Способ испытания структурной прочности магнитных смазочных материалов в контакте тел трения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к способам испытаний материалов, в частности испытания структурной прочности магнитных смазочных материалов в условиях работы подшипников качения и скольжения, зубчатых передач, а также других узлов трения. Целью изобретения является повышение достоверности результатов испытания магнитных смазочных материалов в контакте тел трения путем учета начальной стадии разрушения структуры магнитных смазочных материалов. Тела трения смазывают магнитным смазочным материалом, сообщают им относительное перемещение, накладывают на них магнитное поле, осуществляют ступенчатое нагружение в процессе испытаний. Подают на тела трения импульсное напряжение с частотой, соответствующей или кратной времени прохождения элементом объема смазочного материала ширины зоны контакта тел трения. В процессе испытаний регистрируют число импульсов напряжения, прошедших через слой магнитного смазочного материала. По отношению разности поданных на тела трения числа импульсов напряжения и прошедших через слой магнитного смазочного материала импульсов к поданному на тела трения числу импульсов напряжения судят о структурной прочности магнитного смазочного материала. 5 ил., 3 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ.
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„В(5„„5ЩЩ (51) 4 (01 N 3/56
3«.ЗЮЗИ
IlkT=HT1:"., ОПИСАНИЕ ИЗОБГ :=-П=НИЯ
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕПЬСТРV дят о структурной и рочности магнитГриа.>за. 5 ил. ного смазочного м 11
3 табл. ных материалов
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4342993/25-28 (2;>) 16 !7 87 (4 5) 3О. >11з,89, 1>5>л. 1" 24 (71) I!i ститут мащиноведения им. А.А. ".>IагottðàâîBà (72) В. 1.Данилов, H. K. В(лобуев, В.! . Паззлов и А.А. Кузне11ов
,53) 62О. 178.16 (088.8) (>6) (1лов . 1.В. Подг >рк > I>.8. "«"1
) H : II I ж11дкос TH в ъ"», (зе "ия. I (- 1ие it изн«, ",инск: Наук;1 li I ех1(ик", 985 > . чт It 4, с. >81 — 586. (54) ОНОГО)> ИОП)>1ТА)1ИЯ ОТРУI 1 У IIO,I
ПРОЧПОСТ11 МАГНИТНЫХ ОМАВОЧНЫХ МАТI;I IIАЛОВ В KOHTAKTE TEJI ТРВН11Я (57) II=.обретение отис сится к с;зособым испытаний материаззов 11 частности исг ытани" стр;ктурной прочности магнитш»х с55азочньгх материалов в ус 10 виях раб»ти подшипни1 оlз ка зеHHя и скольжения, зубчатых передач, а таклругих узлов трения. Целью изобретения является пов>шчение, остовернос" и резу.(ьтатов испытания мыгнитИзобретение относится к способам испытания материалов, в частности, исш(тания структурной прочности магнитных смазочных материалов применительно к условиям работы подшипников качения и скольжения, .зубчатых пере— да 1, а также других,.злов трения, Цель и зобретепия — пов>,пчение досчоверности результа(ов испытания лзаг1>итзн Ix смазочных материалов в контакч е тел трения путс.м учета начальной стадии разрущешзя структуры смазочны; сма зочш(х 1 атерисзлозз 11 контакте те 1 трения путем учета начальной сталии разрушения стру -.туры магнитных смазочных матерна.tAB. Тела трения смазы1заY>T магнитнl 1 5 смазочным материа .ом, сооб1>1ают им относительное переМГ>ЧЕ НИЕ, На КЛ аД1111 Ы>1т На НИХ МаГНИтItA(!I(JIG осу(>1естззля> г ступенчатое
111 ружение н про11еccå испытаний. Поды1: 1 > .а тела трез ия 1(мпульспое напря* > 1:t(t Г. ЧаГ T»Ч> О I, Г(>ОтВ(ТСТ1ЗУ5Ш!ЕЙ
l. ill кратной врс 5ени III>(>;;(ждения зле. .е нт;>м объе>5,(Гмызс>чн(;го материала шз<рины зонь. контакта те.l трения.
В Г! роl:е с се ис пытLI HHit ре 1 ис тр15рун>т число 155>и >>1ьсо11 i>апряжени 1, прошедших чс-.ре з слой м,(гни-,н(>го сма зочного материала. По отношениt(> разности подынн11х из теззы трения ч>зсла и55пульс в напряжения и прошедших через с:1ой магнитногс смазочного материа-!
iы импульсов к поданному на тела трен,(я числу и (пучь«»в напряжения суНа фиг.l изображена блок-схема устройства для осуществления способа; на фиг. 2 — 5 — графики результатов испытаний структурной прочности образцов магнитных смазочных материалов с различной основой и стабилизатором.
Устройство для осушествления способа содержит генератор 1 импульсного напряжения, на вход которого подключеш» тела 2 трения с магнитнл1м смазочным материалов 3 в контакте, усилитель 4 импульсов напряжения и счетчик 5 импульсов напряжения.
1490594
Способ осуществляют следующим образом.
Тела 2 трения, выполненные, например, н виде цилиндрических роликов, электрически изолируют от валов машины трения, смазывают их магнитным смазочным материалом 3, приводят во вращение с окружными скоростями V и V, обеспечивая заданное проскальзывание в контакте
Vg- Vz накладывают на тела 2 трения регули- 15 руемое магнитное поле и осуществлятРения, одноРодность магнитного сма-зочного материалл нарушается, что приводит к непосредственн му контлктированию тел 2 трения. В такие моменты контлктиронания тел 2 трения шунтируются соответствующие импульсы 40 напряжения, которые не проходят на вход усищи геля 4 и далее иа счетчик
5 импульсoi;. » тношение разности поданных на тела 2 трения числа импульсов напряжения Nz и зарегист- 45 рированных счетчиком 5 пмпульсон напряжения 11 к поданному на тела 2 трения числу импульсов N характеризует интенсивность разрушения структурных связей магнитного смазочного
50 материала. Использование отношения
К = -------.1007 в качестве параметNq- Ng
Nï ра контактного взаимодействия позволяе r оценить структурную прочность магнитного смазочного материала.
Пример. Испытания структурной прочности магнитного смазочного млют нагружение, которое меняется ступенчато в ходе испытаний. Ila разделенные слоем магнитного смазочного материала 3 тела 2 трения подают от гене- 20 ратора 1 импульсное напряжение, a:. в к| 6 и р аю т отсутствия ионизации и разогрева слоя смазочного материала 3 в контакте тел 2 трения. Частоту испульсного 25 напряжения выбирают соответствующей или кратной времени прохождения элементом объема смазочного материала ширины зоны контакта тел 2 трения.
В ходе испытаний изменяют индукцию 30 магнитного поля с требуемым цлпрлнлением относительно скоростей V< и V<.
При ступенчатом нагружении тел 2 териала проводят на машине трения
СМТ-I, В качестве тел трения используют цилиндрические ролики ф 56 мм.
Сумма скоростей качения = 1/„ + Ч, изменяется н диапазоне 1,9-4,1 м/с.
Удельное скольжение, характеризующее относительное перемещение поверхностей трения, составляет = 137..
Температура поверхностей трения изменяется н диапазоне от 22 до 32 С.
Нагрузку изменяют ступенчато, что обеспечивает изменение конгактного напряжения G„ IJT 154 350 MIIa. Для наиболее опасного, с точки зрения разрушения слоя магнитного смазочного материала, значения Q полуширина зоны контакта определяется из формулы — -", д- = О, 15 (и. ), 2р (з» где », — нагрузка на тела трения;
3,14; контактное напряжение.
11рп сумме скоростей 1l = 4,1 м/с время прохождения элементом объема смазки полной ширины эоны контакта состав яст
2b
-4 т = --- = 0,74 х 10 (с)
1У 1 и часз отл импульсного напряжения состаг:.. яет 13,5 кГц. Для контактного напряжения 5 — †1 Yila эти значения
» составляют соответственно 0,34 х х 10 с и 29 кГц. Аналогично эти дан-Ф цые определяют при сумме скоростей — 1,9 м/с. В ходе испытаний регистрируют момент трения 11, N u находят отношение з, 100/
1 1 и
При К = 30-403 на поверхностях трения появляются единичные участки вырыва частиц металла и риски.
Испытывают структурную прочность магнитных смазочных материалов, у которых размер, содержание частиц феррофазы и стабилизатор одинаковые, но различна основа (жидкость-носитель).
У образца i магнитного смазочного материала основой служит турбинное масло Т„-22, а у образца 2 — масло вазелиноное 38. Намагниченность насыщения у этих образцов составляет
35 кА/М.
Результаты испытания структурной прочности образцон 1 и 2 представле1490594
Таблица1
I 9 и/с
V = 4,1 м/с
Q,êãñ/ñì Г!, кгсм К, 7 11, кгсм К, 7 г
Образец магнитного смазочного материала 1
74-69
83-78
85-83
89-87
0,3
1,6
2,9
5,4
63
89
95,6
96,7
1,8
1,95
4,8
8,3
3500
Образец магнитного смазочного материала 2
5,6
19,5
3l
41,4
54,5
8l,8
84,1
88,6
0,1
1,35
3,25
6,35
3500
0,65
2,35
5,5
Hbl в табл.! (магнитное поле с индукцией В = 0,15 Тл) и табл. 2 (магнитное поле с индукцией В = 0,30 Тл).
Также испытывают образцы 3 и 4 магнитных смазочных материалов, имеющих одинаковую основу, Аеррофазу, но различные стабилизаторы (у образца 4 стабилизатор имеет более прочную структуру). 10
Результаты испытаний при магнитном поле с индукцией В = 0,15 Тл представлены в табл.3.
Анализ полученных данных показывает, что структурная прочность 15 магнитных смазочных материалов достоверно оценивается по параметру контактного взаимодействия тел трения
К, Изменение основы-носителя магнитного смазочного материала (фиг.2 и 3) 20 стабилизатора (Аиг.4 и 5), величины
G и Ч, а также магнитного поля (табл.l и 2), определенным образом сказывается на изменении параметра
К, что характеризует изменение струк- 25 турной прочности магнитных смазочных материалов в контакте тел трения.
Ф о р м у и а и з о 6 р е т е н и я
Способ испытания структурной прочности магнитных смазочных материалов,З0 в контакте тел трения, заключающийся в том, что наносят на тела трения магнитный смазочный материал, перемев1ают тела друг относительно другз, накладывают на них магнитное поле, нагружают и регистрируют параметр контактного взаимодействия тел трения, по которому судят о структурной прочности, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности, определяют ширину эоны контакта тел трения и время прохождения смазочным материалом укаэанной эоны контакта, подают на тела трения импульсное напряжение с частотой, соответствующей указанному времени или кратной ему величине, в процессе взаимодействия тел трения регистрируют количество импульсов нзпряжения, прошедших через слой магнитного смазочного материала в зоне контакта, а в качестве параметра контактного взаимодействия тел трения определяют отношение разности чисел поданных на тела трения импульсов напряжения и прошедших через слой магнитного смазочного материала импульсов, к числу поданных на тел» тренин импульсов напряжения.
1490594
Та 6.!!и па 2
Ч = 1,9 м/с
4,1 м/с
Q,,кгс/см И, кгсм К, 7. М, кгсм К, Е г
Ооразец магнитного смазочного материала 1
2,0 86,5
4,7 92
8,2 93,4
ll,l5 93,4
95,6
95,6
95,6
95,6
06разе!! магнитного сл!азочного материала 2
55,5-51 0,1
55,5 в 1,3
53,3
65-62
22-20
1,4
3,0
2470
45-42
3,6
7,0
6,6
11,4
3500
Т а б л и ц а 3
1,9 и/с
V = 4,1
2 кгс/см, кгсм К, Г
М, кгсм К, 7! !61)а.! ei! ма Ги!!Тt!оr материала 3
0,5
0,6
0,7
0,7 о смазочного
Обра зe! ма ните!о Г
«катер!!ала 4
0,45
0,6
0,6
0,6 о смазочного
3500! 540
3500
3500
2,1
7,1
l0, l
13,4
5S
84
18
26
29
0,4
0,8
0,9
1,0
0,8
1,0
1,1
1,1
18
34
42
11
13
20
60
Фид. f
О
2000
1490594
Фие. 5
Фиг. 2
149!) 594
3000
Юоо, кгс/см оО
6, кзс(сн oc тавитель !1.11ичугин
Редакто! С,, lисина Т(кред Л.Сердюкова
Корректор М,l !àðîèè
Заказ 3748/51 Тираж 789 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, iK-35, Рауиская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 к
К
2000 фиг. Ч
Фиг. х