Щелевое уплотнение вала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области уплотнительной техники и может быть использовано в насосостроении и компрессоростроении. Цель изобретения - повышение надежности и КПД и снижение материалоемкости. Щелевое уплотнение содержит втулку 1, установленную в корпусе 2. Втулка 1 охватывает вал 3 с уплотнительным зазором 4. Поверхность скольжения 5 втулки 1 с торцов ограничена двумя линиями зигзагообразного типа, причем имеется по крайней мере одна перпендикулярная к оси вала 3 плоскость, пересекающая обе граничные линии. Втулка 1 может быть установлена в корпусе 2 жестко либо с возможностью радиального перемещения. Конструкция предусматривает разрыв окружного перетока рабочей среды, что ведет к повышению вибронадежности машины и КПД и снижению материалоемкости. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (5D 4 F 16 1 15/44
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 . Р
Фие. у
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЦТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4259664/31-29 (22) 09.06.87 (46) 30.04.89. Бюл. К- 16 (71) Сумский филиал Харьковского политехнического института им. В.И.Ленина (72) А.Н.Гулый, В.А.Марцинковский, И.С.Бережной и И.В.Боровик (53) 62-762(088.8) (56) Марцинковский В.А. Бесконтактные уплотнения роторных машин, M.: Машиностроение, 1980, с. 81. (54) ЩЕЛЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА (57) Изобретение относится к области уплотнительной техники и может быть использовано в насосостроении и камнрессоростроении. Цель изобретения — повышение надежности и КПД и
„„SU„„147 221 А1 снижение материалоемкости. Щелевое уплотнение содержит втулку 1, установленную в корпусе 2. Втулка 1 охватывает вал 3 с уплотнительным зазором 4. Поверхность скольжения 5 втулки 1 с торцов ограничена двумя линиями зигзагообразного типа, причем имеется по крайней мере одна перпендикулярная к оси вала 3 плоскость, пересекающая обе граничные линии, Втулка 1 может быть установлена в корпусе 2 жестко либо с возможностью радиального перемещения. Конструкция предусматривает разрыв окружного перетока рабочей среды, что ведет к повышению вибронадежности машины и
КПД и снижению материалоемкости.
2 ил. г
1476221
Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в насосостроении и компрессоростроении, Цель изобретения - повышение надежности,КПД и снижение материалоемкости sa счет обеспечения разрыва замкнутого циркуляционного потока.
На фиг,1 показано уплотнение, продольный разрез; на фиг.2 — развертка поверхности скольжения втулки, обращенной к валу.
Щелевое уплотнение содержит втулку 1, установленную в корпусе 2, Втулка 1 охватывает вал 3 с уплотнительным зазором 4. Рабочая поверхность (поверхность скольжения) 5 втулки 1 обращенная к валу 3, ограничена с торцов двумя граничными кривыми (ломаными) линиями 6, 7 эигзаго- 2О образного типа. Зти линии 6, 7 расположены так, что имеется по крайней мере одна перпендикулярная оси вала
3 плоскость, пересекающая (или касаю
25 щаяся) обе граничные линии 6, 7.
На фиг.2 на развертке рабочей поверхности 5 показан след 8 плоскости, перпендикулярной оси вала 3, который касается обеих граничных линий
6, 7.
ЗО
Граничные линии 6, 7 могут быть плавными или ломаными кривыми, эквидистантными или незквидистантными.
Втулка 1 может быть выполнена раз" личной формы, например: цилиндричес- 35 кая поверхность втулки 1 повторяет форму рабочей поверхности 5, т.е. вся внутренняя поверхность 5 втулки
1 является рабочей поверхностью (поверхностью скольжения) 5; втулка имеет форму обычного цилиндра, а ее рабочая поверхность (поверхность скольжения) 5, обращенная к валу 3, ограничена с торцов двумя линиями зигзагообразного типа и имеется хоФя бы одна плоскость, перпендикулярная оси вала 3, которая пересекает обе граничные линии 6, 7, Втулка 1 может быть установлена в корпусе 2 жестко либо с возможностью радиального перемещения (плавающее кольцо). На входной кромке втулки 1 могут быть установлены спрямляющие ребра 9, наличие которых усиливает эффект снижения циркуляционных сил. На фиг.1 также обозначены полость 10 низкого давления, полость 11 высокого давления.
Ц елевое уплотнение работает следующим образом.
При движении из полости 11 высокого давления в полость 10 низкого давления рабочая среда дросселируется в зазоре 4. Из-за окружных перетоков рабочей среды в обычных щелевых уплотнениях возникают циркуляционные силы, вызывающие прецессионное движение ротора. Конструкция предусматривает разрыв окружного потока рабочей среды и, следовательно, снижение вызываемых им циркуляционных сил, что повышает вибронадежность машины. формула и э о б р е т е н и я
Ц1елевое уплотнение вала, содержащее установленную в корпусе охватывающую вал с дросселирующим зазором втулку, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и КПД и снижения материалоемкости, поверхность скольжения втулки, обращенная к валу, с торцов ограничена торцовыми поверхностями зигзагообразного типа, причем граничные линии поверхности одного торца перекрыты в осевом направлении граничными ли« киями поверхности другого торца.
1476221
-б
Фиг. 2
Составитель И,Пащенко
Техред М.Дидык
Редактор М.Товтин
Корректор О. Кравцова
Заказ 2145/37
Тираж 722
Подиис«ое
ВНИИПИ Государственного комитета ло изобретениям и открытиям нри ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул. Гагарина,!01