Устройство контроля загрузки двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к испытаниям и позволяет повысить эффективность контроля загрузки двигателя. Сигнал с датчика 1 положения органа топливоподачи поступает на функциональный преобразователь 2, на выходе которого появляется сигнал, пропорциональный значению частоты вращения (ЧВ) вала двигателя, соответствующей минимуму расхода топлива. Блок 3 производит сравнение сигналов от датчика 6 ЧВ и преобразователя 2, а амплитудный дискриминатор 4, связанный с блоком 3, обеспечивает индикацию направления изменения положения органа топливоподачи для обеспечения минимума расхода топлива. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
öö 4 б 01 М 15/00
prcnfifq5 их Г
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4313926/25-06 (22) 08.10.87 (46) 30.05.89. Бюл. № 20 (71) Омский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) В. М. Кузнецов и Р. А. Ахмеджанов (53) 621.43.001.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 334392, кл. F 02 D 35/02, 1972. (54) УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ЗАГРУЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к испытаниям и позволяет повысить эффективность кон„„Я0„„148 316 А 1
2 троля загрузки двигателя. Сигнал с датчика 1 положения органа топливоподачи по- ступает на функциональный преобразователь 2, на выходе которого появляется сигнал, пропорциональный значению частоты вращения (ЧВ) вала двигателя, соответствующий минимуму расхода топлива. Блок 3 производит сравнение сигналов от датчика 6
ЧВ и преобразователя 2, а амплитудный дискриминатор 4, связанный с блоком 3, обеспечивает индикацию направления изменения положения органа топливоподачи для обеспечения минимума расхода топлива.
2 з. п. ф-лы, 4 ил.
1483316!
Формула изобретения
Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в частности к устройствам для определения загрузки двигателя, и может быть использовано на двигателях транспортных средств.
Цель изобретения — повышение эффективности контроля загрузки ДВС.
На фиг. 1 представлена функциональная схема предлагаемого устройства; на фи г. 2— функциональная схема кусочно-линейного функционального преобразователя; на фиг. 3 — экстремаль и ее реализация в устройстве; на фиг. 4 — график удельного расхода топлива.
Устройство контроля загрузки ДВС (фиг. 1) содержит последовательно соединенные датчик положения органа топливоподачи, кусочно-линейный функциональный преобразователь 2, блок 3 сравнения, амllëHTóällblH дискриминатор 4 и двухкана1bHblH индикатор 5. Выход датчика 6 скорости подключен к второму входу блока 3 сравнения.
Датчик 1 положения органа топливоподачи выполнен в виде управляемого делителя напряжения на переменном резисторе.
Кусочно-линейный функциональный преобразователь 2 (фиг. 2) содержит два сум.матора 7 и 8, первые входы которых и компаратора 9 объединены с входом преобразователя 2, а вторые входы подключены к выходам делителей 10 и 11 напряжения соответственно. Выходы сумматоров 7 и 8 подключены к инверсному и прямому информационным входам коммутатора 2, выход которого обьединен с выходом преобразователя 2. Управляющий вход коммутатора 12 подключен к выходу компаратора 9, установочный вход которого подключен к выходу третьего делителя 13. Входы делителей !О, 11 и !3 подключены к клеммам источника напряжения.
Блок 3 сравнения выполнен в виде сумматора с двумя входами, один из которых является инвертирующим, другой, подключаемый к датчику 6 скорости, — неинвертирующи м.
Амплитудный дискриминатор 4 представляет собои трехпозиционное электронное реле с одним входом и двумя выходами.
Индикатор 5 выполнен в виде двух сигнальных ламп.
Устройство работает следующим образом.
На установившемся режиме работы двигателя с выхода датчика 1 положения органа топливоподачи поступает напряжение на вход кусочно-линейного функционального преобразователя 2. На выходе последнего появляется напряжение, пропорциональное значению скорости двигателя, соответствуюгцее минимуму расхода топлива автомобиля.
Это напряжение сравнивается в блоке 3 .сравнения с напряжением, поступающим с датчика 6 скорости, и на вход амплитудного дискриминатора 4 поступает напряжение, пропорциональное разности этих скоростей. К выходу амплитудного дискриминатора 4 подключены две сигнальные лампы индикатора 5, одна из которых включается при скорости выше нормы, другая — ниже нормы, а в некоторой зоне допустимых скоростей обе лампы отключены. Стрелки, изображенные около сигнальных ламп, показывают направление воздействия на педаль подачи топлива.
Кусочно-линейный функциональный преобразователь 2 (фиг. 2) реализует два кусочно-линейных участка экстремали: скорость в зависимости от положения органа топливоподачи аь (а) . Первый участок формируется с помощью делителя 10 напряжения и сумматора 7, второй — с помощью делителя 11 напряжения и сумматора 8. Коммутатор 12, управляемый компаратором 9, осуществляет переключение функций при заданном значении переключения а положения органа топливоподачи а. При работе на первом участке, когда а(а„, напряжение с выхода сумматора 7 через инверсный вход коммутатора 12 поступает на выход преобразователя 2.
Г1ри а)а, компаратор 9 переключает коммутатор 12 и напряжение с выхода второго сумматора 8 через прямой вход коммутатора 12 поступает на выход преобразователя 2.
Кусочно-линейный функциональный преобразователь 2 моделирует экстремаль 14 (фиг. 3) функциями !5 16:
«г =(OQ(+K|Q;;
Ю1 2 — с002+ К2а, где (o-. ь ь — — скорость по экстремали на первом и втором участках соответственно; жп, оп — начальные значения функций;
Ki, K2 — коэффициенты наклона.
Амплитудный дискриминатор 4 преобразует экстремаль на каждом участке в область допустимой работы, ограниченную линиями 17 и 18, 19 и 20 соответственно.
Г1ри работе двигателя в этой зоне обе сигнальные пампы индикатора 5 отключены. Работа двигателя на одной из передач соответствует функции 21.
1. Устройство контроля загрузки двига. теля внутреннего сгорания, содержащее датчик положения органа топливоподачи, датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя, выходы которых связаны с двухканальным индикатором, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности контроля загрузки, устройство дополнительно снабжено кусочно-линейным преобразователем, блоком сравнения и амплитуд1483316
Составитель А. Золотов
Редактор A. Лежнина Техред И. Верес Корректор С. Черни
Заказ 2819/39 Тираж 789 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 ным дискриминатором с двумя выходами, причем выход датчика положения органа топливоподачи через кусочно-линейный преобразователь связан с первым входом блока сравнения, второй вход которого подключен к выходу датчика частоты вращения коленчатого вала, а выход блока сравнения связан с входом амплитудного дискриминатора, к выходам которого подключен двухканальный индикатор.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что кусочно-линейный преобразователь выполнен в виде первого и второго сумматоров, снабженных двумя входами, компаратора с сигнальным и установочным входами, первого, второго и третьего делителей напряжения и коммутатора, снабженного инверсным, прямым информационным и управляющим входами, причем выходы первого и второго делителей напряжения подключены к вторым входам первого и второго сумматоров соответственно, первые входы которых и сигнальный вход компаратора сов5 мещены с входом преобразователя, выходы первого и второго сумматоров подключены соответственно к инверсному и прямому информационным входам коммутатора, выход которого объединен с выходом блока, и управляющий вход коммутатора соединен с выходом компаратора, установочный вход которого подключен к выходу третьего делителя напряжения, входы всех делителей напряжения подключены к клеммам источника питания.
3. Устройство по п. I, отличающееся тем, что амплитудный дискриминатор выполнен в виде трехпози ционного электродного реле.