Устройство для позиционирования магнитных головок
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано во внешних запоминающих устройствах вычислительных машин в качестве механизма точного позиционирования магнитных головок. Для повышения быстродействия и динамической точности позиционирования магнитных головок каретка выполнена в виде двух параллельных валов, с одним из которых кинематически связан пьезоэлектрический двигатель, выполненный в виде диска, каждый из электродов которого, расположенных на торцах диска, разделен на три части - центральную 19, 20 в виде круга, усеченного параллельными хордами и две боковые в виде симметричных равновеликих сегментов 21 (22). Проекции хорд на один из торцов диска образуют квадрат с углами, лежащими на контуре диска, который установлен в кассете, поджимающей пьезоэлектрический двигатель через упор к опорной плоскости одного из валов каретки. Упор установлен в точке пересечения проекций хорд, делящих электроды, боковые части которых соединены с выходной шиной генератора 23, другая выходная шина которого через коммутатор 24 соединена с центральными частями электродов. 5 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (И) ЮВ 4 G 11 В 21/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ, СССР (21) 4080194/24-10 (22) 13. 05. 86 (46) 30.04.89. Бюл. У 16 (71) Киевский научно-исследовательский и конструкторский институт периферийного оборудования (72),В.И.Черный, А.П.Шуляренко, В.П.Федотов и Я.С.Коган (53) 681.84.083.8 (088.8) .(56) .Авторское свидетельство СССР
У 1015433, кл. G 11 В 17/04, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ МАГНИТНЫХ ГОЛОВОК (57) Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано во внешних запоминающих устройствах вычислительных машин в качестве. механизма точного позиционирования магнитных головок. Для повышения быстродействия и динамической точности позиционирования магнитных головок каретка выполнена в виде двух параллельных валов, с одним из которых кинематически связан пьезоэлектрический двигатель, выполненный в виде диска, каждый из электродов которого, расположенных на торцах диска, разделен на три части — центральную
19 (20) в виде круга, усеченного параллельными хордами, и две боковые в виде симметричных равновеликих сегментов 21 (22). Проекции хорд на один из торцов диска образуют квадрат с углами, лежащими на контуре диска, который установлен в кассете, поджимающей пьезоэлектрический двигатель через упор к опорной плоскости одного из валов каретки. Упор установлен в точке пересечения проекций хорд, делящих электроды, боковые части которых соединены с выходной шиной генератора 23, другая выходная шина которого через коммутатор
24 соединена с центральными частями электродов. 5 ил.
1476530
Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано во внешних запоминающих устройствах вычислительных машин н качестве механизма точного позиционирования магнитных головок.
Цель изобретения — пон1>шипение быстродейс:гш1я и динамической точности позицпонпронан11я магнитных головок.
На фиг.1 представлено устройстно, нид снерху; на фиг.2 — то же, вид сбоку; на фиг.3 — разрез Л-А на фиг.1; на фиг.4 — пьезоэлектрически11 15 двигатель сп схемой подключения; на фиг.5 — схема распределения амплитуд, колебаний пьезоэлектрического двигателя.
Устройство содержит корпус 1 20 (фиг. 1), каретку 2 (фиг. 2), выполненную 13 виде параллел1ных цилиндрических стержней 3 и 4, жестко связанных между собой держателями 5 и б, стержень 3 установлен в цилиндрической направляющей 7 корпуса 1 (фиг. 1), стержень 4 имеет опорную плоскость 8 (фиг,3), выполненную в виде лыски, на его конце смонтирована магнитная голонка 9, вторая магнитная головка 10 (фиг.2) закреплена
«а корпусе держателя 11. Пьезоэлектрический двигатель 12, выполненный в виде диска из пьезокерамики (например, ЦТБС-З, g 35 4 мм), установлен н кассете 13, закрепленной в корпусе на оси 14 с возможностью вращения, кассета с пьезоэлектрическим двигателем поджата пружиной 15 через фрикционный узел 16 (фиг.3) к опор- 40 ной плоскости 8 стержня 4, имеющего упор н опору 17 вращения.
Фрикционный узел 16 из износоустойчивого материала расположен на пьезоэлектрическом двигателе 12 в месте 18 разделения электродов (месте максимальных колебаний). Каждый электрод разделен (фиг.4) промежутками в виде параллельных. хорд (например, химическим травлением) на центральную часть 19 (20 с противоположного торца) и две боковые в виде сегментов 21 (22 с противоположного торца), проекции хорд электродов противолежащих торцев на одну из плоскостей образуют описанный квадрат. Все сегменты 21 и 22 электрически соединены между собой и подключены к одной из шин генератора
23 электрических колебаний, а центральные части 19 и 20 через коммутатор 24 подключены к второй шине генератора.
Устройство работает следующим образом.
При включении генератора в сеть по цепи: заземленная шина генератора 23 — коммутатор 24 — электрод 19— боковые сегменты 21 и 22 — вторая шина генератора 23 (фиг.4), начинает протекать ток, а.в пьезоэлектрическом двигателе 12 устанавливается стоячая волна деформации контурной моды колебаний и ортогональная ей радиальная мода колебаний.
В результате фрикционный узел 16, закрепленный в месте 18 максимальных колебаний (деформаций), движется по эллипсообразной траектории, как показано на фиг.5,где заштрихована зона минимальных амплитуд колебаний и максимальныхмеханических напряжений заштрихована, а зона максимальных амплитуд колебаний и минимальных механи-. ческих напряжений показана без штриховки. При таком движении фрикционного узла 16, укрепленного на пьезоэлектрическом двигателе 12 (фиг.3), установленном в кассете 13, закрепленной в корпусе 1 на оси 14 (фиг.1) и подпружиненной пружиной
15, обеспечивается фрикционное взаимодействие фрикционного узла 16 с опорной плоскостью 8 стержня 4, имеющего упор в опору 17 вращения.
Фрикционный узел 16 движется вправо, увлекая за собой каретку 2, состоящую из стержней 3 и 4, жестко связанных держателями 5 и 6, при этом стержень
3 скользит в направляющей 7 корпуса
1, задавая прямолинейность движения каретки 2. В результате магнитные головки 9 и 10 (последняя закреплена на держателе 11), перемещаются относительно носителя информации (не показан).
Реверсирование движения осуществляется коммутатором 24, который отключает электрод 19 и подключает к генератору электрод 20. При этом изменяются фазовые соотношения между контурной и радиальной модами колебаний пьезоэлектрического двигателя 12, что приводит к изменению напранления движения фрикционного узла
1476530
5
f0
Фиг.2
16 на обратное (показано на фиг.5 пунктирной линией).
Выполнение пьезоэлектрического двигателя в виде диска с разделенными электродами и его непосредственная связь с кареткой позволяют повысить скорость позиционирования магнитных головок и динамическую точность. формула и з обретения
Устройство для позиционирования магнитных головок, содержащее каретку, установленную в направляющих корпуса и имеющую опорную плоскость, к которой через фрикционный узел поджат пьезоэлектрический двигатель, электроды которого через коммутатор соединены с выходными шинами генератора, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения быстродействия и динамической, точности позиционирования магнитных головок, каретка выполнена в виде двух параллельных цилиндрических стержней, жестко связанных между собой, один из которых установлен в направляющей корпуса, а опорная плос1 кость выполнена на другом стержне, 5 пьезоэлектрический двигатель выполнен в форме диска с электродами на торцах, каждый электрод разделен на три части — центральную в виде круга, усеченного параллельными хордами, и две боковые в виде симметричных равновеликих сегментов, проекции хорд на один иэ торцов диска образуют квадрат .с углами, лежащими на контуре диска, который установлен в кассете, размещенной на корпусе с возможностью поджима цилиндрической поверхности диска через фрикционный узел к опорной .плоскости стержня, ко.торый кинематически связан с другой
2р направляющей, выполненной в виде опоры вращения, при этом фрикционный узел установлен в точке пересечения проекций хорд, делящих электроды, боковые части электродов соединены
25 с выходной шиной генератора, а центральные части через коммутатор — с другой выходной шиной генератора.
1476530
Корректор М.Максимишинец
Редактор А.Огар
Заказ 2162/52 Тираж 559 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", .г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Составитель С.Ильчук
Техред М.Ходанич
Х no8epegmn