Сочлененное полноприводное колесное транспортное средство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к автомобильному и тракторному машиностроению, а также может применяться для транспортных средств, работающих с активными дополнительными агрегатами. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и снижение динамической нагруженности элементов путем использования синхронного и независимого приводов вала отбора мощности и их взаимного переключения на ходу без разрыва потока мощности. Сочлененное полноприводное колесное транспортное средство содержит энергетический модуль, главные передачи, ходовую систему и транспортный модуль. С целью расширения функциональных возможностей, на хвостовике 9 привода вала отбора мощности раздаточной коробки энергомодуля установлены на подшипниках шестерня 7 и подвижно на шлицах-зубчатая муфта 8 со своим механизмом переключения. Для обеспечения переключения на ходу без разрыва потока мощности с синхронного на независимый привод ВОМа и обратно передаточное отношение зацепления пары шестерен 11, 12 обратно пропорционально передаточному отношению зацепления пары шестерен 6,7. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) А1 (5l )4 В 60 К 17/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ нас.иасап

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4174235/31-11 (22) 26.11.86 (46) 07.05,89, Бкп. 1"- 17 (71) Харьковский политехнический институт им. В.И.Ленина и Минусинская опытно-методическая геофизическая экспедиция Производственного геологического объединения "Енисейгеофизика" (72) Л.И.Нечуйвитер, М.Н. Коденко, А.Д. Галуцких, В. Г. Сибгатулин и В. В. Кузьменко (53) 629. 1 1 3 (088. 8) (56) Трактор Т-150 К. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — Харьков: Прапор, 1977, с. 6067. (54) СОЧЛЕНЕННОЕ ПОЛНОПРИВОДНОЕ КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (57) Изобретение относится к автомо- бильному и тракторному машиностроению, а также может применяться для транспортных средств, работающих с активными дополнительными агрегатами..

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей и снижение динамической нагруженности элементов путем использования синхронного и независимого приводов вала отбора мощности и их взаимного переключения на ходу без разрыва потока мощности.

Сочлененное полноприводное колесное транспортное .средство содержит энер1477574

40 гетический модуль, главные передачи, ходовую систему и транспортный модуль. С целью расширения функциональных возможностей на хвостовике 9 привода вала отбора мощности раздаточной коробки энергомодуля установлены на подшипниках шестерня 7 и подвижно на шлицах — зубчатая муфта 8 со своим

Изобретение относится к области автомобильного и тракторного машиностроения, а также Может применяться для транспортных средств, работающих с активными дополнительными агрега- 5 т ами.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей и снижение динамической нагруженности элементов за счет использования синхронного и независимого приводов вала отбора мощности и их взаимного переключения на ходу без разрыва потока мощности.

На фиг.1 приведена кинематическая схема коробки передач и раздаточной15 коробки с приводом вала отбора мощности (BOMa); на фиг.2 — схема взаимного переключения BONA синхронного и независимого режимов на фиг.3 - сочлененное колесное транспортное сред-20 ство, общий вид; на фиг ° 4 — кинематическая схема трансмиссии сочлененного колесного транспортного средства.

Транспортное средство состоит из привода ВОМа, имеющего ведущую часть независимого привода, ведущую часть синхронного привода и ведомую часть привода.

Ведущая часть независимого привода состоит из вала 1 привода, промежу- 30 точного вала 2, зубчатой муфты 3.

Ведущая часть синхронного привода состоит из первичного вала 4 раздаточной коробки, зубчатой муфты 5,. ведущей шестерни 6 транспортного ряда и ведомой шестерни 7.

Ведомая часть содержит зубчатую муфту 8 и хвостовик 9 BOYia.

Вал 1 привода соединен шпицами с промежуточным валом 2. Зубчатая муфта 3 может входить в зацепление с промежуточным валом 2, муфтой 8 и пемеханизмом переключения. Для обеспечения переключения на ходу без разрыва потока мощности с синхронного на независимый привод ВОМа и обратно передаточное отношение зацепления пары шестерен 11, 12 обратно пропорционально передаточному отношению зацепления пары шестерен 6, 7. 4 ил. редавать вращение на шестерни IO масляных насосов. Зубчатая муфта 5 соединена шлицами с первичным валом 4 и может входить в зацепление с шестерней 6, 111естерня 6 транспортного ряда входит в зацепление с шестерней 7.

Зубчатая муфта 8 соединена шлицами с хвостовиком 9 и входит в зацепление с шестерней 7, Особенность данной конструкции в том, что передаточное число между шестернями 6 и 7 обратно пропорционально имеющемуся передаточному числу шестерен 11 и 12 коробки передач, т.е. число зубьев шестерни 11 равно числу зубьев шестерни 7, а число зубьев шестерни 12 — шестерни 6. При этом общее передаточное число с использованием только этих шестерен равно единице, а направления вращения шестерен 11 и 7 совпадают. . Сочлененное полноприводное колесное транспортное средство также сос— тоит из энергетического модуля 13 и активного транспортного модуля 14, соединенных межмодульным шарниром 15 с приводом активного транспортного модуля. Трансмиссия сочлененного полноприводного. колесного транспортного средства включает размещенные на энергомодуле сцепление 16, коробку 17 передач, раздаточную коробку .9 с хвостовиком вала отбора мощности.

Хвостовик 9 через карданную передачу

1 8, вал 19 межмодульного шарнира 15 . и карданную передачу 20 соединен с первичным валом 21 раздаточной коробки 22 транспортного модуля 14. Шестерня 23 этого вала 21 соединена с шестерней 24 вала привода заднего моста транспортного модуля 14. Нестерня 25 вала привода переднего мос! 477574 та транспортного модуля 14 имеет два положения: при контактировании с шестерней 24 — "Включено" и при отсутст— в ни к онт а кт а — Вь1ключ е н о" .

Режим независимого привода активного агрегата.

Для работы на данном режиме необходимо включить транспортный ряд, а в коробке передач перейти на вторую 1и передачу. При этом крутящий момент от коленчатого вала двигателя передается на вал 1 привода, промежуточный вал

2, муфту 3. Такой же равный ему крутящий момент передается через муфту 15 сцепления, коробку передач, вал 4, шестерни 6 и 7 на муфту 8, т.е. происходит уравновешивание угловых скоростей муфт 3 и 8. Затем муфту 8 вводим в зацепление с муфтой 3, одно- 211 временно разрывая ее взаимосвязь с шестерней 7. При уравновешенных угло. вых скоростях переключение происходит плавно без рывков. При несовпадении зубьев муфт 8 и 3 необходимо кратко- 25 .временно выключить и включить либо муфту сцепления, либо вторую передачу, при этом происходит кратковременный взаимный поворот муфты 8 относительно муфты 3, достаточный для пере-30 ключения. Режим приведен к работе.

Поток мощности с коленчатого вала двигателя. через валы 1 и 2, муфты 3 и 8 передается на хвостовик 9 привода.

Режим синхронного привода активного агрегата.

Для работы на данном режиме необходимо включить транспортный ряд и в коробке передач перейти на вторую пе- 40 редачу. При этом крутящий момент с коленчатого вала двигателя передается на вал 1, промежуточный вал 2, муфту

3 и такой же равный ему крутящий момент передается через муфту сцепле- 45 ния, коробку передач, вал 4, шестерни 6 и 7 на муфту 8, т.е. происходит уравновешивание угловых скоростей муфт 3 и 8. Муфту 8.вводят в зацепление с шестерней 7, разрывая одновременно ее взаимосвязь с муфтой 3. При уравновешенных угловых скоростях переключение происходит плавно, беэ рывков. Режим приведен к работе. Поток мощности с коленчатого вала двигателя через муфту сцепления и коробку передач передается на первичный вал 4 раздаточной коробки, муфту 5, шестерни 6 и 7 и поступает на муфту

8 и хвостовик 9. Несовпадение зубьев муфты 8 и шестерни 7 устраняется тем же способом, что и при предыдущем режиме, Такое включение муфты 8 используется для запуска двигателя трактора с буксира.

Режим запуска двигателя трактора с буксира.

Переключение ступеней коробки передач осуществляется с использовакием персональных гидроподжимных муфт; рабочее давление создается масляным насосом. Для запуска двигателя необходимо кинематически связать его с колесами трактора, а шестерню 10 привода масляных. насосов — с трансмиссией трактора. Для этого шлицы муфты 3 вводим в зацепление с муфтой

8, разорвав одновременно ее связь с валом 2. Крутящий момент шестерня 10 получает через муфты 3 и 8 от трансмиссии трактора. В движение включить транспортный ряд, а в коробке передач перейти на вторую передачу. После запуска двигателя крутящий момент с коленчатого вала двигателя передается на вал 1 привода, промежуточный вал 2 и такой же равный предыдущему крутящий момент передается через муфту сцепления, коробку передач, вал 4, шестерни 6 и 7, муфту 8 на муфту 3, т.е ° происходит уравновешивание угловых скоростей муфты 3 и вала 2. Затем производят обратное переключение муфты 3. Несовпадение зубьев вала 2 и муфты 3 устраняется тем же способом, что и в предыдущих режимах.

Формул а изобретения

Сочлененное полноприводное колесное транспортное средство, содержащее энергетический тяговый модуль, включаюший двигатель внутреннего сгорания, сцепление, коробку передач, раздаточную коробку с независимым валом отбора мощности для соединения с активным прицепом, главные передачи, кодовую систему и транспортный модуль, о т л и ч а ю ш, е е с я тем, Ф что, с целью расширения функциональных возможностей и снижения динамической нагруженности его элементов за счет использования синхронного и независимого приводов вала отбора мощности и их взаимного переключения на ходу беэ разрыва потока мощности, на хвостовике привода вала отбора мощ14 ности раздаточной коробки энергомодуля установлены на подшипниках шестерня и подвижно на шлицах зубчатая муфта со своим механизмом управления, при этом передаточное отношение за77574 6 цепления пары шестерен с входящей в нее установленной шестерней в раздаточной коробке обратно пропорциональ5 . но передаточному отношению одной из ступеней коробки передач °

1477574

Составитель Н,Николаева

Техред Л. Олийнык Корректор В. Гирняк

Редактор Е.Папп

Заказ 2197/16 Тираж 529 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101