Тренажер операторов радиоэлектронной аппаратуры
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в промышленности при обучении операторов отысканию неисправностей аппаратуры, оно позволяет ввести неисправность путем установки неисправного сменного модуля, сформировать зону поиска данной неисправности и последовательность поиска в зоне, а также установить соответствие времени поиска контрольному нормативу. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера. Тренажер содержит пульт оператора 1 со сменными модулями 2, подключенными к датчикам кодирования неисправности 3 и датчикам ввода ответов 4, пульт преподавателя 5, блок оценки 6, блок задания времени 7, блок задания программы обучения 8, формирователь кодов неисправности 9, блок памяти 10, элемент ИЛИ 11, формирователь кодов эталонных ответов 12, блок сравнения 13. В процессе обучения инструктор вводит неисправность путем установки неисправного модуля и выдает задание оператору. Тренажер по заданной неисправности автоматически формирует зону поиска неисправности и последовательность поиска в зоне. В процессе выполнения задания оператор обнаруживает функциональные признаки неисправности, определяет зону поиска и последовательность поиска в зоне по заданному алгоритму и начинает поиск неисправности. Тренажер автоматически анализирует ход выполнения задания и на основании сравнения требуемых и проводимых оператором действий, а также времени, затраченного на выполнение задания формирует оценку действий оператора. 2 з.п. ф-лы. 6 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧ ЕСНИХ
РЕСПУБЛИХ (59 4 Г 09 В 9/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (Cg) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯ 4
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4302076/24-24 (22) 17. 06. 87 (46) 23.05.89. Бюл. Н- 19 (72) А.И. Киров, А.О. Коитус и В.А. Герасимов (53) 681.3.071(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 1164766, кл. G 09 В 9/00, 1984. (54) ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРОВ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ (57) Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в промыпленности при обучении операторов отысканию неисправностей аппаратуры; оно позволяет ввести неисправность путем установки неисправного сменного модуля, сформировать зону поиска данной неисправности и последовательность поиска в зоне, а также устако« вить соответствие времени поиска контрольному нормативу. Цель изобретения — расширение дидактических. возможностей тренажера. Тренажер содержит пульт оператора 1 со сменными модулями 2, подключенными к датчикам кодирования неисправности 3 и датчикам ввода ответов 4, пульт преподавателя 5, блок оценки 6, блок задания времени 7, блок задания программы обучения 8, формирователь кодов неисправности 9, блок памяти 10, элемент ИЛИ 11, формирователь кодов эталонных ответов 12, блок сравнения 13. В процессе обучения инструктор вводит неисправность путем установки неисправного модуля и выдает задание оператору. Тренажер по заданной неисправности автоматически формирует зону поиска неисправности и последовательность поиска в зоне.
В процессе выполнения задания оператор обнаруживает функциональные признаки неисправности, определяет зону поиска и последовательность поиска в зоне по заданному алгоритму и начинает поиск неисправности. Тренажер автоматически анализирует ход выполнения задания и на основании сравнения требуемых и проводимых оператором действий, а также времени, затраченного на выполнение задания, формирует оценку действий оператора. 2 э.п.ф-лы б ил.
1481839
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для тренировки операто-ров, и может быть использовано в различных отраслях проьжшлен при обучении операторов отысканию неисправностей аппаратуры.
Цель изобретения — расширение дидактических возможностей тренажера. 10
На фиг. t изображена структурная схема предлагаемого тренажера; на фиг.
2-6 — структурные схемы входящих в тренажер блоков. г
Предлагаемый тренажер содержит (фиг. 1) пульт 1 оператора, состоящий из сменных модулей 2, подключенных к датчикам кодирования неисправностей 3 и ввода ответов 4, пульт 5 преподавателя, блок б оценки, блок 7 задания времени, блок 8 задания программы обучения, формирователь 9 кодов неисправности, блок 10 памяти, элемент ИЛИ 11, формирова25
12 кодов эталонных oTee7oz п блок 13 сравнения.
Формирователь 12 кодов эталонных ответов (фиг. 2) содержит узел 14 памяти емкостью И-N слов размерностью
N распределитель 15 импульсов, гене30 ратор 16 импульсов, элемент И 17, RS-триггер 18, одновибратор 19 и эле-мент ИЛИ 20.
Блок 13 сравнения (фиг. 3) представляет собой. устройство, сравнива- 35 ющее две последовательности кодов и вырабатывающее сигнал по результату сравнения. On содержит элементы
И 21, первый и второй элементы ИХП(22, первый и второй накапливающие сумма- 40 торы 23 и компаратор 24.
Блок б (фиг. 4) состоит из трехвходовых дешифраторов ?5, сумматоров 26 и 27 и функционального преобразователя 28, например цифроанялогo- 4-" вого преобразователя.
Блок 7 представляет собой узел, обеспечивающий выдачу сигналов, величина (или код) которого пропорциональна необходимому времени. 50
Датчик 3 (фиг. 5) представляет собой контактный разъем, в который вставляется сменный модуль 2. При этом сигнал опроса с пульта з через один входной контакт этого разъема поступает в модуль 2. Если последнии неисправен, то он имеет пережтчку между этим входньм контактом и одним из выходньж, соответствующих типу неисправности. B простейшем случае датчик 3 имеет один выходной контакт, обеспечивающий передачу сигнала в формирователь 9 лишь о факте неисправности модуля 2 без детализации ее типа. Исправный модуль 2 перемычек не имеет. Перемычки находятся внутри модулей 2 и скрыты от оператора.
Датчик 4 представляет собой узел, обеспечивающий выдачу сигнала при каждой замене модуля. Например, это последовательно соединенные контактная группа 29 (фиг. 5), на которую механически посредством толкателя действует сменный модуль 2, триггер
30 и формирователь 31 импульса (например, дифференцирующая цепочка) °
Формирователь 9 и блок 10 могут быть выполнены на триггерных регистрах, например на 1К- или Т-тригr epax с цепями установки начального состояния (фиг. 1) .
Пульт 5 (фиг. 6) имеет узел 32 выдачи сигнала начальной установки, узел 33 выцачи сигнала пуска блока 7 и пульта 1 и регистрирующий прибор
34, например вольтметр, проградуировянный в процентах или условных единицах.
Тренажер работает следующим образом.
Перед началом работы преподаватель вводит в тренажер неисправность путем установки неисправного сменного модуля 2, включает тренажер и обнуляет с пульта 5 регистры формирователя 9 и блока 10, распределитель
15 импульса и RS-триггер 18 формирователя 12 и регистры накапливающих сумматоров 23 блока 13. Затем преподаватель выдает задание обучаемому оператору, запускает с пульта 5 блок
7 и подает сигнал пуска на пульт 1.
По этому сигналу с датчиков 3 заносится информация о неисправности изучаемого устройства в регистр формирователя 9. Блок 7 начинает отсчитывать контрольное время поиска неисправности, учитываемое при оценке действий оператора, После занесения информации в регистр формирователя 9 появляется информация на выходе блока 8 в вице сигналов, соответствующих модулям зоны поиска. Одновременно информация с формирователя поступает па первые входы узла 14 памяти
1481839 формирователя 12. По этому сигналу возбуждается одна иэ N строк узла 14 памяти, подготавливая тем самым к выводу информацию о последовательности замены модулей в процессе поиска
5 введенной неисправности.
В процессе выполнения задания на тренажере оператор обнаруживает функциональные признаки неисправности, определяет зону поиска и последовательность замены модулей в процессе поиска по заданному алгоритму (согласно которому осуществляется программирование узла 14 памяти). Затем он проводит замену модулей по определенной ранее последовательности.
При каждой замене модуля 2 с да гчика 4 поступает сигнал на блок 10, где фиксируется факт этой замены, 20 и на элемент ИЛИ 11, с выхода которого сигнал поступает на формирова. тель 12. По этому сигналу опрокидывается триггер 18 (фиг. 2), и единичньй уровень с его выхода открывает 25 элемент И 17, через который начинают поступать импульсы с генератора 16 на распределитель IS импульсов. С каждым новым импульсом с выхода распределителя возбуждается очередной стол- 30 бец узла 14 памяти, разрядное слово, записанное на пересечении соответствующих строки и столбца матрицы, выдается на выход формирователя 12 и на первые входы элемента ИЛИ 20. Как только в слове появляется ненулевой
35 код, срабатывает одновибратор 19 и перебрасывает триггер 18 в нулевое состояние, счет прекращается и на выходе формирователя 12 фиксируется 40 код, содержащий информацию о модуле, который необходимо заменить.
Этот код поступает на первые входы блока 13, на вторые входы элементов И 21 (фиг. 3) и на входы второго 45 элемента ИЛИ 22. С выхода последнего сигнал поступает на вход второго накапливающего сумматора 23, в котором фиксируется заданное количество модулей, входящих в зону поиска. На первые входы элементов И 21 поступает информация о замене модуля из блока 10.
Если модуль заменен правильно (т.е. согласно последовательности), то элементы И 21 открываются, и сигнал через первый элемент ИЛИ 22 поступает
55 на вход первого накапливающего сумматора 23, в котором фиксируется факт правильной замены модуля. С выходов первого к второго накапливающих с»гматоров сигналы поступают на компаратор 24, где осуществляется кх сравнение. Если сигналы на выходах накаплкваюшкх сумматоров 23 равны, что говорит о правильном выполнении задания, то формируется едкнкчнык сигнал на выходе компаратора 24. Если коды не совпадают, то сигнал с выхода компаратора 24 равен нулю. Затем сигнал с выхода компаратора 24 поступает на сумматор блока 6 оценки, где формируется оценка действий обучаемого.
При замене следующего модуля оценка. действий оператора формируется аналогично.
Блок 6 контролирует состояние блока 10 и с учетом информации с формирователя 9, блока 8„ блока 13 и блока 7 вырабатывает оценку действий оператора и выдает ее на пульт 5.
Таким образом, предлагаемый тренажер позволяет оценить последовательность поиска неисправного блока оператором в соответствии с функциональными связями блоков или заданным алгоритмом поиска неисправного блока, что не предусмотрено в известном тре- . нажере. В последнем предлагаются следующие условия оценквания действий обучаемого: неисправный модуль заменен; неисправный модуль не заменен; исправный, но входящкк в зону поиска модуль заменен; исправный, но входящий в зону поиска модуль не заменен; исправный, не входящий в зону поиска модуль заменен; исправный, не входящий в зону поиска модуль не заменен. В предлагаемом тренажере, кроме указанных, добавляются еще два: модуль заменен согласно заданной последовательности; последовательность поиска неисправного блока нарушена.
Следовательно, за счет контроля усвоения обучаемым последовательности поиска неисправного модуля в соответствии с функциональными связями блоков или заданным алгоритмом повышается эффективность обучения.
Кроме того, при наличии набора узлов 14 памяти, запрограммированных на различные алгоритмы поиска неисправности, появляется возможность гибкой замены их в процессе обучения, Это позволяет сделать тренажер универсальным.
ЭО
5 14818
Формула изобретения
1. Тренажер операторов радиоэлектронной аппаратуры, содержащий пульт
5 оператора, пульт преподавателя, блок задания программы обучения, блок задания времени, блок оценки, блок памяти, формирователь кодов неисправности, входы которого соединены с первой группой выходов пульта оператора, вторая группа выходов которого соединена с группой информационных входов блока памяти, вход обнуления которого соединен с первым выходом пульта преподавателя и с входом. обнуления формирователя кодов неисправности, выходы которого соединены с информационными входами блока задания программы обучения и с первой группой информационных входов блока оценки, вторая группа информацион- ных входов которого соединена с вы-. ходами блока задания программы обучения, третья группа информационных 25 входов соединена с выходами блока памяти, а вход синхронизации соединен с выходом блока задания времени, входы которого соединены с вторым
: выходом пульта преподавателя и с входом пульта оператора, вход пульта преподавателя соединен с выходом блока оценки, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, 1в него введены элемент ИЛИ, формирователь кодов эталонных ответов и блок сравнения, вход обнуления которого соединен с первым выходом пульта пре подавателя и с входом обнуления фор- 40 мирователя алгоритма поиска неисправности, выходы которого соединены с первыми входами блока сравнения, вторые входы которого соединены с выходами блока памяти, выход блока сравне- 45 ния соединен с входом разрешения блока оценки, вторая группа выходов пульта оператора соединена с входом элемента ИЛИ, выход которого соединен с установочным входом формирователя 5О
39 6 кодов эталонных ответов, информационные входы которого соединены с выходами формирователя кодов неисправности.
2. Тренажер по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что формирователь кодов эталонных ответов содержит узел памяти, распределитель импульсов, генератор импульсов, элемент И, триггер, одновибратор и элемент ИЛИ, выход которого соединен с входом одновибратора, выход которого соединен с R-входом триггера, S-вход которого является установочным входом формиро- вателя, выход триггера соединен с первым входом элемента И, второй вход которого соединен с выходом генератора импульсов, а выход соединен с тактовым входом распределителя импульсов, вход сброса которого является входом обнуления формирователя и объединен с входом элемента ИЛИ, входы которого соединены с выходами узла памяти, которые одновременно являются выходами формирователя, выходы распределителя импульсов соединены с первыми входами узла памяти, вторые входы которого являются информационными вхсдами формирователя.
3. Тренажер по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что блок сравнения содержит элементы И, первый и второй элементы ИЛИ, первый и второй накапливающие сумматоры, компаратор, выход которого является выходом блока, первые входы соединены с выходами первого сумматора, первый вход которого является входом обнуления блока и объединен с первым входом второго сумматора, выходы которого соединены с вторыми входами компаратора, а второй вход соединен с выходом первого элемента ИЛИ, входы которого соединены с первыми входами элементов и являются первыми входами блока, вторые входы которого являются вторыми вмодами элементов И, выходы которых соединены с входами второго элемента
ИЛИ, выход которого соединен с вторым входом первого сумматора.
1йв) ВЭ9
0в 10 авиа. 3
1481839
0m 15
Составитель Г. Левин
Редактор И. Горная Техред А.Кравчук Корректор О. Кравцова
Заказ 2697/54 Тираж 470 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101