Способ изготовления статора электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологии электромашиностроения. Цель изобретения - улучшение качества статора путем исключения деформации магнитопровода. Сущность способа состоит в том, что заполнение зазора между магнитопроводом 10 и корпусом 9 осуществляют путем установки в нем гильзы 11, изготовленной из сплава алюминия. Гильзу запрессовывают осевым обжатием. Такое выполнение статора уменьшает искажение формы внутренней поверхности магнитопровода и неравномерность воздушного зазора благодаря исключению тепловых деформаций при сборке корпуса с магнитопроводом, а также исключению переноса погрешностей формы внутренней поверхности корпуса на магнитопровод. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
1б11 4 Н 02 К 15/02
j (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР с (61) 1275666 (21) 4194887/24-07 (22) 16.02.87 (46) 15.05.89. Бюп. У 18 (75) А.В.Сорокин (53) 621 ° 313.04(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
N - 1275666, кл. Н 02 К 15/02, 1985. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ CTATOPA
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологии электромашиностроения. Цель изобретения— улучшение качества статора путем исключения деформации магнитопровода.
ÄÄSUÄÄ 1480032 A 2
Сущность способа состоит в том, что заполнение зазора между магнитопроводом 10 и корпусом 9 осуществляют путем установки в нем гильзы 11, изготовленной из сплава алюминия. Гильзу запрессовывают осевым обжатием. Такое выполнение статора уменьшает искажение формы внутренней поверхности магнитопровода и неравномерность воздушного зазора благодаря исключению тепловых деформаций при сборке корпуса с магнитопроводом, а также исключению переноса погрешностей формы внутренней поверхности корпуса на магнитопровод, 1 ил.
l 480032
15
50
Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологии электромашиностроения, и может быть использовано, в частности, при изготовленин статоров асинхронных электродвигателей, Целью изобретения является улучшение качества статора путем исключения деформации магнитопровода.
Замена заливки зазора жидким сплаВоМ алюминия установкой в зазор гильзы, из готовленной иэ алюминиево ro сплава, и запрессовкой ее в зазор путем осевого обжатия, позволит исклю— чить температурные деформации магнитопровода, а так как гильза изготовлена из материала намного более мягкого, чем корпус (низкоуглеродистая сталь) и магнитопровод (электротехническая сталь), то ее запрессовка в корпус не приведет к деформации магнитопровода и корпуса и не вызовет искажения формы внутренней поверхности магнитопровода.
На чертеже изображена технологическая схема осуществления предлагаемого способа.
На чертеже обозначен стол 1 пресса для сборки статора, разжимная оправка 2, содержащая корпус 3, клин 4, раздвижные секторы 5, пружинные кольца 5. Пресс содержит также гидроцилиндр 7 с закрепленной íà его штоке прессующей головкой 8, гидроцилиндр привода клина разжимной оправки, гидросистему (на чертеже не показаны) .
На чертеже обозначен также корпус 9 изготавливаемой электрической машины, магнитопровод 10 статора, гильза 11 40 из сплава алюминия °
Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.
Предварительно определяют размеры гильзы и величину зазора между магии 45 топроводом статора и корпусом. Номинальный наружный диаметр гильзы 11 принимают равным номинальному внутреннему диаметру корпуса 9 . Толщину стенки гильзы 11 задают из условия сохранения гильзой продольной устойчивости при запрессовке ее в зазор путем осевого обжатия, исходя из заданной длины магнитопровода 10 статора. Величину зазора между корпусом
9 электродвигателя и магнитопроводом
10 задают не меньшей толщины стенки гильзы 11 и достаточной для свободной установки гильзы в зазор. Например, толщину стенки гильзы задают равной 3 мм, а величину зазора
3 5 мм. Длину гильзы 11 задают большей длины магнитопровода 10 статора на величину осевой пластической деформации, необходимую при осевом обжатии гильзы 11 для получения требуемой прочности сопряжения магнитопровода 10 статора с корпусом 9 электрической машины. Длину гильзы, исходя из этого условия, определяют экспериментально .
Гильзы изготавливают литьем, например литьем под низким давлением.
Дпя изготовления гильз могут быть использованы отходы металла (например силумина марки СИЛ 1, вторичного алюминия марки A-б), применяемого при изготовлении короткозамкнутых роторов или вентиляторов (литники, стружка и т.п.). Листы магнитопровода статора изготавливают при штамповке с наружным диаметром, меньшим внутреннего диаметра корпуса на удвоенную величину зазора между корпусом и магнитопроводом, определенную ранее. Затем производят снятие с листов заусенцев, термообработку и оксидирование листов, их шихтование на оправке в пакет, опрессовку и скрепление скобами.
После этого изготовленный магнитопровод 10 устанавливают на стол 1 пресса для сборки статора (см. чертеж) . Затем клин 4 разжимной оправки
2 выводят гидроцилиндром (на чертеже не показан) в крайнее верхнее положение, в результате чего секторы 5 оправки центрируют магнитопровод 10 по внутреннему диаметру. Корпус 9 собираемой электрической машины центрируют на столе пресса по замковым поверхностям, после чего в зазор между корпусом 9 и магнитопроводом 10 на стол 1 устанавливают гильзу 11. Шток гидроцилиндра 7 опускают в нижнее положение и производят осевое обжатие гильзы ll прессующеч головкой 8, Осевое пластическое деформирование гильзы производят на величину разности длин гильзы 11 и магнитопровода 10, определенную ранее. При этом площадь поперечного сечения стенки гильзы
ll увеличивается, что обеспечивает требуемую прочность сопряжения магнитопровода с корпусом. Кроме того, происходит "затекание" сплава алюми" ния в микронеровности поверхностей
1480032
Формула изобретения
Способ изготовления статора электрической машины по авт.св, У 1275666, отличающийся тем, что, с целью улучшения качества статора путем исключения деформации магнитопровода, изготавливают гильзу из сплава алюминия, а заполнение зазора осуществляют путем установки в нем гильзы с последующей ее запрессовкой осевым обжатием.
Составитель Т. Калашникова
Техред А. Кравчук Корректор Т,Малец
Редактор О.Спесивых
Заказ 2552/51 Тираж 647 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãîðoä, ул. Гагарина,101 корпуса и магпитопровода, что обеспечивает помимо повышения прочности сопряжения хороший теплоотвод в изготовленной электрической машине благодаря увеличению площади сопряжения магнитопровода с корпусом. После запрессовки гильзы 11 в зазор шток гидроцилиндра 7 поднимают в .крайнее верхнее положение, а клин 4 оправки
2 выводят в крайнее нижнее положение, секторы 5 оправки под действием пружинных колец 6 перемещаются в радиальном направлении к оси оправки, освобождая внутреннюю поверхность 15 магнитопровода. Собранный статор снимают с пресса. Производят укладку обмотки в пазы статора и ее пропитку лаком, например, методом капельной пропитки. Укладка и пропитка обмотки 20 могут быть произведены и до сборки корпуса с магнитопроводом. В этом случае для осуществления сборки статора в столе 1 пресса выполняют кольцевую полость для размещения лобовых 25 частей обмотки магнитопровода 10 статора, установленного на стол 1 при сборке. Цикл изготовления статора закончен.
Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет уменьшить искажение формы внутренней поверхности магнитопровода и неравномерность воздушноro зазора благодаря исключению тепловых деформаций при сборке корпуса с магнитопроводом и исключению переноса погрешностей формы внутренней поверхности корпуса на магнитопровод.