Тренажер телеграфиста

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным для тренировки операторов "слепым" методом работы на клавиатуре печатающих (телеграфных), наборных и кодирующих аппаратов. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей путем наращивания скорости набора выше средней (после первого "плато") за счет слогового предъявления символов - "забегания" внимания с запоминанием. Тренажер содержит пульт 1 телеграфиста, блок 2 сравнения, счетчики 3, 4 и 5 (формирования кодовой информации), три дешифратора 6, 7 и 8, три шифратора 9, 10 и 11, блок 12 предъявления учебной информации, два переключателя 13 и 14, блок 15 динамического формирования вопросов, блок 16 регистрации и формирователь 17 одиночных импульсов. Применение новой методики набора информации - формирование навыка слогового набора - позволяет после первого "плато" снова наращивать скорость работы за счет сокращения временных областей ориентирования на каждый символ. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (511 4 G 09 В 13/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4333552/24-24 (22) 20.10.87 (46) 30.04.89. Бюл. ¹ 16 (72) Н.И.Кудряшов, В.А.Кирюхин, Е.В.Мухортов и А.П.Долгов (53) 681.3.071(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1314366, кл. (09 В 13/02, 1985. (54) ТРЕНАЖЕР ТЕЛЕГРАФИСТА (57) Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным для о тренировки операторов слепым методом

-работы на клавиатуре печатающих (телеграфных), наборных и кодирующих аппаратов. Цель изобретения — расширение дидактических возможностей путем наращивания скорости набора выше средней (после первого "плато") за о ( счет слогового предъявления символов"забегания" внимания с запоминанием.

Тренажер содержит пульт 1 телеграфиста, блок 2 сравнения, счетчики 3,4 и 5 (формирования кодовой информации); три дешифратора 6,7 и 8, три шифратора 9,10 и 11, блок 12 предъявления учебной информации, два переключателя 13 и 14, блок 15 динамического формирования вопросов, блок 16 реги-. страции и формирователь 17 одиночньк импульсов. Применение новой методики набора информации — формированиенавыка слогового набора -позволяет после первого "плато" снова наращивать скорость работы за счет сокращения времен. ных областей ориентирования на каждый символ. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

1476513

Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным для тренировки операторов слепым методом работы на клавиатуре печатающих (теле5 графных), наборных и кодирующих устройств.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей тренажера путем наращивания скорости набора 10 выше средней скорости работы за счет слогового предъявления символов ("забегания" внимания с запоминанием), сокращающего общее время работы.

На фиг. 1 представлена структурная 15 схема тренажера; на фиг. 2 - функциональная схема блока сравнения.

Тренажер телеграфиста содержит пульт 1 телеграфиста, выполненный на микровыключателях в виде клавиатуры 20 телеграфного аппарата, блок 2 сравнения, счетчик 3 формирования кодовой информации гласных букв, счетчики 4 и 5 формирования кодовой информации согласных букв,дешифраторы6-8,шифрато-,,25 ры 9-11, блок 12 предъявления учебной информации, переключатели l3 и 14, блок 15 динамического (случайного} формирования вопросов, блок 16 ре" гистрации и формирователи 17 и 18 30 одиночных импульсов (с кнопками "Пуск" и "Сброс" соответственно; не пока заны).

Блок 12 выполнен в виде индикаторов 19 символов.

Блок 15 образуют счетчик 20 (с предварительной установкой), одно» вибратор 21, генератор 22 (с высокой частотой следования импульсов), элемент И 23, элементы ИЛИ 24 и 25 и элемент 26 задержки.

Блок 16 включает счетчик 27 (числа правильных ответов), счетчик 28 (числа ответов с регулируемым числом счета), элемент ИЛИ 29 и индикатор 3045

"Стоп".

Блок 2 содержит элементы И 31, . первый и второй элементы ИЛИ 32 и 33, элемент 34 задержки и элемент 35 запрета.

Устройство работает следующим образом.

Предварительно переключателем 14 подготавливают тренажер для предъявления слогов, состоящих из согласной и гласной букв, переключатель (не поФ казан) счетчика 20 устанавливают в первое. положение, обеспечивающее появление импульса на выходе при поступлении второго импульса на вход, а переключатель (не показан) счетчика

28 устанавливают в положение "100".

Включают питание. Запускается генератор 22. Оператор нажимает кнопку "Сброс". Импульсы с выхода формирователя 18 устанавливают счетчики

3 — 5 в исходное состояние. Затем нажимают кнопку "Пуск", обеспечивая подачу импульса с выхода формирователя

17 через элемент 24 в счетчик 20, а через элемент 25 — на вход одновибратора 21, который запускается ° Импульс с выхода одновибратора 21 поступает на вход элемента И 23, обеспечивая прохождение через последний импульсов с выхода генератора 22, длительность которых в десятки раз меньше длительности импульса с выхода одновибратора 21.

Импульсы с выхода элемента И 23 подаются на счетные входы счетчиков 3 и 4, обеспечивая их случайное состояние; На одних из выходов дешифраторов 6 и 7 соответственно данному случайному состоянию счетчиков 3 и 4 появляются единичные потенциалы, которые поступают на соответствующие входы шифраторов 9 и 10 соотве.ственно и на соответствующие входы блока 2.

Кодовые комбинации соответствующйх знаков. согласного с выходов шифратора 10 и гласного с выходов.шифратора 9 поступают на входы индикаторов

19, высвечивая слог из двух знаков (букв), например "ЛО".

Обучаемый запоминает слог "ЛО" и воспроизводит его первую букву "Л", ударяя пальцем руки по соответствующей клавише (не показана) пульта 1.

Если обучаемый правильно определил клавишу, то при ударе происходит замыкание контакта микровыключателя, обеспечивающего появление импульса.

Этот импульс поступает на вход элемента И 31 блока 2, соответствующего данной клавише, и через элемент ИЛИ

ЗЗ на вход элемента 34, время задержки которого равно длительности срабатывания элемента И 31. Импульс с выхода элемента И 31 (так как на его входе имеется единичный потенциал с выхода дешифратора 7) поступает через элемент ИЛИ 32 на вход блока 16, фиксируя в счетчике 27 правильный ответ, и на вход элемента ИЛИ 29. Задержанный импульс с выхода элемента

34 поступит на информационный вход

5 147651 элемента 35, но дальне не проходит, так как на управляющий вход последнего подается единичный потенциал с выхода элемента ИЛИ 32, Импульс с выхода элемента ИЛИ 29 поступает на вход счетчика 28, фиксируя ответ, и через элемент ИЛИ 24 блока 15 на вход счетчика 20, на выходе которого появляется импульс. переполнения. Этот им- 10 пульс поступает на вход элемента 26 задержки и через элемент ИЛИ 25 запускает одновибратор 21, обеспечивая прохождение последовательности импульсов с выхода генератора 22 на 1Б счетные входы счетчиков 3 и 4 и их новое случайное состояние.

На одних из выходов дешифраторов 6 и 7, соответствующих данному случайному состоянию счетчиков 3 и 4 соот- 2р ветственно, появляются единичные потенциалы, которые поступают на соответствующие входы шифраторов 9 и 10 соответственно и на соответствующие входы второй группы входов блока 2. 25

Кодовые комбинации знаков с выходов шифраторов 9 и 10 поступают на входы индикаторов 19, высвечивая новый слог иэ двух букв, например. "КА". Задержанный импульс с выхода элемента 26 З0 возвращает счетчик 20 в исходное состояние.

Если обучаемый наверно определил клавишу, импульс, появившийся при ударе по клавише, поступает на вход соответствующего элемента И 31, на другом входе которого присутствует ноль, а следовательно, и на выходах данного, элемента И 31, элемента ИЛИ 32 и на управляющем входе элемента 35 присутствует нулевой потенциал. Поэтому импульс через элементы 33 — 35 поступает на вход блока 16, фиксируя в счетчике 28 ответ, и через элемент

ИЛИ 24 блока 1$ на вход счетчика 20.

Импульс переполнения аналогично описанному вызывает появление на ицдикаторах 19 следующего слога.

При воспроизведении (ударе по клавише) второй буквы первого слога "0" в зависимости от того, верно или неверно он определен, на соответствующем выходе блока 2 появляется импульс, который фиксируется соответствующими счетчиками 27 и 28 (или 28) и sàïèñûâàeò "1" в счетчик 20. При воспроизведении первой буквы второго слога ("К") на выходе счетчика 20 появляется импульс, который высвечи3 в вает на индикаторах 19 новый (третий): слог из двух букв. Работа элементов устройства аналогична описанной.

После воспроизведения обучаемым второй буквы 50-го слога (сотого удара по клавишам) на выходе счетчика 28 появляется импульс переполнения, по которому светится индикатор 30 Стоп, предупреждающий оператора (преподавателя) о снятии показаний со счетчика 27. По числу правильных ответов судят о приобретении навыка слогового двухбуквенного набора знаков и готовности оператора к переходу для тренировки навыка слогового трехбуквенного набора знаков.

Для перехода к трехбуквенному предъявлению слога переключатели 13 и 14 устанавливают в положение "Включено", переключатель счетчика 20 во второе положение, переключатель счетчика 28 — в положение "150".

Перед началом предъявления слога (трехбуквенного) нажимают кнопку

"Сброс", а затем кнопку "Пуск" два раза.

Работа блоков и элементов тренажера аналогична описанной для двухбуквенного набора знаков.

После воспроизведения обучаемым третьей буквы 50-го слога (стопятидесятого удара по клавишам) на выходе счетчика 28 появляется импульс, по которому светится индикатор 30

"Стоп", предупреждающий оператора (преподавателя) о снятии показаний со счетчика 27. По числу правильных ответов судят о приобретении оператором навыка слогового трехбуквенного набора знаков.

Использование изобретения расширяет дидактические воэможности устройства для. тренировки телеграфистов йозволяет ликвидировать так называемое плато, т.е. прекращение увелии и чения скорости набора при достижении средней скорости работы порядка 10001200 групп в час (100-120 ударов в минуту). У оператора, достигшего первого "плато", сформирована стратегия посимвольной ориентировки и набора текста, в которой точкой отсчета начала движения является клавиша основного ряда (прототип). Для дальнейшего роста скорости работы в тренажере применен слоговый набор, т.е. одновременно предлагается (предъявляется) группа символов, составляющих слог

1476513

Составитель А.Карлов

Техред М.Ходанич Корректор М Пожо

Редактор А.Orap

Заказ 2160/51

Тираж 470

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород,. ул. Гагарина,101 слова, при этом обучаемый начинает движение с клавиши символа, набранного последним.

При постоянном времени, необходимом на исполнение движения по набору одного символа (знака), сокращение общего времени работы происходит за счет исключения затрат на возвращение руки в исходное положение и, главным образом, за счет сужения временнных областей ориентирования на каждый символ

Формула из обретения 15

1. Тренажер телеграфиста, содержащий пульт телеграфиста,. выходы которого соединены с соответствующими входами первой группы блока сравнения 20 входы второй группы которого подключены к соответствующим выходам первого и второго счетчиков, информационные входы которых соединены соответственно с первым и вторым выхода- 25 ми первого переключателя, вход которого подключен к выходу блока динамического формирования вопросов, первый и второй выходы блока сравнения соединены с соответствующими входами 30 блока. регистрации, первый и второй дешифраторы и блок предъявления учебной информации, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены третий счетчик, третий дешифратор, второй переключатель, формирователь одиночных импульсов и первый, второй и третий шифраторы, выходы которых соединены с соответствующими входами блока предъявления учебной информации, а входы - с выходами соответственно первого, второго и третьего дешифраторов, входы которых подключены к выходам первого втоФ рого и треТьего счетчиков соответственно, информационный вход третьего счетчика соединен с выходом второго переключателя, вход которого подключен к выходу блока динамического формирования вопросов, первый и второй входы которого соединены соответственно с выходами блока регистрации и формирователя одиночных импульсов.

2. Тренажер по п.: 1, о т л и ч а ю шийся тем, что блок динамического формирования вопросов содержит первый элемент ИЛИ, первый и-второй входы которого являются соответствующими входами блока, а выход соединен с С-входом счетчика, R-вход которого подключен к выходу . элемента задержки, а выход — к входу элемента задержки и первому входу второго элемента ИЛИ,:второй вход которого соединен с вторым входом первого элемента ИЛИ, а выход - с входом одновибратора, элемент И, выход которого является выходом блока, а первый и второй входы подключены к выходам соответственно одновибратора и генератора.