Подшипниковый узел центробежного насоса

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение позволяет повысить надежность и безопасность насоса путем предотвращения разрушения уплотнений 12 насоса при заклинивании подшипника 3 качения. При нормальном состоянии подшипника 3 обойма 6 вращается вместе с валом 2. В случае заклинивания подшипника 3 возрастает момент поворота обоймы 6 относительно вала 2, срезается штифт 7, обойма 6 начинает вращаться относительно вала 2. При разрушении подшипника 3 вал 2 под действием рабочих нагрузок выбирает зазор 10 и обойма 6 опирается на шайбы 8, 9. Заедания в уплотнениях 12 не происходит, так как зазор 10 имеет величину, меньшую, чем зазор 11 в уплотненииях 12. 3 з.п. ф=лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„Я0„„1483099 д1 (Я1) 4 F 04 Р 29/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Il0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4312751/25-29 (22) 05.10.87 (46) 30.05.89. Бюл. № 20 (72) А. И. Файн, С. Ф. Кадыгроб, В. Н. Коломиец, В. И. Назаренко и Э. Л. Креймер (53) 621.671 (088.8) (56) Малюшенко В. В., Михайлов А. К. Насосное оборудование тепловых электростанций. М.: Энергия, 1975, с. 178, рис. 9 — 2:

Авторское свидетельство СССР № 399643, кл. F 16 С 21/00, 1970.

2 (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА (57) Изобретение позволяет повысить надежность и безопасность насоса путем предотвращения разрушения уплотнений 12 насоса при заклинивании подшипника 3 качения.

При нормальном состоянии подшипника 3 обойма 6 вращается вместе с валом 2. В случае заклинивания подшипника 3 возрастает момент поворота обоймы 6 относительно вала 2, срезается штифт 7, обойма 6 начинает вращаться относительно вала 2. При разрушении подшипника 3 вал 2 под действием рабочих нагрузок выбирает зазор 10 и обойма 6 опирается на шайбы 8, 9. Заедания в уплотнениях 12 не происходит, так как зазор 10 имеет величину, меньшую, чем зазор

11 в уплотнениях 12. 4 з.п.ф-лы, ил.!

483099

Формула изобретения

Э

Изобретение относится к насостроению, а именно к подшипниковым опорам роторов центробежных насосов.

Цель изобретения — повышение надежности и безопасности путем предотвращения разрушения уплотнений насоса при заклинивании подшипника качения.

На чертеже представлен центробежный насос с подшипниковым узлом предлагаемой конструкции, продольный разрез.

Подшипниковый узел центробежного насоса содержит корпус 1, охватывающий вал 2 насоса, установленные в нем подшипники 3 и 4 качения и скольжения и устройство 5 аварийной фиксации подшипника 4 скольжения, причем обойма 6 подшипника 4 скольжения зафиксирована от проворота срезным штифтом 7. Подшипник 3 качения установлен на обойме 6 подшипника 4 скольжения. Срезной штифт 7 закреплен на валу 2, а устройство 5 аварийной фиксации подшипника 4 скольжения выполнено в виде двух неподвижных шайб 8 и 9, установленных в корпусе 1 и образующих с обоймой 6 подшипника 4 скольжения радиальный зазор 10, величина которого меньше величины зазора

11 в уплотнениях 12 насоса. В обойме 6 подшипника 4 скольжения может быть выполнен вырез 13, в котором установлено маслозахватывающее кольцо 14. Обращенные одна к другой поверхности обоймы 6 и шайб

8 и 9 выполнены с микронеровностями, превышающими микронеровностями, превышающими микронеровности на внутренней поверхности обоймы 6 и наружной поверхности вала 2. Подшипник 4 скольжения может быть выполнен с сегментной рабочей поверхностью.

Устройство работает следующим образом.

При нормальном состоянии подшипника 3 качения обойма 6 вращается вместе с валом 2 в подшипнике 3. При повышении момента трения в подшипнике 3 ввиду усталостного выкрашивания на дорожках и телах качения или при заклинивании подшипника 3 возрастает момент проворота обоймы 6 отно4 сительно вала 2, срезается штифт 7, обойма 6 начинает вращаться относительно вала 2. Смазка в подшипник 4 скольжения поступает через вырез 13. При разрушении подшипника 3 вал 2 с рабочим колесом под действием рабочих нагрузок выбирает зазор

10 между шайбами 8 и 9 обоймы 6. Ввиду того, что зазор 10 меньше зазора 11, не происходят заедание в уплотнении 12 и разрушение ротора насоса.

l. Подшипниковый узел центробежного насоса, содержащий корпус, охватывающий вал насоса, установленные в нем подшипники качения и скольжения и устройство аварийной фиксации подшипника скольжения, причем обойма подшипника скольжения зафиксирована от проворота срезным штифтом, отличающийся тем, что, с целью по20 вышения надежности и безопасности путем предотвращения разрушения уплотнений насоса при заклинивании подшипника качения, последний установлен на обойме подшипника скольжения, срезной штифт закреплен на валу, а устройство аварийной фиксации подшипника скольжения выполнено в виде двух неподвижных шайб, установленных в корпусе и образующих с обоймой подшипника скольжения радиальный зазор, величина которого меньше зазора в уплотнениях насоса.

2. Узел по п. 1, отличающийся тем, что в обойме подшипника скольжения выполнен вырез, в котором установлено маслозахватывающее кольцо.

3. Узел по п. 1, отличающийся тем, что обращенные одна к другой поверхности обоймы и шайбы выполнены с микронеровностями, превышающими микронеровности на внутренней поверхности обоймы и наружной поверхности вала.

4. Узел по п. 1, отличающийся тем, что

40 подшипник скольжения выполнен с сегментной рабочей поверхностью.

Составитель Ю. Никитченко

Редактор И. Касарда Техред И. Верес Корректор M. Максимишинец

Заказ 2798/28 Тираж 522 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101