Способ определения коэффициента трения жидких синтетических смазочных материалов в условиях упругогидродинамического контакта элементов узла трения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к методам оценки трибологических свойств, а именно коэффициента трения жидких синтетических смазочных материалов в условиях упругогидродинамического контакта элементов узла трения. Целью изобретения является уменьшение трудоемкости оценки коэффициента трения смазочных материалов в условиях упругогидродинамического контакта элементов узла трения путем использования зависимости между значениями коэффициента трения и удельным значением аддитивной величины молекулярной скорости звука в смазочном материале. Не менее, чем для двух синтетических смазочных материалов одного гомологического ряда с разными удельными значениями аддитивной величины молекулярной скорости звука экспериментально определяют значения коэффициента трения в условиях упругогидродинамического контакта. Затем определяют удельное значение аддитивной величины молекулярной скорости звука в испытуемом смазочном материале этого гомологического ряда и по известной зависимости находят значение его коэффициента трения в условиях упругогидродинаимческого контакта. 1 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (51)4 G 01 N 19 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ по изоБРетениям и очнРытиям

ПРИ П.(НТ СССР (21) 4283966/25-28 (22) 26.05.87 (46) 07.05.89. Еюл, У 17 (71) Рижский политехнический институт им. А.Я.Пельше (72) В.Б.Павлик, 10.Н,Дроздов, В.В.Маслов,. И,N.Åëìàíoâ (53) 620, 178. 16 (088.8) (56) Ван-Кревелен Д.H. Свойства и химическое строение полимеров, — М,:

Химия, 1976, с. 416.

Авторское свидетельство СССР

У 590647, кл. G 01 N 19/02, 1974. (54 ) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА

ТРЕНИЯ ЖИДКИХ СИНТЕТИЧЕСКИХ СМАЗОЧНЫХ

МАТЕРИАЛОВ В УСЛОВИЯХ УПРУГОГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО КОНТАКТА ЭЛЕМЕНТОВ УЗЛА

ТРЕНИЯ (57) Изобретение относится к методам оценки трибологических свойств, а именно коэффициента трения жидких синтетических смазочных материалов в условиях упругогицродинамического

Изобретение относится к методам оценки трибологических свойств, а именно коэффициента трения жидких синтетических смазочных материалов в условиях упругогидродинамического контакта элементов узла трения.

Целью изобретения является уменьшение трудоемкости определения коэффициента трения смазочных материалов одного гомологического ряда в условиях упругогидродинамического контакта .путем использования . зависимости меж-. контакта элементов узла трения. Целью изобретения является уменьшение трудоемкости оценки коэффициента трения смазочных материалов в условиях упругогидродинамического контакта элементов узла трения путем использования зависимости между значениями коэффициента трения и удельным значением аддитивной величины молекулярной скорости звука в смазочном материале.

Не менее, чем для двух синтетических смазочных материалов одного гомологического ряда с разными удельными значениями аддитивной величины молекулярной скорости звука экспериментально определяют значения коэффициента трения в условиях упругогидродинамического контакта ° Затем определяют удельное значение аддитивной величины молекулярной скорости звука в испытуемом смазочном материале этого гомологического ряда и по известной зависимости находят значение его коэффициента трения в условиях упругогидродинамического контакта, 1 табл. ду значениями коэффициента трения и удельным значением аддитивной величины молекулярной скорости звука в смазочном материале.

Способ осуществляют следующим образом.

Для каждого гомологического ряда жидких синтетических смазочных материалов выбирают не менее двух смазочных материалов с разными удельными значениями аддитивной величины молекулярной скорости звука, определяют

1478103 касательные и нормальные усилия в упругогидродинамическом контакте и по отношению между ними получают значение коэффициента трения f а ° (1)

1 где Я; и P,,— соответственно значения касательных и нормальных усилий в упру гогидродинамическом контакте.

Затем методом ультразвукового анализа определяют значение аддитивной величины молекулярной скорости звука в испытуемом смазочном материале этого гомологического ряда .и находят значение его коэффициента трения в условиях упругогидродинамического контакта по соотношению

N к - Rv ч -

Чi 1 (R— ч

f--f. +

1 н М (R )2-(1 R )2

1 1=1

25 (2) -R „.), 1 где Иъ 2 число смазочных материалов с известными коэффициентами трения; 30 значения коэффициентов трения соответственно испытуемого смазочного материала и смазочных материалов этого гомологического ряда с известными коэффициентами трения, удельные значения аддитивной величины молекулярной скорости звука соответственно для испытуемого смазочного материала и смазочных материалов этого гомологического ряда с известными коэффициен45

f, f; ч ч

1 тами трения, причем

Пример. Для нескольких опытных смазочных материалов гомологического ряда циклоалканов на приборе для

R =, (3) где R - значение аддитивной величины молекулярной скорости звука для смазочного материала в условиях упругогидродинамического. контакта;

V. — мольный объем смазочного ма55 т ериала . ультразвукового анализа определяют значения аддитивной величины молекулярной скорости звука R; и мольного объема Ч,, по которым находят удельные значения аддитивной. величины молекулярной скорости звука R .. Затем

1 два смазочных материала из этого ряда испытывают по стандартной методике на машине трения. При этом получены следующие значения: для дициклогексилметилового эфира f „=78,8 ° 10

R <,=60,83; для 7-циклогексил-1,5дйокса-стиро-(5,5)-ундекана

=99 0 10 Кч=63 33 °

Значения коэффициентов трения в условиях упругогидродинамического контакта остальных смазочных материалов определяют из соотношения (2) .

С целью проверки полученных pcLHhbK дополнительно значения коэффициентов трения для испытуемых смазочных материалов определяют экспериментально на маши не тр ения .

В таблице приведены значения коэффициентов трения жидких синтетических смазочных материалов в условиях упругогидродинамического контакта, полученные экспериментальным и расчетным путем.

Условия испытаний: контактная нагрузка 5-20 кН; суммарная скорость качения 5-40 м/с; скорость скольже- ния 0-3 м/с, Формула изобретения

Способ определения коэффициента трения жидких синтетических смазочных материалов в условиях упругогидродинамического контакта элементов угла трения путем испытания в идентичных условиях, измерения касательных и нормальных нагрузок в контакте и определения по их отношению величины коэффициента трения нескольких разных смазочных материалов, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью уменьшения трудоемкости определения при испытании смазочных материалов одного гомологического ряда, испытанию подвергают не менее двух типов смазочных материалов одного гомологического ряда, определяют для них и для других смазочных материалов того же гомологического ряда удельное значение аддитивной величины молеку-! лярной скорости звука, а величину f коэффициента трения любого другого смазочного материала того же гомоло5 14 78103 определяют иэ соотногического ряда шенин н и »»

ТR 7 !

NXR f

»=»

f=f + !!!

N2 (R,,) 2 ($ R )т

I=» где hl>i 2 — число смазочных материалов, подвергнутых испытанию;

Смазочный материал Удельное значение

К о эффи ци ент трения f 10-з

Ошибка оценки, 7 аддитив» . ной велирассчетный эксперименчины мо» лекулярной скотальный рости звука, R

60, 76

61,34

782 79 101

82,9 80 3,6

62,93 95, 7 95 О, 74

63,22 98, 1 96 2, 18

62,22 90,1 88 2,97

Составитель Д.Пичугин

Редактор С,Пекарь Техред Л. Сердюкова Корректор В,Гирняк

Заказ 2356/43 Тираж 790 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина, 101

1,2-Дициклогексилэтан

Дициклогексилметан

2,2-Дициклогексилпропан

2,4-Дициклогексил2-метилпентан

2,4-Бис(4-метил- . циклогексил)-2метилпентан значение коэффициентов трения, подвергнутых испытанию смазочных материалов; соответственно удельные значения аддитивной величины молекулярной скорости звука любого смазочного материала и смазочных материалов, подвергнутых испытанию.