Уплотнительный узел
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к газобалонным автомобилям, и позволяет повысить надежность и упростить конструкцию узла. Уплотнительный узел включает корпус 1, ниппель 2, резьбовую втулку 3, маховик 4, штуцер 5, стопорные кольца 6 и 7, уплотнительные прокладки 8 и 9. Внутри ниппеля 2 установлен невозвратный клапан, на одном конце ниппеля выполнена резьбовая нарезка для соединения с накидной гайкой гибкого шланга подвода сжатого газа, а на другом конце - опорный поясок 17, входящий в кольцевую проточку штуцера 5, где установлена прокладка 8. Штуцер 5 зафиксирован от проворачивания относительно корпуса гранями 25. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„1483143
А1 (5D4 F 16 J!5 16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
73
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (2!) 4336231/23-29 (22) 31.08.87 (46) 30.05.89. Бюл. № 20 (71) Ленинградский филиал Научно-исследовательского института автомобильного транспорта и Ленинградское производственное объединение по транспортировке и поставкам газа (72) П. И. Родионов, P. Я. Юнусов, Г. М. Левкин и E. М. Мухин (53) 62-762 (088.8) (56) Колонка газозаправочная. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, 4695605.020.258.00.00.00.0. М.: М-во газовой п ром ы шлеи иост и, 1986.
2 (54) УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к газобаллонным автомобилям, и позволяет повысить надежность и упростить конструкцию узла. Уплотнительный узел включает корпус 1, ниппель 2, резьбовую втулку 3, маховик 4, штуцер 5, стопорные кольца 6 и 7, уплотнительные прокладки 8 и 9. Внутри ниппеля 2 установлен невозвратный клапан, на одном конце ниппеля выполнена резьбовая нарезка для соединения с накидной гайкой гибкого шланга подвода сжатого газа, а на другом конце — опорный поясок 17, входящий в кольцевую проточку штуцера 5, где установлена прокладка 8. Штуцер 5 зафиксин от проворачивания относительно коргранями 25. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.
1483143
Формула изобретения
Изобретение относится к машиностроению, в частности к газобаллонным автомобилям, и может быть использовано для повышения эффективности уплотнения соединений при заправке автомобильных баллонов сжатым газом.
Цель изобретения — повышение надежности уплотнения и упрощение конструкции уплотнительного узла.
На чертеже показан уплотнительный узел, продольный разрез.
Уплотнительный узел включает корпус 1, ниппель 2, резьбовую втулку 3, маховик 4, штуцер 5, стопорные кольца 6 и 7 и уплотнительные прокладки 8 и 9. Внутри ниппеля 2 в отверстии 1 0 установлен невозвратный клапан, выполненный в виде поджимаемого пружиной 11 к коническому седлу 12 шарика 13 и закрепленный шлицевой гайкой
14 с отверстием 15. На одном конце ниппеля 2 выполнена резьбовая нарезка для соединения с накидной гайкой 16 бронированного гибкого шланга подвода сжатого газа, а на другом конце — опорный поясок 17, входящий в кольцевую проточку штуцера 5, в которой установлена прокладка 8. На наружной поверхности ниппеля 2 для удобства монтажа с гайкой 16 выполнены грани 18 под зев ключа. Резьбовая втулка 3 установлена на ниппеле 2 с возможностью свободного поворота на цилиндрических поверхностях 19, а от осевого перемещения зафиксирована стопорным кольцом 6. На наружной цилиндрической поверхности 20 втулки 3 запрессован маховик 4. В корпусе 1, кроме резьбового участка 21, выполнены цилиндрическая расточка 22 и расположенный от торца корпуса до расточки 22 паз 23.
На цилиндрической головке 24 штуцера 5 на всю ее высоту выполнены параллельно расположенные грани для прохождения головки через паз 23 и расточку 22, а перпендикулярно указанным граням на части высоты головки, ориентированной к торцу корпуса, выполнена другая пара граней 25, препятствующих угловому перемещению друг относительно друга, корпуса 1 и штуцера 5, контактирующих по двум опорным серповидным поверхностям 26. В центре штуцера 5 выполнен выступ 27, просверлены четыре отверстия 28 и нарезана резьба 29 для соединения со штуцером 30 газобаллонного автомобиля, на наружной поверхности штуцера 5 выполнен резьбовой буртик 31 для установки защитного колпачка.
Уплотнительный узел работает следующим образом.
Переходный штуцер 5 соединяют со штуцером 30 газобаллонного автомобиля, при этом зазор между деталями уплотняют с помощью деформируемой прокладки 9. В кольцевую расточку головки штуцера 5 устанавливают прокладку 8. Вращая маховик 4, выводят резьбовую втулку 3 в максимально возможное верхнее положение до контакта
5 l0
55 стопорного кольца 7, двигающегося вместе с ниппелем 2 в цилиндрической расточке корпуса 1, с резьбовым участком 21. Ориентируя грани, выполненные на всю высоту головки штуцера 5, вдоль паза 23 корпуса 1, вводят головку штуцера 5 внутрь корпуса на глубину большую, чем сумма высот головки штуцера 5 и граней 25, при этом центральный выступ 27 поднимает шарик 13, отрывая его от седла 12. Затем, поворачивая корпус 1 на 90 в любую сторону, вводят в паз 23 грани 25, используя энергию сжатой пружины 11, в результате чего фиксируются от поворота корпус 1 относительно штуцера 5, головка которого начинает контактировать с заплечиками корпуса 1 по двум серповидным плоским поверхностям 26. Маховиком 4 и резьбовой втулкой 3 перемещают ниппель 2 относительно корпуса 1 и штуцера 5, опорный поясок 17 вводят в кольцевую проточку штуцера 5, обжимая прокладку 8 и уплотняя зазор между ниппелем и штуцером.
В течение всего процесса невозвратный клапан открыт, обеспечивая проход газа через отверстия 15,.10 и 28 от станции к потребителю.
Изобретение обеспечивает по сравнению с известной заправочной головкой повышение безопасности обслуживания, снижение длительности присоединения головки, увеличение надежности работы уплотнительной прокладки, снижение трудоемкости замены уплотнительной прокладки, а также уменьшение металлоемкости деталей узла, в том числе исключение применения цветного металла.
Кроме того, при использовании изобретения снижается количество деталей в узле и точность их изготовления и уменьшается количество быстроизнашивающихся деталей.
1. Уплотнительный узел, включающий корпус, ниппель, переходный штуцер с цилиндрической головкой, невозвратный клапан, подводящий и отводящий трубопроводы, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения конструкции, внутренняя поверхность корпуса выполнена в виде сопряженных резьбового участка, цилиндрической расточки и расположенного от торца корпуса до расточки паза, ширина которого выполнена меньше диаметра расточки, при этом в расточке с зазором по наружному диаметру размещена контактирующая с торцом расточки головка связанного с отводящим трубопроводом штуцера, на которой выполнены две пары взаимно перпендикулярных граней, расстояние между которыми выполнено одинаковым и меньше ширины паза корпуса, причем одна пара граней выполнена на всей, а другая— на обращенной к торцу корпуса части высоты головки штуцера.
1483143
Составитель Ю. Кибиткин
Редактор А. О га р Техред И. Верес Корректор Н. Король
Заказ 2804/31 Тираж 721 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 1О1
2. Узел по п. 1, отличающийся тем, что внутри корпуса расположена резьбовая втулка, на которой установлен маховик и с воз-. можностью свободного вращения зафиксированный от осевого перемещения относительно втулки ниппель, торец которого входит в кольцевую проточку штуцера, в которой установлена уплотнительная прокладка, а наружный.конец связан с подводящим трубопроводом, при этом в отверстии ниппеля размещен подпружиненный шарик невозвратного клапана, контактирующий с центральным выступом переходного штуцера.
3. Узел по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что между торцом резьбовой втулки и выполненным иа наружной цилиндрической поверх- ности ниппеля буртиком установлено стопорное кольцо, наружный диаметр которого выполнен больше внутреннего диаметра резьбы корпуса.
4. Узел по п. 2, отличающийся тем, что наружный торец ниппеля закрыт резьбовой пробкой с отверстием, диаметр которого выполнен меньше внутреннего диаметра пружины невозвратного клапана.
5. Узел по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что в головке штуцера вокруг центрального выступа выполнено несколько отверстий для прохода газа.