Устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к устройствам для регулирования напряжения тягового генератора и тепловоза и обеспечивает повышение долговечности генератора. В устройство введен делитель 5 напряжения, в плечи которого включены резистор и терморезистор, причем последний установлен на статоре генератора. При положительном температурном коэффициенте сопротивления терморезистор включен во второе плечо 6 делителя, а при отрицательном - в первое плечо 7. Повышение температуры генератора приводит к увеличению коэффициента передачи делителя 5 и его выходного сигнала, благодаря чему ограничение напряжения генератора происходит раньше. 1 ил.

СО)ОЭ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

m4 В 601 11/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (61) 1158394 (21) 4036047/24-11 (22) 11.03.86 (46) 23.05.89. Бюл. № 19 (7i) Харьковский политехнический институт им. В. И. Ленина (72) A. H. Борисенко. В. В. Золотых и Л. Ф. Еникеев (53) 629.424 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1158394, кл. В 60 1 11/04, 1983. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВЛ1(ИЯ 11АГ1РЯЖЕНИЯ ТЯГОВОГО ГFHEPAТОРЛ ТЕГ)ЛОВОЗЛ

„Л0,» 1481104 A 2

2 (57) Изобретение относится к устройствам для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза и обеспечивает повышение долговечности генератора. В устройство введен делитель 5 напряжения, в плечи которого включены резистор и терморезистор, причем последний установлен на статоре генератора. При положительном температурном коэффициенте сопротивления терморезистор включен во второе плечо 6 делителя. а при отрицательном — в первое плечо 7.

Повышение температуры генератора приводит к увеличению коэффициента передачи делителя 5 и его выходного сигнала. благодаря чему ограничение напряжение генератора происходит раньше. ил.

1481104

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам регулирования напряжения тягового генератора тепловоза, и является усовершенствованием устройства по авт. св. Х 1158394. 5

Цель изобретения — повышение долговечности работы генератора.

На чертеже представлена функциональная блок-схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит блок 1 задания тока возбуждения генератора, вход которого объединен с первым входом блока 2 задания интенсивности изменения напряжения, а выход соединен с первым входом блока 3 управления возбуждением. Выход блока 4 сравнения соединен с входом делителя 5 напряжения, который выполнен в виде последовательно соединенных резистора Б и терм орезистора 7, уста новлен ного на статоре генератора. Выход делителя 5 напряжения соединен с вторым входом блока 3 управления возбуждением.

Первый вход блока 4 сравнения соединен с выходом интегратора 8, второй вход блока

4 сравнения соединен с первым входом ингегратора 8, с вторым входом блока 2 задания интенсивности изменения напряжения, с входом датчика 9 боксования и выходом датчика 10 напряжения генератора. Второй вход интегратора 8 соединен с выходом блока 2 задания интенсивности изменения напряжения, а третий вход интегратора 8 сое- 30 динеи с выходом датчика 9 боксования.

Устройство работает следующим образом.

Рассмотрим установившийся режим работы.

При движении тепловоза по ровному уча- 35 стку дороги с постоянной скоростью напряжение тягового генератора неизменно, обороты двигателя постоянны. Сигналы на выходах датчика 0 напряжения и блока 2 задания интенсивности неизменны. В этом pc - 40 жиме напряжение на выходе интегратора 8 равно напряжению датчика 10 напряжения и, следовательно, сигнал на выходе блока 4 сравнения отсутствует, а ток возбуждения генератора однозначно соответствует величине, задаваемой блоком 1. В этом режиме 45 введенный делитель 5 напряжения на работу регулятора не влияет, предлагаемое устройство работает также как и известное.

При изменении условий движения, что приводит, например, к увеличению напряжения генератора тепловоза изменяется выходной сигнал датчика 10 напряжения. Интегратор 8 формирует сигнал, который является заданием максимальной величины напряжения тягового генератора в каждый момент времени. Блок 4 сравнивает это напряжение 55 с выходным сигналом датчика 10.

На выходе блока 4 сравнения появляется сигнал тем большей величины, чем больи1е рассогласование между напряжениями на выходах датчика 10 и интегратора 8. Выходной сигнал блока 4 поступает на первое плечо делителя 5. Коэффициент передачи блока 5 определяется по формуле где К вЂ” коэффициент передачи делителя;

@HRr — сопротивления плеч делителя.

На выходе блока 5 и соответственно на входе блока 3 управления возбуждением напряжение будет тем больше, чем выше температура генератора, вызывая изменение тока возбуждения генератора и соответственно напряжения. В этом случае скорость нарастания напряжения тягового генератора ограничена благодаря действию сигнала обратной связи.

По мере роста напряжения генератора до требуемого значения сигнал на выходе блока

4 сравнения уменьшается до нуля.

В этом случае предлагаемое устройство работает также как и известное. Отличие заключается в некотором уменьшении скорости нарастания напряжения генератора при повышенных температурах.

При возникновении боксования колесных пар и росте напряжения генератора со скоростью, превышающей скорость нарастания выходного сигнала интегратора 8. выходное напряжение блока 4 сравнения увеличивается, вызывая увеличение сигнала на втором входе блока 3. Вследствие этого происходит управление током возбуждения генератора по закону, обеспечивающему изменение напряжения тягового генератора со скоростью, заданной блоком 2 задания интенсия.ости.

Причем при боксовании колесных пар выходной сигнал датчика 9 боксования воздействует на интегратор 8, дополнительно корректируя темп изменения напряжения интегратора.

Если температура генератора высока. коэффициент передачи блока 5 увеличивается, напряжение на втором входе блока 3 управления возбуждением больше и, в конечном итоге, темп роста напряжения тягового генератора ниже. Это приводит к сокрашению времени нахождения изоляции обмоток под повышенным напряжением при более высокой температуре. Таким образом, увеличивается время старения изоляции, снижаются диэлектрические потери и вероятность пробоя, увеличивается надежность.

При восстановлении сцепления колес с рельсами напряжение генератора уменьшается и вызывает изменение сигнала на вы ходе интегратора 8 Соответственно уменьшается результир ющий сигнал на выходе блока 4 сравнения и, в конечном итоге, темп роста напряжения генератора соответствует заданному блоком 2 задания интенсивности.

1481104

Составитель Л. Резникова

Редактор В. Бугренкова Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко

За каз 2625/17 Тираж 523 Подписное

BHHHHH Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4(5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Формула изобретения

Устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза по авт. св. Хе 1158394, отличающееся тем, что, с целью повышения долговечности работы генератора, оно снабжено резистором и терморезистором, образующими делитель напряжения, через который выход блока сравнения подключен к одному из входов блока управления возбуждением, при этом терморезис5 тор установлен на статоре тягового генератора.