Шатун преимущественно для механизмов привода поршней малогабаритных компрессорных и криогенных газовых машин
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению, а именно к кривошипно-шатунным механизмам малогабаритных компрессорных и криогенных газовых машин. Цель изобретения - повышение надежности и ресурса подшипников шатуна в режиме работы в пределах максимального ожидаемого рабочего взаимного отклонения расположения головок. Шатун состоит из пластины 1, установленной в плоскости ее движения и жестко соединенной одним концом с игольчатым подшипником 2, связанным с поршнем 3, а другим концом - с мотылевым подшипником 4, установленным на шейке кривошипного вала 5. При работе шатуна в результате наличия технологических отклонений от взаимной перпендикулярности осей кривошипного вала 5 и поршня 3 постоянно меняется угол и расстояние между плоскостями движения подшипников 2 и 4. При деформации упругой пластины 1 не нарушается взаимная параллельность внутренних и наружных колец этих подшипников. При этом пластина 1 не теряет устойчивости, поскольку ее геометрические параметры выбираются из условия обеспечения ее продольной устойчивости при заданной рабочей нагрузке в определяемом максимальным взаимным смещением головок деформированном состоянии. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
1 у F 16 С 7/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4216970/31-? 7 (22) 04. 01. 87 (46) 15. 05. 89. Бил. И- 18 (71) Грузинский политехнический институт им. В.И. Ленина (72) А.И. Беронвили, Г. Г. Власенко и 3.3. Босталвили (53) 621 . 827. 1 (088. 8) ,56) Авторское свидетельство CCCP
N - 231936, кл. F 16 С 7!08, 1967. (54) ШАТУН ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ МЕХАНИЗМОВ ПРИВОДА ПОРШНЕЙ МАПОГАБАРИТНЫХ КОМПРЕССОРНЫХ И КРИОГЕННЫХ ГАЗОВЫХ
МАШИН (57) Изобретение относится к мащиностроению, а именно к кривощипно-натуиным механизмам малогабаритных компрессорных и криогенных газовых малин. Цель изобретения — повынение надежности и ресурса подщипников иатуна в режиме работы в пределах максимального ожидаемого рабочего взаимного отклонения расположения головок. 1 lатун состоит из пластины 1, Л0„„479738 А 1 установленной в плоскости ее движения и жестко соединенной одним концом с игольчатым подщипником 2, сВН занным с порщнем 3, а другим концом — с мотылевым подиипником 4, установленным на щейке кривоиипного вала 5. При работе щатура в результате наличия технологических отклонений от взаимной перпендикулярности осей кривонипного вала 5 и поршня 3 постоянно меняются угол и расстояние между плоскостями движения подшипников 2 и 4. При деформации упругой пластины 1 не нарущается взаимная параллельность внутренних и наружных колец этих подщипников.
При этом пластина 1 не теряет устойчивости, поскольку ее геометрические параметры выбираются из условия обеспечения ее продольной устойчивости при заданной рабочей нагрузке в определяемом максимальным взаимным смещением головок деформированном состоянии. 1 ил.
1479738 тями механизма, выше максимального поршневого усилия °
С целью предотвращения потери устойчивости пластина при одновременной ее высокой эластичности для каждого конкретного случая подбирается экспериментально. Например, для машин типа ГПИ-105 при длине пластины 20 мм, ширине Я мм и максимально допустимом отклонении от взаимной перпендикулярности оси вращения кривошилного вала и оси поршня, равном
1 мм (максимальное поршневое усилие составляет 500H) толщина пластины, обеспечивающая достаточную эластичность и ее работу без потери устойчивости, подобранная экспериментально, для стали марки 651 составляет
1 мм.
Фор мул а из об р ет ения
Составитель А.Храмцов
Редактор M.Келемеш Техред М.Дидык Корректор С.Патрушева
Заказ 2526/37
Тираж 700
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãîðoä, ул. Гагарина, 101
Изобретение относится к машиностроению, а конкретно к кривошипнощатунным механизмам малогабаритных компрессорных и криогенных газовых машин.
Цель изобретения — повышение надежности и ресурса подшипников натуна работы в пределах максимального ,ожидаемого рабочего взаимного распо- 10 ложения головок.
На чертеже представлена принципиальная схема шатуна.
Пластина 1 установлена в плоскости движения шатуна и жестко сое- 15 динена одним концом с игольчатым подшипником 2 верхней головки шатуна в его средней части по высоте, связанным с поршнем 3, а другим концом таким же образом — с мотыле- . 20 вым подшипником 4, который соединяет шатун с кривошипным валом 5.
По мере совершения кривонипным валом 5 и подшипником 4 вращательных движений пластина 1 и игольчатый подшипник шатуна 2 совершают качательное и возвратно-поступательное движения, а поршень 3 совершает возвратно-поступательное движение ° В результате наличия технологических отк- 30 лонений от взаимной перпендикулярности осей кривошипного вала 5 и поршня 3, а также от параллельности оси вала.5 и оси вращения постоянно г меняются угол и расстояние между 35 плоскостями движения подшипников
2 и 4. Однако за счет деформации упругой пластины 1 не нарушается взаимная параллельность внутренних ,и наружных колец этих подшипников. 40
При этом пластина 1 не теряет устойчивости, поскольку ее размеры подобраны так, что критическое усилие, необходимое для потери продольной устойчивости пластины I деформиро- 45 ванной технологическими погрешносИатун преимущественно для механизмов привода поршней малогабаритных компрессорных и криогенных газовых манин, содержащий верхнюю и нижнюю головки с подшипниками, связанные посредством плоского упругого звена, фронтальная плоскость симметрии которого совпадает с плоскостью симмет-. рии головок, проходящей перпендикулярно осям отверстий под подшипники, отличающийся тем, что. с целью повышения его надежности и ресурса подшипников шатуна в режиме работы в пределах максимального ожидаемого рабочего взаимного отклонения расположения головок, упругое звено выполнено в виде одной пластины, при этом геометрические параметры пластины выбираются из условия обеспечения ее продольной устойчивости при заданной рабочей нагрузке в определяемом максимальным взаимным смещением головок деформированном состоянии.