Пневматический гайковерт

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к механизированным инструментам и может быть использовано при сборке и разборке резьбовых соединений. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик путем снижения расхода потребляемого воздуха за счет его программной подачи в рабочие камеры и выхлопа из них. Сжатый воздух поступает попеременно в рабочие камеры через воздухоподводящий канал 34, кольцевые проточки и радиальные каналы 26 и 27 инерционных колец 18 и 19 и воздухоподводящие каналы ударника 4. Выхлоп сжатого воздуха попеременно осуществляется из рабочих камер через выхлопные каналы 35 и 36, кольцевые проточки 24 и 25 и радиальные каналы инерционных колец 20, 21 и выхлопные каналы ударника 4. Объем сжатого воздуха, поступающего в рабочие камеры, и выхлоп из них регулируются изменением величины перекрытия соответствующих радиальных каналов инерционных колец 18-21, воздухоподводящих и выхлопных каналов ударника 4, что обеспечивается поворотом инерционных колец 18-21, фиксируемых упорами 37-40 относительно ударника 4. 9 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ЯК» 1481050 (5D 4 В 25 В 21 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Г

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4251576/25-28 (22) 29.05.87 (46) 23.05.89. Бюл. № 19 (71) Институт горного дела СО АН СССР и Новосибирский Филиал Московского технологического института легкой промышленности (72) Н. Н. Лабузов, М. А. Ланцевич, А. Я. Тишков, Ю. М. Волков и И. М. Кузенкова (53) 621.883 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1141660, кл. В 25 В 21/02, 1983. (54) ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ГАЙКОВЕРТ (57) Изобретение относится к механизированнымным инструментам и может быть использовано при сборке и разборке резьбовых соединений. Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик путем снижения расхода потребляемого возду ха за счет его программной подачи в рабочие камеры и выхлопа из них. Сжатый воздух поступает попеременно в рабочие камеры через воздухоподводящий канал

34, кольцевые проточки и радиальные ка1481050 налы 26 и 27 инерционных колец 18 и 19 и воздухоподводящие каналы ударника 4. Выхлоп сжатого воздуха попеременно осуществляется из рабочих камер через выхлопные каналы 35 и 36, кольцевые проточки 24 и 25 и радиальные каналы инерционных колец 20, 21 и выхлопные каналы ударника 4. Объем сжатого воздуха, Изобретение относится к машинострое, нию, к механизированному инструменту и может быть использовано в различных его отраслях при сборке и разборке резь : бовых соединений, в частности, при изго; товлении и ремонте железнодорожных вагонов.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик путем снижения I ð расхода потребляемого сжатого воздуха за счет его программной подачи в рабочие камеры и выхлопа из них.

На фиг. 1 показан пневматический гайковерт, продольное сечение; на фиг. 2 — сечение Л вЂ” А на фиг. 1; на фиг. 3 — сече15 ние Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение  — В на фиг. I; на фиг. 5 — сечение à — Г на фиг. 1; на фиг. 6 — сечение Д вЂ” Д на фиг. 1; на фиг. 7 — сечение Š— Е на фиг, 1; на фиг. 8 — сечение Ж вЂ” Ж на фиг. 1; на фиг. 9 — развертка наружной поверхности ударника.

Пневматический гайковерт содержит полый корпус 1 с крышками 2 и подшипниками 3, коаксиально установленные в нем с возможностью вращения полый удар- 25 ник 4 с расположенными на его внутренней поверхности радиальными рабочими кулачка ми 5, размещенную внутри ударника 4 и выполненную в виде стержня .шпиндель-наковальню 6 с ответными радиальными рабочими кулачками 7 и шайбы 8. Радиальные рабочие кулачки 5 ударника 4, радиальные рабочие кулачки 7 шпиндель-наковальни 6 и шайбы 8 образуют пары рабочих камер 9 и 10. На шпиндель-наковальне 6 закреплена шайба 11 с ударными кулачками 12, взаимодействующими с ударными кулачками 13 ударника 4. Центральные углы ударных кулачков 12 и 13 соответственно превышают центральные углы кулачков 7 и 5, что позволяет избежать ударных нагрузок на ударные кулачки 12 и 13. 40

В стенке ударника 4 для каждой пары рабочих камер 9 и 10 со смещением относительно друг друга вдоль оси гайковерта соответственно выполнены пары воздухоподводящих 14 и 15 и выхлопных 16 и 17 поступающего в рабочие камеры, и выхлоп из них регулируются изменением величины перекрытия соответствующих радиальных каналов инерционных колец 18 — 21, воздухоподводящих и выхлопных каналов ударника 4, что обеспечивается поворотом инерционных колец 18 — 21 фиксируемых упорами

37 — 40,относительно ударника 4. 9 ил. каналов, на уровне которых установлены с возможностью перемещения вокруг оси ударника 4 инерционные кольца 18 — 21. В каждом кольце 18 — 21 на внешней его поверхности выполнены соответственно кольцевые проточки 22 — 25, на дне которых выполнены по два радиальных канала 26 — 29, а на одном из торцов инерционных колец 18 — 21 — соответствующие осевые выступы 30 — 33. В стенке корпуса 1 выполнены воздухоподводящий канал 34 и два выхлопных канала 35 и 36, с которыми сообщаются соответствующие кольцевые проточки 22 — 25 инерционных колец 18 — 21. На ударнике 4 размещены упоры 37 — 40 в виде колец. На наружной поверхности ударника 4 жестко закреплены винтами 41 с возможностью периодической перестановки в окружном направлении кольца 37 — 40 с выемками 42 — 45 на торцах, обращенных в сторону выступов 30 — 33 соответствующих инерционных колец 18 — 2!. Каждое кольцо

37 — 40 снабжено пластинчатыми пружинами-ловителями 46 и 47 для периодической фиксации в окружном направлении соответствующих инерционных колец 18 — 21 по их осевым выступам 30- — 33.

На шпиндель-наковальне 6 закреплена звездочка 48 обгонной муфты, которая через ролик 49 и кольцо 50, жестко закрепленное на корпусе 1, кинематически связывает последний со шпинделем-наковальней 6, на каждом конце последнего выполнен хвостовик 51 для установки на нем р а боч е и голо в к и 52.

Гайковерт работает следующим образом.

Гайковерт рабочей головкой 52 устанавливается на гайку (не показана). В исходном положении осевые выступы 30 — -33 соответствующих инерционных колец 18 — 21 повернуты против частовой стрелки в крайние положения в выемках 42 — 45 соответствующих колец 37 — 40 (фиг. 9) и зафиксированы пружинами-ловителями 47 (фиг. 6)

Гlри этом рабочие камеры 9 через воздухоподводящее окно 34 в корпусе 1, кольцевую проточку 22 и радиальные каналы 26 инерционного кольца 18 и каналы 14 ударника 4 соединены с источником сжатого

1481050

10

45.

55 воздуха (фиг. 3), а рабочие камеры 10 через выхлопной канал 35 корпуса 1, кольцевую проточку 24 и радиальные каналы.

28 инерционного кольца 20 и каналы 16 ударника 4 соединены с атмосферой (фиг. 2).

Подача сжатого воздуха в рабочие камеры

10 через воздухоподводящий канал 34 корпуса 1, кольцевую проточку 23 и радиальный канал 27 инерционного кольца 19 невозможна, так как каналы 15 ударника 4 перекрыты (фиг. 4). Сообщение рабочих камер 9 с атмосферой через выхлопной канал 36 корпуса l, кольцевую проточку 25 и радиальные каналы 29 инерционного кольца 21 невозможно, так как каналы 17 ударника 4 перекрыты (фиг. 5).

При подаче сжатого воздуха через воздухоподводящее окно 34 в корпусе 1, кольцевую проточку 22 и радиальные каналы 26 инерционного кольца 18 и каналы 14 ударника 4 в рабочйе камеры 9 рабочие кулачки 7 шпиндель-наковальни стремятся повернуться против часовой стрелки (фиг. 3), но этому препятствуют заклинивающиеся ролики 49 обгонной муфты (фиг. 7) . В то же время сжатый воздух воздействует на рабочие кулачки 5 ударника и заставляют его с ускорением вращаться по ходу часовой стрелки. Вместе с ударником 4 вращаются инерционные кольца

18 — 21. Затем происходит соударение ударных кулачков 13 ударника 4 по ударным кулачкам 12 шайбы 11, закрепленной на шпиндель-наковальне 6, которая начинает вращаться по часовой стрелке вместе с рабочей головкой 52, закручивая гайку (не показана) . При этом ролики 49 обгонной муфты расклиниваются и не препятствуют повороту шпиндель-наковальни по часовой стрелке. После соударения ударных кулачков 13 ударника 4 с ударными кулачками 12 шайбы 11, закрепленной на шпиндель-наковальне 6, инерционные кольца

18 — 21 с осевыми выступами 30 — 33, преодолевая упругие силы пружин-ловителей 46, установленных на кольцах 37 — 40 и взаимодействующих с выступами 30 — ЗЗ, по инерции перемещаются по ходу часовой стрелки до тех пор, пока пружины-ловители 47, также установленные на кольцах 37 — 40, не зафиксируют их осевые выступы 30 — 33. Перемещение инерционных колец 18 — 2! приводит к смещению радиальных каналов 26 и инерционного кольца 18 относительно каналов 14 ударника 4, в результате чего доступ сжатого воздуха в камеры 9 прекращается, кроме того, к смещению радиальных каналов 28 инерционного кольца 20 относительно каналов 16 ударника 4, в результате чего сообщение камер 10 с атмосферой прерывается, а также к совмещению каналов 29 инерционного кольца 21 с каналами 17 ударника 4, в результате чего сжатый воздух из камер 9 выхлопывается в атмосферу через выхлопной канал 36 корпуса 1, и к совмещению каналов 27 инерционного кольца 19 с каналами 15 ударника, в результате чего сжатый воздух поступает в камеры 10 через воздухоподводящий канал 34 корпуса 1. Сжатый воздух, воздействуя на рабочие кулачки 7 шпиндель-наковальни 6, заставляет их вращаться по часовой .стрелке вместе с рабочей головкой 52. В то же время сжатый воздух, воздействуя на радиальные рабочие кулачки 5 ударника 4, заставляет их сначала остановиться, а затем двигаться против часовой стрелки.

Вместе с ударником 4 против часовой стрелки вращаются инерционные кольца 18—

21. Затем происходит соуда ренне уда рных кулачков 13 ударника 4 по ударным кулачкам 12 шайбы 11, закрепленной на шпиндель-наковальне 6, который останавливается, так как заклиниваются ролики 49 обгонной муфты. После соударения ударных кулачков 13 ударника 4 об ударные кулачки 12 шайбы 11 ударник 4 останавливается, а инерционные кольца 18 — 21 с осевыми выступами 30 — ЗЗ, преодолевая упругие силы пружинных ловителей 47, установленных на кольцах 37 — 40 и взаимодействующих с осевыми выступами 30 — 33, по инерции перемещаются против часовой стрелки до тех пор, пока пружинные ловители 46, также установленные на упорах 37 — 40, не зафиксируют их осевые выступы 30 — 33.

Перемещение инерционных колец 18 — 21 приводит к смещению каналов 27 инерционного кольца 19 относительно каналов 15 ударника 4, в результате чего доступ сжатого воздуха в камеры 0 прекращается, к смещению каналов 29 инерционного кольца 21 относительно каналов 17 ударника 4, в результате чего сообщение камер 9 с атмосферой прерывается, к совмещению каналов 27 инерционного кольца 20 с каналами 16 ударника 4, в результате чего сжатый воздух из камер 9 выхлопывается в атмосферу через выхлопной канал 35 корпуса 1, к совмещению канала 26 инерционного кольца 18 с каналами 14 ударника 4, в результате чего сжатый воздух поступает в камеры 9 через воздухоподводящий канал 34 корпуса 1 и воздейстывует на рабочие кулачки 7 шпиндель-наковальни 6, стремясь повернуть их против. часовой стрелки. Однако заклиненные ролики 49 обгонной муфты препятствуют этому. В то же время сжатый воздух, воздействуя на радиальные рабочие кулачки 5 ударника 4, заставляет их перемещаться по часовой стрелке. Затем цикл повторяется. При отворачивании гайки рабочая головка 52 переставляется на противоположный хвостовик 51.

Таким образом в гайковерте обеспечивается возможность изменения площадей ка1481050 налов подачи сжатого воздуха в рабочие камеры и выхлопа из них для каждой пары рабочих камер, а следовательно, возможность регулировать расход сжатого воздуха, что ведет к снижению его расхода при неизменных силовых характеристиках.

Формула изобретения

Пневматический гайковерт, содержащий полый корпус, коаксиально установленные в нем с возможностью вращения полый ударник с радиальными рабочими кулачками и шпиндель-наковальню также с рабочими кулачками, размещенными между кулачками ударника с образованием рабочих камер, воздухораспределительное устройство с воздухоподводящими и выхлопными каналами, периодически соединяющие рабочие камеры и воздушной магистралью и атмосферой, ударные кулачки, часть из которых закреплена на шпиндель-наковальне, а другая — на ударнике, головку под ключ, обгонную муфту для соединения шпиндель-наковальни с корпусом, и упоры, установленные на ударнике с вОзможностью периодической их перестановки в окружном направленни, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик путем снижения расхода потребляемого сжатого воздуха за счет программной подачи в рабочие камеры и выхлопа из них, воздухоподводящие и выхлопные каналы выполнены в стенке корпуса и в стенке ударника для каждой рабочей камеры со смещением относительно друг друга вдоль оси гайковерта, а воздухораспределительное устройство выполнено в виде установленных на уровне воздухоподводящих и выхлопных каналов ударника и охватывающих его с возможностью перемещения вокруг его оси инерционных колец, число которых равно числу рабочих камер и имеющих каждое на внешней его поверхности кольцевую проточку, по два радиальных канала, выполненных на дне проточки, а на одном из его торцов— осевой выступ, упоры выполнены в виде охватывающих ударник колец с выемкой на

20 торце, обращенным в сторону выступа близлежащего инерционного кольца, а гайковерт снабжен размещенными на инерционных кольцах пластинчатыми пружинамиловителям и дл я периодической фиксации в окружном направлении инерционных колец относительно колец.

1481050 б-б

1481050

Г-Г

Е-Е

Фиг. 7

1481050

Составитель Ю. Иофик

Редактор И. й1 улла Техред И. Верес Корректор М. Пожо

Заказ 2620/) 4 Тираж 779 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101