Устьевой соединитель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к горной промьшшенности, в частности к устройствам для соединения с подводным устьевым, оборудованием. Изобретение позволяет повысить надежность работы устьевого соединителя за счет возможности бесступенчатого непрерывного фиксирования герметичного соединения и исключения повреждения уплотнительной прокладки при стыковке подводного оборудования. Устьевой соединитель содержит корпус 1, кожух 3, направляющую обойму 4 с запорными кулачками 5, толкатель 6, связанный с приводом, и фиксаторы 9. Фиксаторы 9 размещриы в радиальных прорезях кожуха 3 и выполнены в виде подпружиненных скошенных сверху клиньев. В транспортном положении корпус 1 фиксируется относительно направляющей обои 4Ы 4 с помощью запорных кулачков 13. При посадке направляющей 20 с й со с 4 ро о со со сэ IS
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (191 (И!
А1 (5 1 ) 5 E 21 И 33/035
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) УСТЬЕВОЙ СОЕДИНИТЕЛЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (46) 23,10.90. Бюл. Ф 39 (21) 4284938/23-03 (22) 14.07.87 (71) Азербайджанский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт нефтяного машиностроения (72) Л.В.Перевгэенцев, X.Â.Ãàäæèãâ и В.Г.Абдуллаев (53) 622.245.7 (088.8) .(56) Патент Франции 11 2509784, кл. Е 21 В 43/013, опублик. 1983. (57) Изобретение относится к горной проьйпвленности, в частности к устройствам для соединения с подводным . устьевым оборудованием. Изобретение позволяет повысить надежность работы устьгвого соединителя эа счет возможности бесступепчатого непрерывного фиксирования герметичного соединения и исключения повреждения уплотнительной прокладки прп стыковке подводного оборудования. Устьевой соединитель содержит корпус 1, кожух
3, направляющую обойму 4 с запорпыми кулачками 5, толкатгль 6, связанный с приводом, и фиксаторы 9. Фиксаторы
9 размещены в радиальных прорезях кожуха 3 и выполнены в виде подпружиненных скошенных сверху клиньев.
В транспортном положении корпус 1 фиксируется относительно направляющей обойлы 4 с помощью эапорных кулачков 13. При посадке направляющей
1480396
20 обоймы 4 «а устьевую головку 16 толкатель 6 под действием привода смещается вниз, заталкивая эапорные кулачки 5 в кольцевую канавку устьевой головки 16 и одновременно освоt
Изобретение относится к горной промьппленности, в частности к устройствам для соединения с подводным устьевым оборудованием.
Цель изобретения заключается в повышении надежности работы устьевогп соединителя за счет воэможности бесступеччатого непрерывного фиксирования герметичного соединения и исключения повреждения уплотнитель.ной прокладки при стыковке оборудования.
На фиг.1 приведен предлагаемый устьевой соединитель, состыкованный,. но еще не зафиксированного на устьевой головке, разрез; на фиг,2 — то же, зафиксированный на устьевой головка, разрез.
Устьевой соединитель содержит корпус 1, на котором с помощью установочных пальцев 2 закреплен кожух 3, направляющую обойму 4, в которой установлены запорные кулачки
5, толкатель 6, связанный штоками 25
7 с поршнями 8 привода, и фиксаторы в виде клиньев 9 со скосом 10 сверху, размещенных в радиальных прорезях 11 кожуха 3 и подпружиненных пружинами 12. 30
Направляющая обойма 4 установлена между корпусом 1 и кожухом 3 с воэможностью осевого перемещения корпуса 1 относительно нее. В проспуска до приведения соедини 35 теля в рабочее положение корпус 1 жестко связан с обоймой 4 посредством стопорных кулачков 13. Стопорные кулачки 13 установлены в дополнительных пазах направляющей обоймы 4 40 и в исходном положении задвинуты толкателем Ь в канавку 14 на корпусе 1.
Под стопорными кулачками 13 в направляющей обойме 4 на ее внутренней поверхности выполнен выступ 15, который в процессе стыковки опирается бождая от зацепления стопорные кулачки 13. При этом фиксаторы 9 под действием пружины 12 заходят под скошенный наружный выступ 18 направляющей обоймы 4. 2 ил. на устьевую головку 16 до того момента, когда в последнюю сажается уплотнительная прокладка 17, с помощью которой и осуществляется герметизация соединения. В.верхней части обоймы 4 имеется наружный выступ 18 со скосом 19 для бесступенчатой фиксации положения устьевого соединителя.
Привод устьевого соединителя выполнен в виде силовых цилиндров 20, закрепленных на обойме 4 с помощью полых стоек 21. Управляющее давление жидкости подается в надпоршневую 22 и подпоршневую 23 полости соответственно по каналам 24 и 25. . Перемещение толкателя 6 в кожухе
3 ограничивается внутренним буртом
26 кожуха 3, в который упирается либо йаружный выступ 27 толкателя
6, либо соединенное с ним наружное ограничительное кольцо 28. .Устройство работает следующим образом.
В исходном положении (см.фиг.1) корпус 1 связан с направляющей обой- мой 4 с помощью стопорных кулачков
13, размещенных в канавке 14 корпуса
1 и запертых в ней внутренней цилиндрической поверхностью толкателя
6. Клинья 9 при этом отжаты наружной поверхностью толкателя 6 в радиальные прорези 11 кожуха 3. Запорные кулачки 5 размещены в это .время под конической поверхностью нижней части толкателя 6, т.е. в разжатом положении. Давление в проводе отсут-. ствует, а поршень 8 находится в крайнем верхнем положении.
В исходном положении устьевой соединитель опускается сверху на устьевую головку 16 и опирается на нее выступом 15. направляющей обоймы 4 °
При этом„между уплотнительной Ilpo» кладкой 17 и уплотнительной поверхностью устьевой головки 16 остается
14803
Устьевой соедн, содержащий корпус с кожухом, размещенную между ними направляющую обойму с запорными, кулачками для фиксации на подводном устьевом оборудовании, толкатель, связанный с приводом, фиксаторы и уплотпительную прокладку, размещенную на корпусе, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что,. с целью повышения надежности работы устьевого соединителя эа счет возможности бесступенчатого непрерывного фиксирования герметичного соединения и исключения повреждения уплотнительной прокладки при стыковке оборудования, он снабжен стопорнымн кулачками, направляющая обойма выполнена с пазами под стопорные кулачки, а кожух имеет радиальные прорези для размещения в них фиксаторов, причем корпус связан с направляющей обоймой с воэможностью осевого перемещ"ния относительно друг друга и имеет на наружной поверхности кольцевую канавку для размещения в ней стопорных кулачков.в транспортном положении, а толкатель выполнен со сквозными отверс- тиями для размещения в них стопорных зазор. После осуществления такай стыковки в надпоршневую полость 22 цилиндров 20 через канал 24 подается управляющее давление жидкости и толкатель 6 с помощью поршня 8 с штоком 7 перемеща тся вниз.
Коническая поверхность нижней части толкателя 6 воздействует на эапорные кулачки 5 и заталкивает
10 их в канавку на наружной поверхности устьевой головки 16, где они запираются цилиндрической внутренней поверхностью толкателя 6 (см.фиг.2).
При перемещении толкателя 6 вниз стопорные кулачки 13 освобождаются от запирающего воздействия со стороны его внутренней поверхности, а клинья 9 — от запирающего воздействия со стороны его наружной поверх- 2р ности. Освобожденные стопорные кулачки 13 выталкиваются из канавки
14 .корпуса 1 под действием массы оборудования, и корпус 1 смещается относительно неподвижной направляю- 25 щей обоймы 4 в осевом направлении вниз до упора уплотнительной прокладки 17 в уплотнительную поверхность устьевой головки 16, т.е, осуществляется герметизация соединения.
Толкатель 6 перемещается вниз до упора наружным выступом 27 во внутренний бурт 26 кожуха 3. Увеличение давления в надпоршневой полости 22 способствует уменьшению зазора в
35 контакте запорных кулачков 5 с поверхностью канавки на устьевой головка 16, т.е. увеличивает сжатие уплотйительной прокладки 17 между корпусом 1 и устьевой головкой 16, повышая тем самым герметичность соединения. Освобожденные от взаимодействия с толкателем 6 клинья 9 под воздействием пружины 12 выталкиваются из прорезей 11 скосами 10 под скос 19 выступа 18 направляющей обои45 мы 4. Таким образом осуществляется непрерывное бесступенчатое фиксирование герметичного соединения. В рабочем положении клинья 9 удерживаются силами пружин 12 и трения в скосах 10 и 19 даже после сброса давления иэ надпоршневой полости 22 цилиндров 20.
Расстыковка устьевого соединителя
55 с устьеной головкой производится следующим образом.
Надпоршневая полость 22 разгружается через канал 24, а давление по
96
4 каналу 25 подается в подпорннневую полость 23. Поршень 8, шток 7 и тол катель 6 перемещаются вверх, при этом освобождаются запорные кулачки
5, а клинья 9 выводятся из-под скоса
19 выступа 18 . аправляющей обоймы 4 и заталкиваются обратно в прорези
11 кожуха 3. Таким образом происходит расфиксация устройства. Однако направляющая обойма 4 и корчус. остаются смещенными и не эастопоренными друг относительно друга до конца перемещения вверх толкателя 6. Когда же он упрется своим ограничительным кольцом 28 во внутренний бурт 26 кожуха 3, давление в надпоршневой поло. сти 23 будет способствовать тому, что направляющая обойма 4 и корпус начнут. смещатвся в осевом направлении настречу друг другу, В итоге стопорные кулачки 13 вновь зайдут в канавку 14 на корпусе 1 и устьевой соединитель будет приведен в исходное положение, После этого давление в приводе может быть сброшено и расстыкованное оборудование готово к подъему на поверхность.
Ф о р м у л à tr з о б р е т е и и я кулачков в рабочем положении, при этой направляющая обойма имеет в верхней части наружный выступ, скоСоставитель А.Кейбал
Техред Л.Сердюкова Корректор В.Гирияк
Подписное
Тираж 473
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, 3-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул . Гагарина, 101
Редактор Г.Мозжечкова
Заказ 4357
1480316 6 шенный снизу, для взаимодействия с фиксаторами, выполненными в инде под. пружиненных скошенных сверху клиньев.