Фрикционный вариатор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению, к фрикционным передачам вращения. Цель - повышение нагрузочной способности - достигается за счет обеспечения фрикционного контакта поверхностей вращения с кривизной одного знака в точке контакта. Между наружной поверхностью фрикционного колеса 5 и внутренней поверхностью фрикционного колеса 4 размещено контактирующее с этими колесами 4,5 фрикционное колесо 6. Последнее вращается на валу 7, поворотном на шарнире вокруг оси О, и закреплено на нем дугообразными спицами 8. Вращающий момент с колеса 4 на колесо 5 /или наоборот/ передается за счет контакта обоих с кольцом 6. Поворотом вала 7 вокруг оси О , изменяют положение точек контакта кольца 6 с колесами 4 и 5, меняя тем самым передаточное отношение вариатора. В конструкции все контактирующие поверхности фрикционных элементов имеют кривизну одного знака и близкие по значению радиусы кривизны, что увеличивает пятно контакта, т.е. нагрузочную способность. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (д) 4 F 16 Н 15/26
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPbfTHSIM
ПРИ ГКНТ СССР,(21) 4103338/25-284 4162134/25-28 (22) 11. 08 ° 86 (46) 15.05.89. Бюл. У 18 (75) Д.О.Тадевосян (53) 621.833(088.8) (56) Патент ФРГ Ф- 847239, кл. 47 h 14, 1952.
Патент . США Р 3513714, кл. 74-198, F 16 Н 15/26, 1968 (прототип), (54) ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР ,(57) Изобретение относится к машиностроению, к фрикционным передачам вращения. Цель — повышение нагрузочной способности — достигается за счет обеспечения фрикционного контакта поверхностей вращения с кривизной одного знака в точке контакта. Между наружной поверхностью фрикционного колеса 5 и внутренней поÄÄSUÄÄ 1479767 А1 верхностью фрикционного колеса 4 размещено контактирующее с этими колесами 4, 5 фрикционное кольцо 6.
Последнее вращается на валу 7, поворотном на шарнире вокруг оси 04, и закреплено на нем дугообразными спицами 8. Вращающий момент с колеса 4 на колесо 5 (или наоборот) передается за счет контакта обоих с кольцом 6. Поворотом вала 7 вокруг оси
О, изменяются положение точек контакта кольца 6 с колесами 4 и 5, меняя тем самым передаточное отношение вариатора, В конструкции все контактирующие поверхности фрикционных элементов имеют кривизну одного знака и близкие по значению радиусы кривизны, что увеличивает пятно контакта, т.е ° нагрузочную способность. 2.ил.
1479767
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в фрикционных передачах вращения °
Цель изобретения — повышение нагрузочной способности фрикционного вариатора,за счет обеспечения фрикционного контакта поверхностей вращения с кривизной одного знака в точке контакта.
На фиг.1 изображен фрикционный вариатор; на фиг.2 — конструктивный вариант вариатора.
Фрикционный вариатор (фиг.1) содержит корпус 1, установленные в нем на валах 2 и 3 два фрикционных колеса 4 и 5 в виде тел вращения с криволинейными эквидистантными образующими А и Б поверхностей. Колесо 4 — чашеобразное, а колесо 5 частично размещено в полости колеса 4.
Между внутренней поверхностью колеса 4 и наружной поверхностью колеса 5 с возможностью перемещения относительно этих поверхностей вдоль их образующих А и Б при одновременном контакте с ними установлен промежуточный фрикционный элемент в виде кольца б с внутренней и наружной поверхностями для взаимодействия с соответствующими поверхностями колес.
Устройство для перемещения кольца
6 выполнено в виде шарнирно закрепленного в корпусе 1 одним из своих концов вала 7, а кольцо 6 установлено с возможностью вращения на другом конце вала 7 устройства на дугообразных эквидистантных образующих поверхностей колес 4 и 5 спицах 8. Ось
О, шарнира вала 7 перпендикулярна оси е-е вала 7, не пересекается с ней и лежит в плоскости вращения кольца б. Внутренняя и наружная поверхности кольца 6 — торовые с.осью е-е тора. Ось вала 2 перпендикулярна оси О, и пересекается с ней. Ось вала 3 перпендикулярна оси вала 2.
Поверхность А — сферическая, а поверхность Б — торовая. Вал 2 с колесом 4 поджаты в осевом направлении к оси 01 пружиной 9.
В конструктивном варианте {фиг.2) ось О шарнира вала 10 пересекается с его осью, а сам вал 10 имеет возможность ограниченного радиального перемещения относительно оси
О по выполненному в нем пазу 11.
55, Поверхности В н Г колес 12 и 13— торовые, а внутренняя и наружная поверхности кольца 14 — сферические.
Вариатор работает следующим образом.
Вращающий момент с вала 2 на вал
3 (или наоборот) передается за счет фрикционного контакта колес 4 и 5 с кольцбм 6. Поворотом вала 7 вокруг оси О шарнира перемещают кольцо б вдоль образующих А и Б поверхностей колес 4 и 5, изменяя тем са— мым соотношение расстояний от точек контакта кольца 6 с поверхностями колес 4 и 5 до осей валов 2 и 3, т.е. изменяя передаточное отношение вариатора. Пружина 9 (на фиг.2 и паз 11) обепспечивают гарантированный контакт фрикционных элементов по мере их износа.
Все контактирующие поверхности фрикционных элементов имеют кривизну одного знака и близкие по значению радиусы кривизны, что увеличивает пятно контакта, а значит и нагрузочную способность.
Формула изобретения
Фрикционный вариатор, содержащий корпус, установленные в нем на валах два фрикционных колеса в виде тел вращения с криволинейными эквидистантными образующими поверхностей, первое из которых чашеобразное, а второе частично размещено в полости первого, установленный между внутренней поверхностью первого и наружной поверхностью второго колес с возможностью перемещения относительно этих поверхностей вдоль их образующих при одновременном контакте с ними промежуточный фрикционный элемент и устройство для перемещения элемента, отличающийся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, промежуточный фрикционный элемент выполнен в виде кольца с внутренней и наружной поверхностями для взаимодействия с соответствующими поверхностями колес, устройство для перемещения элемента выполнено в виде шарнирно закрепленного в корпусе одним из своих концов вала,а кольцо установлено с воз можностью вращения на другом конце вала устройства на дугообразных эквидистантных образующим поверхностей колес спицах.
1479767
Составитель М.Левинский
Редактор И.Касарда Техред М.Ходанич Корректор С.Патрушева
Заказ 2528/38 Тираж 722 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101