Затвор дискового клапана

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение может быть использовано для регулирования расхода жидкой или газовой среды в различных технологических процессах. Цель изобретения - повышение надежности затвора дискового клапана. В корпусе 1 с входным и выходным патрубками установлены неподвижное седло (С) 2 и контактирующий с С 2 запорно-регулирующий орган 4. Орган 4 связан с приводом и снабжен размещенным в нем разгрузочным устройством, в котором установлен с возможностью взаимодействия с С 2 поршень 7. Между С 2 и поршнем 7 размещена опора 16 с выполненными в ней каналами 23. Каналы 23 сообщают подпоршневую полость с выходным патрубком. Между опорой 16 и органом 4 установлен упругий элемент в виде пружины 20 и упорный подшипник с возможностью поджатия органа 4 к С 2 и его центрирования относительно С2, что обеспечивает стабильную притирку трущихся поверхностей. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4291806/23-29 (22) 06.07.87 (46) 23.05.89. Бюл. № 19 (75) Л. М. Утемов (53) 621.646(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 307236, кл. F !6 К 31/53, 1971.

Авторское свидетельство СССР № 987257, кл. F 16 К 39/00, 1981. (54) ЗАТВОР ДИС КОВОГО КЛАПАНА (57) Изобретение м. б. использовано для регулирования расхода жидкой или газовой среды в различных технологических процессах. Цель изобретения — повышение надежности затвора дискового клапана.

В корпусе 1 с входным и выходным пат„„SU„, 1481551 A " 511 4 F 16 К 39/04

2 рубками установлены неподвижное седло (С)

2 и контактирующий с С 2 запорно-регулирующий орган 4. Орган 4 связан с приводом и снабжен размещенным в нем разгрузочным устр-вом, в к-ром установлен с возможностью взаимодействия с С 2 поршень 7. Между С 2 и поршнем 7 размещена опора 16 с выполненными в ней каналами 23. Каналы 23 сообщают подпоршневую полость с выходным патрубком. Между опорой 16 и органом 4 установлен упругий элемент в виде пружины 20 и упорный подшипник с возможностью поджатия органа

4 к С 2 и его центрирования относительно С 2, что обеспечивает стабильную притирку трущихся поверхностей. 1 ил. жения может быть установлен стандартный упорный подшипник качения. В опоре

16 выполнены каналы 23, обеспечивающие ей роль трубопровода, по которому среда из выходного патрубка поступает внутрь цилиндра 6 в подпоршнеьое пространство, чему способствуют канавки, выполненные на периферии сферического конца штока 9 (показаны штриховыми линиями).

Под действием перепада давления в напорной и сливной полостях затвора поршень 7 воздействует через опору 16 на седло усилием, величина которого определяется перепадом давлений и площадью порш. ня. г

Под действием перепада давлений цилиндр 6 вместе с диском 5 отжимаются от седла, чем создается разгрузка диска 5 от избыточного прижатия к седлу. Усилие отжатия также определяется перепадом давлений и площадью поршня.

Независимо от перепада давлений тарельчатая пружина прижимает запорно-регулирующий орган 4 к седлу.

Вращением вала 11 посредством зубчатой передачи поворачивают запорно-регулирующий орган, чем устанавливают необходимую степень открытия затвора, при этом одновременно поворачивается втулка 19 относительно опоры 16, а также поворачиваются тарельчатая пружина и кольцо 21 относительно кольца 22 и опоры 16. Поршень со штоком также могут поворачиваться относительно опоры 16 за счет момента трения уплотнения 8. При отсутствии перепада давлений отсутствуют разгрузочное усилие и усилие прижатия запорно-регулирующего органа к седлу, однако за счет тарельч атой пружины запорно-регулирующий орган прижимается к седлу, что обеспечивает нормальную работу приводного механизма и затвора, в том числе при любом пространственном положении затвора.

Усилие тарельчатой пружины по величине составляет наибольшую долю разгрузочного усилия, поэтому при наибольшем перепаде давлений, когда затвор закрыт, разгрузоч«ое усилие действует эффективно. Точное центрирование запорно-регулирующего органа относительно седла обеспечивает стабильную притирку трущихся поверхностей и повышение долговечности работы. формула изобретения

Затвор дискового клапана, содержащий установленные в корпусе с входным и выходным патрубками неподвижное седло и контактирующий с седлом запорно-регулирующий орган, связанный с приводом и снабженный размещенным в нем разгрузочным устройством, содержащим поршень, установленный с возможностью взаимодействия с

1481551

Изобретение относится к области трубопроводной арматуры, преимущественно к клапанам для регулирования расхода жидкой или газовой среды в различных технологических процессах, например на тепловых электростанциях для регулирования питания водой паровых котлов.

Цель изобретения — повышение надежности работы затвора.

Поставленная цель обеспечивается радиальной и осевой фиксацией запорно-регулирующего органа относительно седла, возможностью работы в любом пространственном положении, снижением трения и износа частей затвора, плотным смыканием рабочих поверхностей и исключением попадания на них загрязнений.

На чертеже показан затвор дискового клапана, разрез.

Затвор содержит установленные в трубчатом корпусе 1 неподвижное седло 2 с двумя окнами 3 для пропуска жидкой или га- 20 зообразной перекачиваемой среды.

Запорно-регулирующий орган 4 выполнен в виде диска. 5 с двумя вырезами или окнами также для пропуска перекачиваемой среды. Диск 5 притерт к седлу 2.

Разгрузочное устройство выполнено в виде цилиндра 6 как одно целое с диском 5, поршня 7, уплотнения 8, штока 9 со сферическим концом, жестко соединенного с поршнем. Диск 5 снабжен зубьями конического колеса, образующими вместе с шестерней 10 коническую передачу, являющуюся приводным механизмом. Шестерня 10 соединена с приводным валом 11, установленным в крышке 12. Последняя прижата к корпусу резьбовыми деталями и уплотнена с ним кольцом 13. 35

Вал 11 уплотнен с крышкой сальниковым уплотнением 14. Между торцами шестерни 10 и крышки 12 установлена антифрикционная регул ировочная втулка 15.

Ступенчатая цилиндрическая опора 16 установлена в центральном отверстии 17 седла 2 с минимальным зазором или натягом и прижата к седлу посредством гайки

18 так, что утолщенная средняя часть споры торцовой поверхностью опирается на седло. Между опорой 16 и диском 5 ус- 45 тановлена с минимальным зазором антифрикционная, например бронзовая, втулка 19, обеспечивающая центрирование диска 5 относительно опоры 16 и, следовательно, седла 2. Между опорой 16 и диском 5 установлены последовательно пружинный эле- 0 мент в виде тарельчатой пружины 20 и упорный подшипник, например, скольжения, выполненный в виде бронзового 21 и стального 22 колец. Пружина 20 и упорный подшипник опираются на торцовые поверхности диска 5 и опоры 16 с возможностью 55 прижатия диска 5 к седлу в направлении движения среды (показано стрелками). Для снижения трения вместо подшипника сколь148155! седлом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, он . снабжен установленной между седлом и поршнем опорой с выполненными в ней каналами, посредством которых подпоршневая полость разгрузочного устройства сообщена с выход6 ным патрубком, причем между опорой и запорно-регулирующим органом установлены упругий элемент и упорный подшипник с возможностью поджатия запорно-регули5 рующего органа к седлу и его центрирования относительно седла.

Составитель Т. 1 лисянская

Редактор Е. Папп Тех ред И. Верес К рректор Л. Патай

Заказ 2664 39 Тираж 722 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производстве чо-издательский комб " ат «П."тент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101