Безэксцентриковое универсальное мотовило
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению. Цель изобретения - снижение потерь урожая. Безэксцентриковое универсальное мотовило содержит пустотелый вал, лучи, граблины с пальцами и механизм поворота граблин. Последний состоит из эллиптического солнечного колеса 9 и эллиптических 10 и овальных 11 сателлитных колес планетарного редуктора 8. Каждое овальное колесо 11 установлено последовательно относительно эллептических сателлитного 10 и солнечного 9 колес. Оси вращения эллиптических колес 9 и 10 расположены в фокусе их эллипса и лежат на двух прямых, расположенных во взаимно-перпендикулярных плоскостях. При работе мотовила колеса 10 и 11 вместе с корпусом редуктора 8 совершают переносное вращательное движение вокруг вала 12. При этом 10 и 11, обкатываясь вокруг неподвижно закрепленного колеса 9, получают вращательное движение с переменной угловой скоростью. Угловая скорость граблин в момент соприкосновения со стеблями минимальная во избежание вымолота зерна. После соприкосновения граблин с колосьями угловая скорость мотовила увеличивается и во время срезания стеблей достигает максимума. Траектория движения пальцев обеспечивает подъем стеблей нормальной, средней и полной полеглости. 5 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК д 4 А 01 D 57/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4241617/30-15 (22) 08.05.87 (46) 07.05.89. Бюл. № 17 (71) Грузинский политехнический институт им. В. И. Ленина (72) P. Ш. Варсимашвили и М. P. Кахиани (53) 631.352.3 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1207424, кл. А 01 D57/02,,1983. (54) БЕЗЭКСЦЕНТРИКОВОЕ УНИВЕРСАЛЬНОЕ МОТОВИЛО (57) Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению. Цель изобретения — снижение потерь урожая. Безэксцентриковое универсальное мотовило содержит пустотелый вал, лучи, граблины с пальцами и механизм поворота граблин. Последний состоит из эллиптического солнечного колеса 9 и эллиптических 10 и овальных 11 сателлитных колес планетарного редуктора 8.
Каждое овальное колесо 11 установлено по„„SU„„1477304 A 1 следовательно относительно эллиптических сателлитного 10 и солнечного 9 колес. Оси вращения эллиптических колес 9 и 10 расположены в фокусе их эллипса и лежат на двух прям ых, расположенных во вза им но перпендикулярных плоскостях. При работе мотовила колеса 10 и 11 вместе с корпусом редутора 8 совершают переносное вращательное движение вокруг вала 12. При этом колеса 10 и 11, обкатываясь вокруг неподвижно за крепленного колеса 9, получают вращательное движение с переменной угловой скоростью. Угловая скорость граблин в момент соприкосновения со стеблями минимальная во избежание вымолота зерна.
После соприкосновения граблин с колосьями угловая скорость мотовила увеличивается и во время срезания стеблей достигает максимума. Траектория движения пальцев обеспечивает подъем стеблей нормальной. средней и полной полеглости. 5 ил.
1477304
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и предназначено для использования в жатках, преимущественно для уборки зерновых и зернобобовых культур.
Цель изобретения — снижение потерь урожая.
На фиг. 1 изображено мотовило, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3— планетарный редуктор; на фиг. 4 — схема движения пальцев при работе на начальной или средней полеглости стеблей; на фиг. 5— схема движения пальцев при уборке стеблей полной полеглости.
Предлагаемое мотовило включает пустотелый вал 1, лучи 2, установленные на валу
1, и граблины 3. На трубчатых основаниях граблин 3 закреплены пальцы 4. Основания граблин 3 установлены на валах 5 и зафиксированы на них стопорами 6. Валы 5 установлены с возможностью поворота в головках 7 лучей 2. Механизм поворота граблин 3 включает установленный на валу 1 в середине длины мотовила планетарный редуктор
8, который состоит из солнечного эллиптического колеса 9, эллиптических 10 и овальных
11 сателлитных колес. Солнечное колесо 9 установлено на неподвижно закрепленном валу 12. Сателлитные колеса 10 и 11 установлены соответственно на валиках 13 и 14.
На шлицевом конце валика 14 закреплен кривошип 15, который через шатун 16 соединен с коромыслом 17, закрепленным на валу 5. Кривошипы 15 совмещены с малыми осями овалов сателлитных колес 11. Вал 12 солнечного колеса 9 установлен в пустотелом валу 1. На конце вала 12 закреплен сектор 18, который через болт 19 связан с рамой 20 комбайна (не показан). Сектор 18 снабжен пазом. Нужное положение граблин 3 относительно стеблей и колес относительно граблин 3 обеспечивается поворотом вала 12 с неподвижным колесом 9 при помощи сектора 18 и болта 19, а также соответствующей установкой кривошипа 15 по отношению колеса 11 с помощью шлицевого соединения валика 14 и кривошипа 15.
Количество сателлитных колес 10 и 11 равно количеству граблин 3 на мотовиле.
На валу 1 закреплена звездочка 21, которая при помощи приводной цепи 22 связана со звездочко" 23. На оси звездочки 23 закреплено эллиптическое колесо 24, которое находится в зацеплении с ведущим эллиптическим колесом 25, закрепленным на валу общего привода комбайна (не показан) .
Для натяжения цепи 22 используются круглые звездочки 26 и 27, которые с помощью пальцев шарнирно закреплены на рычаге
28. Последний шарнирно закреплен на раме
20 комбайна. Оси вращения эллиптических колес 9, О, 24 и 25 расположены в фокусах их эллипсов, а овальных колес 11 — в точке пересечения большой и малой осей.
Мотовило работает следующим образом.
При работе мотовила на начальной или средней полеглости стеблей зерновых отвинчивают стопоры 6, поворачивают граблины 3 на валах 5 так, чтобы угол между плоскостью пальцев 4 и коромыслом 17 составлял 80 — 90, а при работе мотовила на полной полеглости стеблей указанный угол должен составлять 50 — 60 .
От общего привода комбайна через эллиптические колеса 24 и 25 и цепную передачу 21, 22 и 23 вал 1 мотовила и редуктор
8 получают вращательное движение с переменной угловой скоростью. Колеса 10 и 11 вместе с корпусом редуктора 8 совершают переносное вращательное движение вокруг вала 12. При этом движении колеса 10 и 11, обкатываясь вокруг неподвижно закрепленного колеса 9, получают вращательное движение с переменной угловой скоростью.
С помощью кривошипа .15, шатуна 16, коромысла 17, вала 5 и граблин 3 пальцы 4 получают качательное движение с переменной угловой скоростью. Угловая скорость граблин 3 в момент соприкосновения со стеблями (во избежание вымолота зерна) мини25 мальная. После соприкосновения граблин 3 с колосьями угловая скорость мотовила увеличивается и во время срезания стеблей и очистки от них режущего аппарата (не показан) достигает своего максимума.
Для построения траектории движения пальцев 4 определяют функцию положения планетарного ряда колес 9 — 11.
Функция положения пары эллиптических колес 9 и 10 в простом ряду определяется за35 Висим остью зависимость между углами поворота колес
10 и 11 в простом ряду выражается уравне40 где а<= / †средн передаточное отноше45 ние колес 9 и 10:
B2=2 — среднее передаточное отношение колес 10 и 11;
8. — эксцентриситет эллипсов;
, Y и ф — углы поворота колес 9 — 11 в простом ряду.
50 Тогда функция положения колес 9 — 11 определяется зависимостью =агС(о. (/ е ) 1-о Ь
Функция положения планетарного ряда колес 9 — 11 выражается уравнением
6 = f,— агс д((- -+ ) g 1 ) 1477304
Функция передаточного отношения планетарного ряда колес выражается а з
U =- — =1— зн д „ (1 е2)2 ((1+е)" +(1-e) j -((1+e)" -(1-е )Соя9Ц где Я, -угол поворота мотовила.
Траектория движения пальцев 4 (фиг. 4 и 5), полученная из указанных зависимостей, обеспечивает подъем стеблей нормальной, средней и полной полеглости.
Формула изобретения
Безэксцентриковое универсальное мотовило, содержащее пустотелый вал, лучи, граблины с пальцами, механизм поворота граблин, состоящий из эллиптических солнечного и сателлитных зубчатых колес планетарного редуктора, вала солнечного колеса, кривошипов, соединенных посредством шатунов и коромысел с граблинами, и механизм поворота вала мотовила, отличаюи ееся тем, что, с целью снижения потерь урожая, платенарный редуктор снабжен дополнительными овальными сателлитными колесами, входящими в зацепление с эллиптическими, каждое из которых установлено последовательно относительно эллиптических сателлитного и солнечного колес, при этом оси вращения эллиптических колес расположены в фокусе их эллипса и лежат на двух прямых, расположенных во взаимно перпендикулярных плоскостях.
i<477304
ВНИИПИ Государственно<о комитста по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР! 13035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Г1атент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Редактор О. Юрковецкая
Заказ 2177/3
Составитель Г. Борисов
Техред И. Верес Корректор Л. Обручар
Тираж 622 Подписное