Берегозащитная шпора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к гидротехническому строительству. Цель изобретенияповышение надежности сооружения и снижение материальных и трудовых затрат на его возведение. Береговая шпора 1 включает железобетонные блоки, связанные друг с другом и выполненные из продольных 2 и поперечных 3 тонкостенных проницаемых элементов . Продольные 2 элементы являются упорами для поперечных 3, устанавливаемых с образованием открытых со стороны протока полостей 4 и заполняемых материалом твердого стока 5. Продольные и поперечные элементы выполнены с переменной проницаемостью за счет изменения размеров отверстий 8. Для обеспечения устойчивости берегозащитной шпоры в продольных элементах выполнены сквозные отверстия 6, через которые установлены приколочные сваи 7. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
09) (11) (11 4 Е 02 В 3/04 3/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н AST0PCM0MY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4167870/29-15 (22) 23 ° 12.86 (46) 30.05.89. Бюл. 9 20 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного строительства (72) В.Ф.Дмитриев, Е.И.Масс, Л.P,Ìîðoç, В.И.Руденко
Д.П.Надирадзе и З,А.Титова (53) 627.2 (088.8) (56) Ройншивили Н.М., Мелик-Бахтамян И.Я., Тевдорошвили Н.Е. Берего". укрепительные сооружения на дорогах, пролегающих в узких горных долинах.
Изд-во, Груз. политехн, ин-та им, В.И.Ленина, Тбилиси, 1971, с.20, рис. 13.
Там же, с. 35, рис ° 34. (54) БЕРЕГОЗАЩИТНАЯ ШПОРА (57} Изобретение относится к гидротехническому строительству. Цель !
2 изобретения — повышение надежности сооружения и снижение материальных и трудовых затрат на его возведение.
Береговая шпора 1 включает железобетонные блоки, связанные друг с другом и выполненные из продольных 2 и поперечных 3 тонкостенных проницаемых элементов. Продольные 2 элементы являются упорами для поперечных 3, устанавливаемых с образованием открытых со стороны протока полостей 4 и заполняемых материалом твердого стока 5. Продольные и поперечные элементы выполнены с переменной проницаемостью. за счет изменения размеров отверстий" 8. Для обеспечения устойчивости берегозащитной шпоры в продольных элементах выполнены сквозные отверстия 6, через которые установлены приколочные сваи 7. 2 з.п.
Ф-лы, 7 иле
1483001
Изобретение относится к гидротехническому строительству, преимущественно речному, и может использоваться для защиты от размыва береговых .участков русла.
Цель изобретения — повышение надежности сооружения и снижение материальных и трудовых затрат на его возведение, 10
На фиг.1 показан продольнъN (вдоль оси потока) разрез шпоры; на фиг.2 — вид А на фиг.1 на фиг.3начальный этап. формирования берегозащитной шпоры; на фиг.4 — промежу- 15 точный этап; на фиг.5 — этап заполнения открытых полостей со стороны потока на полную высоту шпоры; на фиг.б — вид Б на фиг.1 один из, возможных вариантов конструктивного вы- 2Q полнения шпори); на фиг.7 — варианты размещения продольных и поперечных элементов, Берегозащитная шпора 1 (фиг.1 и 2) состоит из набора тонкостенных праницаемых продольных (расположенных вдоль потока) 2 и поперечных (расположенных поперек потока) 3 элеменН3 которых продольные 2 HBJIHIOT» ся упорами для поперечных 3, устанав- 3О ливаемых с образованием открытых со стороны потока полостей 4, заполненных материалом твердого стока 5. Про" дальные 2 и поперечные 3 элементы могут быть выполнены неразрезными или составными по высоте. При этом поперечные элементы 3 могут иметь вид плоских или ребристых плит или арок, а в продольных элементах могут быть выполнены вертикальные сквозные отверстия б, через которые устанавливаютсг прикалачные сваи 7. Кроме того, возможны варианты, в которых продольные 2 и поперечные 3 элементы объединены в один блок и установлены на одной приколочной свае 7 каждый (фиг.7).
Проницаемость продольных 2 и поперечных 3 элементов шпоры обеспечивается сквозными отверстиями 8, расположенными по боковым поверхностям элементов 2 и 3, причем диаметры отверстий 8 остаются либо постоянными,: либо устраиваются переменными с уменьшением размеров по мере приближения к верхней отметке шпоры 1.
В процессе работы шпоры 1 воздействие потока воспринимается попереч ными элементами 3 и передается на продольные 2, обеспечивающие устойчивость сооружения за счет защемления продольных элементов 2 в материале "твердого" стока 5, заполняющего полости 4 шпоры 1, открытые со стороны потока; массы продольных элементов 2, а также приколочных свай 7, установленных в вертикальные сквозные отверстия б и погружаемые в основание.
В начальный период эксплуатации берегозащичнай шпоры 1 (фиг.3) водный поток на входе в открытые полости 4 частично теряет свою энергию за счет трения о боковые поверхности продольных элементов 2. В то же время при подходе к проницаемым продольным 2 и поперечным 3 элементам поток разбивается на отделенные струи, которые, взаимодействуя между собой, снижают его энергию и тем самым давление на поперечные элементы 3.
Наличие отверстий 8 в поперечных элементах 3 также приводит к снижению давления, поскольку часть потока проходит сквозь эти отверстия.
Вследствие снижения давления на поперечные элементы 3 устойчивость сооружения достигается при меньшей массе элементов. Благодаря снижению энергии потока ослабляется размывающее,воздействие его на основание и, кроме того, вследствие потери скорости часть твердого стока, присутствующего в потоке, оседает и накапливается в открытых полостях 4, создавая защитный слой, предохраняющий основание от размыва и повышающий тем самым надежность сооружения.
По мере накопления материала твердого стока 5 (фиг. 4-5) давление на поперечные элементы 3 увеличивается, но наряду с этим возрастает и несущая способность продольных элементов
2 за счет их защемлеиия в накопленном.материале твердого стока 5. Однако давление на поперечные элементы
3 возрастает лишь до .определенного предела, зависящего от объема накопленного материала твердого стока 5, превышение этого предела не сказывается на величине давления, но увеличивает устойчивость всего сооружения.
Переменная по высоте проницаемость продольных 2 и поперечных 3 элементов (фиг. 3-6) с размерами сквозных отверстий 8, уменьшающихся по мере
5 их расположения по отношению к верхней отметке шпоры, позволяет получить различный гранулометрический состав аккумулируемого материала, так как наиболее крупные частицы будут откладываться и накапливаться перед поперечным элементом 3 снизу, где отверстия больше, а более мелкие — вверху, в зоне с отверстиями меньшего диаметра. 15
Скорость накопления материала твердего стока 5 и формирования шпоры (фиг, 3-5) зависит как от содержания твердых частиц в потоке, так и от сквозности поперечных 3 и про- 20 дольных 2 элементов, оптимум которой находится в диапазоне 30-707 от площади их поверхностей.
1 6
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я
1. Берегозащитная шпора, включающая связанные друг с другом железобетонные блоки, устанавливаемые на о снование, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности сооружения, снижения материальных и трудовых затрат на его возведение, железобетонные блоки выполнены из продольных и поперечных тонкостенных проницаемых элементов, устанавливаемых с образованием открытых полостей со стороны потока.
2. Шпора по п.1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что поперечные и продольные элементы выполнены с переменной по высоте проницаемостью.
3, Шпора по пп.l и 2, о т л ич а ю щ а я с я тем, что в продольных элементах выполнены вертикальные сквозные отверстия для уСтановки анкерных. элементов.
Фиг.1 аеаоо
148300) 1 483001
Составитель А. Козловский
Редактор И.Бандура Техред М.Дидык
Корректор С,Черни
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Вид Е
2 3 8
Заказ 2788/23 Тираж 589 Подписное
1л