Образец для определения прочности сцепления покрытия с основой

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к испытательной технике, предназначено для определения прочности сцепления покрытия с основной и позволяет повысить информативность при обеспечении определения прочности сцепления покрытия, нанесенного на внутренние и наружные криволинейные поверхности, а также снизить материалоемкость и трудоемкость при изготовлении образца. Внутри втулки 1 с радиальными отверстиями устанавливают без зазора соответственно внутри и снаружи съемные кольцевые обоймы 2 с радиальными отверстиями таким образом, чтобы их отверстия совпали с отверстиями во втулке. Пальцевые штифты 4 размещают в радиальных отверстиях втулки 1 и обойм 2, заподлицо с последними и наносят покрытие 5 на торцы штифтов 4 и свободные поверхности обойм 2. Использование съемных обойм 2 обеспечивает возможность испытания покрытия 5 на внутренних и наружных поверхностях, предусматривает изготовление после проведения испытаний только отдельных элементов образца. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

51 А1 (19) (111

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

М А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4209170/25-28 (22) 16.03.87 (46) 30.06.89. Бюл. № 24 (71) Запорожский машиностроительный институт им. В.Я.Чубаря (72) Н.Н.Сьгтников, Л.К.Ермоленко, С.Л.Миличенко, Е.В.Гавров и И.В.Кривенко (53) 620.179.4(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР №- 914971, кл. G 01 N 19/04, 1979.

Катц Н.В. Металлизация распыпениeм. — М.: Машиностроение, 1966, с. 197. (54) ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЧНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ ПОКРЫТИЯ С OCHOBOA (57) Изобретение относится к испытательной технике, предназначено для определения прочности сцепления покрытия с основой и позволяет повысить информативность при обеспечеИзобретение относится к испытательной технике, а именно к образцам для определения прочности сцепления покрытий с основами.

Целью изобретения является повышение информативности путем обеспечения определения прочности сцепления покрытия, нанесенного на внутренние и наружные криволинейные поверхности, снижение материалоемкости и трудоемкости при изготовлении образца.

На фиг. 1 показана схема образца с покрытием на наружной поверхности, общий вид; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — образец с по(51) 4.G 01 N 1/28//G 01 N 19/04 нии прочности сцепления покрытия, нанесенного на внутренние и наружные криволинейные поверхности, а также снизить материалоемкость и трудоемкость при изготовлении образца.

Внутри втулки 1 с радиальными отверстиями устанавливают беэ зазора соответственно внутри и снаружи съемные кольцевые обоймы 2 с радиальными отверстиями таким образом, чтобы их отверстия совп;ыи с отверстиями во втулке. Пальцевые штифты 4 размещают в радиальных отверстиях втулки 1 и обойм 2, заподлицо с последними и наносят покрытие 5 на торцы штифтов

4 и свободные поверхности обойм 2.

Использование съемных обойм 2 обеспечивает возможность испытания покрытия 5 на внутренних и наружных поверхностях, предусматривает изготовление после проведения испытаний только отдельных элементов образца.

4 ил. крытием на внутренней поверхности; на (,Д фиг. 4 — сечение Б-Б на фиг. 3. Сп

Образец выполнен в виде втулки 1 с фиай радиальными отверстиями, двух съемных кольцевых обойм 2 и 3 с радиальными отверстиями, установленными без зазора соответственно внутри и снаружи втулки 1 таким образом, что отверстия в них совпадают с отверстиями во втулке 1, кольцевых штифтов 4, установленных в отверстиях втулки 1 и обойм 2 и 3 заподлицо с последними, и покрытия 5, нанесенного на свободные поверхности обойм 2,3 и торцы штифтов 4.

1490551

Во втулке выполнены резьбовые отверстия, в которых установлены винты

6 для фиксирования штифтов 4 при нанесении покрьггия 5.

Образец изготавливают и испытывают следующим образом.

Устанавливают во втулке 1 съемные обоймы 2,3 и пальцевые штифты 4, изготовленные из того материала, с которым необходимо определить прочность сцепления напыляемого покрытия.

При определении прочности сцепления покрытий, напыпяемых на наружную поверхность вращения, пальцевые штифты 4 устанавливают таким образом, чтобы их напыляемые торцы располагались заподлицо с напыляемой поверхностью наружной обоймы 3 (фиг. 1).

При определении прочности сцепления покрытий, напыляемых на внутреннюю поверхность вращения, пальцевые штифты 4 устанавливают так, чтобы их напыляемые торцы располагались заподлицо с напыляемой внутренней поверхностью обоймы 2 (фиг. 3). После установки штифтов 4 они фиксируются стопорными винтами 6. Собранный таким образом блок подготавливают к напылению и напыляют покрьггие 5 одним из известных способов. Покрытие 5 обрабатывают требуемым способом. После обработки ослабляют стопорные винты

6 и определяют прочность сцепления напыленного покрытия 5 с напыляемой поверхйостью. Для этого образец устанавливают в разрывную машину (не показана) и к пальцевым штифтам 4 прикладывают отрывающее усилие.

Конструкция образца в виде втулки

1 со смешанными внутренней и наружной напыляемыми обоймами 2 и 3 позволяет при незначительной ширине образца (15-20 мм) установить радиально по толщине его стенки от 8 до

12 пальцевых штифтов 4, что значительно увеличивает воспроизводимость определения прочности сцепления, повьппая качество и точность измерений.

Для выполнения измерения прочности сцепления нет необходимости частично разрушать покрытие 5, так как пальцевые штифты 4 фиксируют с ненапыляемой стороны и имеют свободный доступ для приложения к ним отрывающе.—

50 го усилия. Это снижает трудоемкость

1 и позволяет более точно и качественно определить истинную прочность сцепления напыляемого покрытия 5 с основой, так, как не нарушается характер распределения напряжений и деформаций в покрытии 5. Применение сменных обойм

2 и 3 позволяет значительно упростить процесс определения прочности сцепления покрытия 5 со штифтами 4, изготовленными иэ различных материалов, так как нет необходимости изготавливать полностью все элементы устройства иэ исследуемого материала, а только лишь обоймы 2,3 и пальцевые штифты 4. Это экономит материалы, снижает трудоемкость изготовления образца и процесса определения прочности сцепления. Указанная конструкция образца позволяет определять прочность сцепления покрьггий 5 с внутренними поверхностями вращения (цилиндрическими, коническими и т.д.), что обеспечивает повышение информативности. Измеряют величину отрывающего усилия, по которой с учетом площади торца штифта определяют прочность сцепления с основой по известной формуле.

Формула и з о б р е т е н и я

Образец для определения прочности сцепления покрытия с основой, выполненной в виде основания с отверстиями, установленных в них пальцевых штифтов и покрытия, нанесенного на торцы штифтов, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения информативности путем обеспечения QII ределения прочности сцепления покрытия, нанесенного на внутренние и наружные криволинейные поверхности, снижения материалоемкости и трудоемкости, основание выполнено в виде втулки, образец снабжен двумя съемными кольцевыми обоймами с радиальными отверстиями, установленными без зазора соответственно внутри и снаружи втулки так, что отверстия в них совпадают с отверстиями во втулке, штифты размещены в отверстиях обойм эаподлицо с ними, а покрытие нанесено на свободные поверхности обоймы.

1490551

149() 551

Составитель В. Свиридов

Редактор Н. Горват Техред p(. Ходаниц Корректор М.Шароши

Заказ 3746/49 Тираж 789 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113()35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издате IbcKHH комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101