Радиально-упорный гидростатический подшипник
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к малоразмерным гидростатическим радиально-упорным опорам шпинделей высокоточных станков. Цель изобретения - повышение угловой жесткости и уменьшение габаритных размеров. Радиально-упорный гидростатический подшипник содержит охватывающую цапфу вала втулку с несущими карманами, выполненными на внутренней и торцовых рабочих поверхностях, и входными камерами. Каждая входная камера соединена с соответствующим несущим карманом на противолежащей торцовой поверхности и с несущими карманами на внутренней поверхности втулки. Входные камеры размещены на пересечении внутренней и торцовых рабочих поверхностей втулки. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИА ЛИСТ ИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (я) 4 F 16 С 32/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н автогеном свидктельствм
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЬГГИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4190612/25-27 (22) 04.02.87 (46) 15.05.89. Бюл. №- 18 (71) Московское станкостроительное объединение "Красный пролетарий" (72) В.М..Веледницкий (53) 621.822.5 (088.8) (56) Патент С111А № 3998502, кл. F 16 С 32/06, 1975. (54) РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК (57) Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к малоразмерным гидростатическим радиально-упорным опорам шпинделей высоко1
Изобретение отно ится к машиностроению, а именно к малоразмерным гидростатическим радиально-упорным опорам шпинделей высокоточных "т=чков.
Цель изобретения — повышение угловой жесткости и уменьшение габаритных размеров.
На фиг.l представлен радиальноупорный подшипник, продольный разрез; на фиг.2 — сечение А-А на фиг.l; . ° на фиг.3 — сечение Б-Б на фиг.l.
Радиально-упорный гидростатический подшипник содержит втулку 1, охватыв ающую в ал 2, на цапфе ко торого выполнена радиальная рабочая поверхность 3, расположенная между двумя упорными рабочими поверхностями 4 и 5. Поверхности 3 — 5 вала взаимодействуют с соответствующими рабочими поверхностями 6 — 3 ради„„SU„„1479742 А1 точных станков. Цель изобретения— повышение угловой жесткости и уменьшение габ аритных размеров . P адиально-упорный гидростатический подшипник содержит охватывающую цапфу вала втулку с несущими карманами, выполненными на внутренней и торцовых рабочих по; =рхностях, и входными камерами. Каждая входная камера соединена с соответствующим несущим карманом на противолежащей торцовой поверхности и с несущими карманами на внутренней поверхности втулки.
Входные камеры размещены на пересечении внутренней и торцовых рабочих по" верхностей втулки. 3 ил. альной и осевых опор, выполненными на втулке 1. На рабочей поверхйости б радиальной опоры выполнены несущие карманы 9, а на упорных рабочих поверхностях 7 и 8 — несущие карманы
10 и 11 соответст чно.
На пересечении рабочей поверхности 6 радиальной опоры с рабочими поверхностями 7 и 8 оответствующих осевых опор выполнены входные камеры 12 и 13 соотп тственно, число которых равно числу несущих карманов
10 и 11, с которыми они соединены каналами 14 таким образом, что входные камеры, размещенные на одной рабочей поверхности осевой опоры, соединены с несущими карманами противолежащей осевой опоры. Питание подшипника осуществляется подводом рабочей жидкости от источника подачи смазки под давлением (не показа1479742
40 но) к несущим карманам 9 радиальной опоры ло магистрали с дросселем
15.
Перемычки 16 и 17 рабочей поверх5 ности 6 радиальной опоры образуют с рабочей поверхностью 3 цапфы вала 2 щелевые уплотняющие зазоры 18 и 19 соответственно, связывающие несущие карманы 9 с входными камерами
12 и 13. Перемычки 20 и 21, а также
22 и 23, выполненные на рабочих поверхностях 7 и 8 осевой опоры, образуют с соответствуюшими рабочими поверхностями 4 и 5 цапфы 2 вала ще- 15 левые уплотнякщие зазоры 24-27.
Pадиально-упорный гидростатический подшипник работает следующим образом.
Рабочая жидкость под давлением 20 подается в несущие карманы 9 радиальной опоры, откуда она по щелевым уплотняющим зазорам 18 и 19 поступает во входные камеры 12 и 13 и далее по каналам 14 поступает в кар — 25 маны 10 и 11 осевых опор, откуда через щелевые уплотняющие зазоры 25 и 27 идет на слив.
При угловом перекосе вала относительно втулки 2, например по часовой 30 стрелке, увеличивается гидравлическое сопротивление в щелевых уплотняющих зазорах 18, 26 и 27, а в щелевых уплотняющих зазорах 19, 24 и 25 гидравлическое сопротивление уменьшается. Это вызывает соответствулцее перераспределение давлений в несущих карманах осевых опор, т.е. давление в карманах 11 падает, поскольку они запитаны через входные камеры 12, связанные через щелевые уплотняющие зазоры 18, сопротивление которых увеличилось, с радиальными карманами 9 и соединенные также со сливной магистралью через щелевые уплотнянцие зазоры 25, сопротивление ! которых уменьшилось, а давление в карманах 10 осевой опоры соответст"венно увеличивается поскольку они соединены с радиальными несущими карманами 9 через входную камеру 12 и щелевой уплотняющий зазор !9, гидравлическое сопротивление которого уменьшилось и со сливной магистралью через щелевые уплотняющие зазоры 27, сопротивление которых увеличилось.
Аналогичным образом осуществляется гидростатическое взвешивание и при изменении направления нагрузки.
Сравнительный анализ показывает, что наибольшая угловая жесткость опоры достигается при размещении входных камер на пересечении рабочих поверхностей радиальной и осевой опор. Такое размещение входных камер позволяет также уменьшить габаритные размеры опоры.
Формула изобретения
Радиально-упорный гидростатический подшипник, содержащий охватывающую цапфу вала втулку с несущими карманами, выполненными на внутренней и торцовых рабочих поверхностях, и входными камерами, каждая из которых соединена с соответствующим несущим карманом на противолежащей торцовой поверхности, несущие карманы на внутренней поверхности соединены с входными камерами, а также дросселирующие устройства для соединения несущих карманов на внутренней поверхности с источником подачи смазки под давлением, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения угловой жесткости и уменьшения габаритных размеров, входные камеры размещены в местах пересечения внутренней и торцовых рабочих поверхностей.
1й
16
19
12
1479742
Фиг. Г
10 7Ô
8
f3
17
19
18
22
25, 23 479742
Б-b
Составитель F..Èâàíoâ
Редактор И.Касарда Техред М.Дидык
Корректор С.Патрушева
Заказ 2526/37 Тираж 700 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издателЬский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101