемента подчиняется гармоническому закону. Количество гофр упругой линии колец 3 и чисJI0 к онгруэптных ветвей эпт"циклоид рассчитывается из условия обеспечения необходимой жесткости амортизатора, а соотношение размеров сторон поперечного сечения колец 3 выбирается из условия обеспечения равночастотности амортиза-ора по всем возмо>кным направлениям колебаний объекта (не изображен). Высоты гофр 11< и 1>, определяющие как >кесткостные, ЯУ так и демпфируюц|ие свойства амортизатора, выбираются из условия обеспечения заданного уровня коэффициента усиления колебаний объекта на резонансе, Амортизатор работает следующ|им обра-,ом.
При действии ."àäèàëüíûõ нагрузок, действующих, например, вверх, кольца
3 первого слоя, контактчрующие с наружным кольцом подшипника, перемещаются в направлении действия сил, внедряясь в ответные кольца 3, контактирующие с первыми, и раздвигая их в осевом направлении. При этом в верхней части амортизатора гофры поднимаются, уменьшая свой выгиб, а в нижней — разжимаются, увеличивая его.
Силы трения на торцовых и конусных поверхностях в верхней части амортизатора увеличиваются, а в нижней— уменьшаются. За счет взаимного проскальзывания колец 3 друг относительно друга совершается работа сил трения, которая, превращаясь в тепло, рассеивается в пространство, За счет этого происходит гашение колебаний ротора. Дополнительно к гашению колебаний за счет сухого трения в контактах гофрированных колец 3 демпфирование колебаний происходит за счет движения вязкой жидкости по торцовым
14/62! б каналам гидродинамического демпфера, осуществляемого упругой волной торцовых колец, вращающейся с частотой процессии ротора. За счет гофрирова ия колец 3 в осевом направлении, r
5 когда линии выступов и впадин гофр параллельны торцовым поверхностям амортизатора, подшипйик опирается на цилиндрические поверхности колец 3 и тем самым обеспечиваются лучшие условия работы шариков или роликов, а также ликвидируется шаговая анизотропия амортизатора по различным радиальным направлечиям колец 3. 15
Формула изобретения
1.Амортизатор, содержащий корпус, размещенные в нем подшигники и многослойный гофрированный упругодемпфирующий элемент в виде пакета из слоев одинакового поперечного сечения, отличающийся тем что
3 1 с целью уменьшения анизотропии и обеспечения демпфирования пространственных колебаний, каждый слой набран из колец одинакового поперечного сечения, сопрягаемых между собой и ! дополнительно гофрирован в осевом направлении.
2.Амортизатор по и.1, о т л и ч а ю шийся тем, что поперечное сечение каждого кольна представляет собой или треугольник, или квадрат, или прямоугольник, и каждое кольцо сопряжено одноименными поверхностями с соседними кольцами °
3.Амортизатор по пп.1 и Z, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью уменьшения износа колец. острые кромки последних скруглены, а на торцовых поверхностях колец, соприка— сающихся с корпусом, выполнены канавки, Риг.2
1476216
3
Составитель В.Золотовская
Техред М.Дидык Корректор N. Васильева
Редактор М.Товтин
Заказ 2145/37 Тираж 722 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101