Сегментный конический подшипник скольжения

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокоскоростных компрессорах, турбинах, насосах. Цель повышение надежности в работе и упрощение конструкции подшипника. Сегментный конический подшипник скольжения содержит самоустанавливающиеся сегменты, смонтированные на установленных на корпусе подшипника сепараторах. В сепараторах выполнены конические отверстия для шаровых опорных тел и конические шипы. Сегменты зафиксированы цилиндрическими штифтами, закрепленными в сепараторе. Оси штифтов расположены в одной плоскости с осью опорных тел. Угол конусности сегментов больше угла конусности сопряженных шипов. Смазочная жидкость под давлением поступает в кольцевой паз и через отверстия, пазы и жиклер подается в каналы между сегментами на шипы. При вращении вала шипы захватывают прилипшию к ним жидкость и подают ее на входные грани сегментов. Развиваемое гидродинамическое давление между рабочими поверхностями сегментов и конических шипов проворачивает сегменты относительно шаровых опорных тел. Создаваемый при этом тонкий слой смазки препятствует контакту шипов с рабочими поверхностями сегментов. Изобретение позволяет обеспечить высокую несущую способность, сократить габариты и потери мощности на трение. 2 з. п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машиноподшипникам, и может быть использовано в высокоскоростных центробежных компрессорах, турбинах, насосах. Цель изобретения повышение надежности в работе и упрощение конструкции подшипника. На фиг. 1 изображен предлагаемый двусторонний сегментный конический подшипник скольжения, продольный разрез; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 конический шип; на фиг. 4 сегмент. Сегментный конический подшипник скольжения содержит самоустанавливающиеся сегменты 1, смонтированные на установленных на корпусе 2 подшипника сепараторах 3, имеющих шаровые опорные тела 4, расположенные между корпусом 2 и самоустанавливающимися сегментами 1, и конические шипы 5. В сепараторе 3 выполнены конические отверстия 6, в которые устанавливаются шаровые тела 4, а затем с помощью штифтов 7 фиксируются сегменты 1. Конические шипы 5 закрепляются на валу 8 через дистанционную втулку 9 гайкой 10. На корпусе 2 выполнен кольцевой паз 11, отверстия 12, 13 и пазы 14, а в сепараторе 3 выполнены отверстия (жиклеры) 15. Шаровые опорные тела 4 установлены в конических отверстиях 6 с зазором так, что при работе сегменты 1 опираются через шаровые опорные тела 4 на корпус 2. Зазор между шипами 5 и сегментами 1 обеспечивается изменением длины дистанционной втулки 9. Сегментный конический подшипник работает следующим образом. Смазочная жидкость под давлением поступает в кольцевой паз 11 и через отверстия 12, 13, пазы 14 и жиклеры 15 подается в каналы между сегментами 1 на шипы 5. При вращении вала 8 шипы 5 захватывают прилипшую к ним жидкость и подают ее на входные грани сегментов 1. Развиваемое гидродинамическое давление между рабочими поверхностями сегментов 1 и конических шипов 5 поворачивает сегменты относительно шаровых опорных тел 4. Создаваемый при этом тонкий слой смазки препятствует контакту шипов с рабочими поверхностями сегментов. Толщина смазочного слоя зависит от величины радиальной и осевой силы, частоты вращения вала, марки жидкости и ее температуры и т.п. При изменении любого из перечисленных параметров происходит автоматическое изменение угла поворота сегментов 1. Поворот сегментов заканчивается при наступлении равновесия сил, действующих в смазочном слое, относительно точки опоры. Поэтому самоустановка сегментов осуществляется относительно точки, то независимо от того, что угол конусности сегментов 1 больше, чем у шипов 2, сегменты повернутся до угла, имеющегося у шипа. Изобретение позволяет обеспечить высокую несущую способность, сократить габариты и потери мощности на трение.

Формула изобретения

1. СЕГМЕНТНЫЙ КОНИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащий самоустанавливающиеся сегменты, смонтированные на установленных на корпусе подшипника сепараторах, имеющих шаровые опорные тела, расположенные между корпусом и самоустанавливающимися сегментами, и конические шипы, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности в работе и упрощения конструкции, угол конусности сегментов больше угла конусности сопряженных шипов. 2. Подшипник скольжения по пп.1, отличающийся тем, что в сепараторе выполнены конические отверстия, в которых установлены шаровые опорные тела. 3. Подшипник скольжения по п.1 и 2, отличающийся тем, что сегменты зафиксированы цилиндрическими штифтами, закрепленными в сепараторе, при этом оси штифтов расположены в одной плоскости с осью опорных тел.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4