Способ создания опорной гравиметрической сети

Реферат

 

Изобретение относится к геофизической разведке полезных ископаемых. Целью изобретения является повышение точности за счет исключения коррелируемости измерений на опорных точках и удешевление работ путем сокращения количества рейсов. Сущность способа заключается в том, что измерения q на опорных точках проводятся группой гравиметров, каждый из которых имеет свой принудительный режим. При этом исключается коррелируемость измерений. Способ позволяет создавать опорные сети рейсами неограниченной продолжительности, что значительно удешевляет работы. Точность измеряемых значений q определяется по формуле где N - число точек в рейсе, на которых имеются дополнительные замеры; K - степень многочлена, аппроксимирующего смещение нуль - пункта; - среднеквадратичная погрешность еденичного измерения. 1 ил.

Изобретение относится к геофизической разведке полезных ископаемых гравиметрическими методами. Целью изобретения является повышение точности за счет исключения коррелируемости измерений на опорных точках и удешевление работ путем сокращения количества рейсов. Способ осуществляется следующим образом. Первоначально на площади проектируемых гравиметрических работ намечается сеть опорных пунктов, подъезд к которым может быть осуществлен на автомашине. Подготавливаются термостатирующие устройства: в качестве холодильного устройства могут быть использованы бытовые холодильники, в качестве термической печи внешние обогреватели. Перед началом работ для каждого из гравиметров создается свой температурный режим, например, первый прибор термическая печь включается за 4 ч до рейса; второй прибор термическая печь включается за 2 ч до рейса; третий прибор холодильное устройство выключается за 4 ч до рейса; четвертый прибор холодильное устройство выключается за 2 ч до рейса. Для следующего рейса температурные режимы для гравиметров изменяются. Диапазон варьирования температур должен соответствовать наилучшему рабочему режиму гравиметров, определяемому при эталонировках на полигоне и в результате опытно-методических работ. Средняя температура во всех рейсах должна быть близка к постоянной, чтобы избежать изменения цены деления с температурой. Принудительный температурный режим позволяет достигать максимальной независимости наблюдений, поэтому становится необязательной методика секущих рейсов и смещение нуль-пункта может быть построено даже в случае маршрутов с возвращением по тем же пунктам. Такой способ позволяет исключить систематические погрешности измерений, обусловленные нелинейным смещением нуль-пункта, для рейсов неограниченной продолжительности. На чертеже приведен график смещения нуль-пункта гравиметра в рейсе при создании опорной сети. Обоснованием количества независимых измерений, необходимых для построения смещения нуль-пункта с требуемой точностью, является экспериментальная зависимость точности определения смещения нуль-пункта от количества N дополнительных измерений, которая приводится в таблице. Как показывает анализ кривой смещения нуль-пункта (чертеж), она должна аппроксимироваться многочленом 2-3 степени. Поэтому воспользовавшись приведенной формулой для аппроксимации тригонометрического многочлена степени К, где среднеквадратическая погрешность измерений в обрабатываемом рейсе (по фактическим, полученным на региональной съемке данным, средняя 0,15 м Гал) при степени многочлена К=3, для аппроксимации смещения нуль-пункта со средней погрешностью = 0,06 мГал, указанной в материалах заявки, получаем = откуда N 18. Т.е. в рейс должно быть включено не менее 16 пунктов, что с учетом начальной и конечной точки составляет N=18. Это требование хорошо согласуется с практикой проведения полевых региональных работ, созданием опорных сетей, так как в среднем в рейс выполняется 20 пунктов группой из 4-5 гравиметров. При этом точность измерений определяется по формуле , где N число точек в рейсе, на которых имеются дополнительные измерения; К степень многочлена, аппроксимирующего график смещения нуль-пункта гравиметра; средняя квадратическая погрешность единичного измерения. Дополнительным критерием качества опорной сети служат невязки в полигонах, составленных из опорных точек, наблюдаемых в рейсе. Для двух сторон полигона принимается приращение силы тяжести, полученное по предлагаемому способу, а для третьей стороны вычисляется по измерениям с учетом линейного смещения нуль-пункта по повторному наблюдению при возвращении. Тем самым осуществляется надежный контроль качества измерений и полностью отсутствует брак. Предлагаемый способ позволяет создавать опорные сети рейсами неограниченной продолжительности, в результате чего резко сокращается применение для транспортировки авиатранспорта. Повышается точность измерений, что создает возможность для одновременного развития опорной сети как для региональных, так и для детальных съемок. Применение этого способа позволяет существенно уменьшить трудозатраты и дает значительный экономический эффект.

Формула изобретения

СПОСОБ СОЗДАНИЯ ОПОРНОЙ ГРАВИМЕТРИЧЕСКОЙ СЕТИ, включающий многократные измерения g группой гравиметров на каждой опорной точке и определения точности наблюдений g на каждой опорной точке, отличающийся тем, что, с целью сокращения количества рейсов и повышения точности за счет исключения коррелируемости измерений, на каждой опорной точке каждый из используемых гравиметров имеет различный принудительный температурный режим, при этом точность измеренных значений g определяют по формуле где N число точек в рейсе, на которых имеются дополнительные замеры; K-степень многочлена, аппроксимирующего смещение нуль-пункта; -среднеквадратическая погрешность единичного измерения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 8-2000

Извещение опубликовано: 20.03.2000