Способ определения моющих свойств моторных масел
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение касается аналитической химии, в частности определения моющих свойств моторных масел, и может быть использовано в нефтехимии. Анализ ведут нагреванием рабочей поверхности датчика до 320-340°С, нанесением на поверхность датчика слоя смеси анализируемого масла с базовым маслом (без присадок), взятых в объемном соотношении 2,9-3,1:1, толщиной 50-70 мкм. Затем проводят термостатирование в окисляющей среде в течение заданного времени. Оценку масла ведут по количеству лака на датчике визуально по интенсивности окраски поверхности. Эти условия позволяют в 5 раз повысить чувствительность и в 4 раза снизить трудоемкость определения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 4 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (51) 4 С 01 N 33/30
А1 и:гаюзкдд ыя
° )O, (.,;,<
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
С:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4315156/23-04 (22) 09. 10. 87 (46) 30.06.89. Бюп. В 24 (71) Государственный научно-исследовательский институт по химмотологии (72) M.È.ÔåäîðîB, М.В.Трипунов и В.А.Золотов (53) 621.891.2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
)) 258721, кл. G 01 N 33/28, 1968.
ГОСТ 23175-78. Масла смазочные.
Метод оценки моторных свойств и определения термоокислительной стабильности. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОЮЩИХ
СВОЙСТВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ (57) Изобретение касается аналитиИзобретение относится к исследованию смазочных материалов, а именно к определению моющих свойств моторных масел, и может быть применено в нефтеперерабатывающей промышленности.
Целью изобретения является повышение чувствительности и снижение трудоемкости способа, Способ включает следующие стадии: нагрев рабочей поверхности датчика, нанесение на поверхность слоя испытуемого масла, термостатирование его в окисляющей среде и последующая оценка моющих свойств по количеству лака на датчике. Испытанию подвергают смесь испытуемого масла с базовым (без присадок) в объемном соотношении (2,9-3,1):1, коточеской химии, в частности определения моющих свойств моторных масел, и может быть использовано в нефтехимии. Анализ ведут нагреванием рабочей поверхности датчика до 320
340 С, нанесением на поверхность
О датчика я смеси анализируемого масла с ба овым маслом (беэ присадок), взят )х в объемном соотношении
2,9-3,1:1, толщиной 50-70 мкм. 3атем провод термостатирование в окисляющей среде в течение заданного времени. Оценку масла ведут по количеству лака на датчике визуально по интенсивности окраски поверхности. Эти условия позволяют в 5 раз повысить чувствительность и в 4 раза снизить трудоемкость определения.
1 з.п. ф-лы, 1 ил., 4 табл. рую наносят на поверхность датчио ка, нагретого до 320-340 С, слоем толщиной 50-70 мкм, и по количеству лака, определяемому по интенсивности окраски поверхности датчика>судят о моющих свойствах масел °
На чертеже показана схема прибора для осуществления способа.
Прибор содержит датчик 1 с полированной рабочей поверхностью 2, примыкающий к нагревателю 3 заключенному в термоизолирующий кожух 4, и смесеобразователь с дозатором 5 для нанесения дозированного объема испытуемой смеси масел.
В табл.1 приведены составы смесей.
В табл.2 приведены моющие свойства смесей.
149064
Как видно из представленных результатов, способ наиболее чувствителен в пределах объемных соотношений (2,9-3, 1): 1.
Способ реализуют путем нагрева датчика 1 в виде усеченного конуса, рабочей поверхностью 2 которого является большее основание ко20
V ле = - —, где F — толщина
П 35 слоя; Ч вЂ” объем смеси: r — радиус поверхности датчика. Затем данный объем смеси термостатируют при свободном доступе кислорода воздуха до образования на рабочей поверхно— сти датчика твердой лаковой пленки.
Моющие свойства масел оценивают по количеству лака после завершения процесса испарения легколетучих фракций из испытуемой смеси, для чего сравнивают интенсивности окраски поверхности датчика со стандартной шкалой.
В табл.З и 4 приведены результаты сравнительных испытаний масел по предлагаемому способу и способу-прототипу.
45
Пример. При определении по предлагаемому способу моющих свойств нуса, коническая часть датчика со стороны меньшего основания устанавливается в нагреватель 3 ° Нагреватель представляет собой цилиндр, на внешней образующей которого по всей высоте намотана спираль 4 накалива- 15 ния, а во внутренней части цилиндра имеется посадочное гнездо в форме конуса для установки датчика, на рабочей поверхности которого установлена термопара, включенная в цепь показывающего прибора (милливильтметр типа 4205).
Параллельно с нагревом рабочей поверхности датчика при помощи магнитной мешалки составляют смесь,со- 25 стоящую из 2,9-3,1 об. долей испытуемого масла с присадками и 1об.доли базового масла (без присадок) и отбирают в дозатор 5 (шприц). При достижении 320-340 С с помощью дозатора на датчик наносят объем смеси, образующий тонкий слой толщиной
50-70 мкм, вычисляемый по форму3
4 масел групп Г и Д проведено по 5 определений на каждой смеси, по режиму: температура рабочей поверхности датчика 340 С, толщина слоя о
70 мкм, объемное соотношение 3, 1; 1.
По результатам оценки масел рассчитана чувствительность метода, выраженная величиной среднеквадратичного отклонения, которая составила для масел групп Г и Д 2,5 при среднеарифметическом значении бальной оценки моющих свойств соответственно 37 и 22. При определении моющих свойств по способу-прототипу значения среднеквадратичного отклонения для тех же масел составили 11 при среднеарифметических значениях 87 и 75 ° Чувствительность метода рассчитана по формуле Т = 6 Х/S, где
Т вЂ” критерий Стюдента; g Х вЂ” разность среднеарифметических значений масел смежных групп качества; S — - среднеквадратичное отклонение; Т
37-22/2,5 = 6 по предлагаемому способу; Т = 87-75/11 = 12/ 11 — 1,1 по прототипу.
Чувствительность по предлагаемому способу во столько раз выше, во сколько T, ) T, т.е. в 5 раз.
Фор мула изобретения
1. Способ определения моющих свойств моторных масел путем нагрева рабочей поверхности датчика, нанесения на поверхность слоя испытуемого масла, термостатирования его в окисляющей среде и последующей оценки моющих свойств по количеству лака на датчике, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повьппения чувствительности и снижения трудоемкости способа, испытанию подвергают смесь испытуемого масла с присадками с базовым маслом в объемном соотношении (2,9-3, 1): 1, которую наносят на поверхность датчика нагретоо
Ф
ro до 320-340 С, слоем толщиной 50
70 мкм.
2. Способ по п.1, о т л и ч аю шийся тем, что количество лака определяют по интенсивности окрас ки поверхности датчика.
1490643
Табли ца 1
Состав смесей
2,8:1
3,2:1
2,9:1 3,0:1
3,1:1
2,8: 1
2,8: 1
3,0:1
3,0:1
3,2:1
3,2:!
3,1:1
3,131
2,9: 1
2,9: 1
2,8: 1
2,9: 1
3,0:1
3 121
3,231
2,8:1 масло
Таблица 2
Состав смесей
Моющие свойства, балл
Г Г (1 2 3 4
88+5
82+5
60+ 4
634 5
46 8
35 7
48+4
47+6
35+6
51+5
37+5
364
78+5
23 8
10+8
68+5
22+6
22 5
20 4
31 8 45+6
46+4 50+ 5 86+5
Таблица 3
Количественная оценка моющих свойств моторных масел, балл
Группы эталонных маВ диапазоне температур окисо л ения, С сел, в том числе высшего качества (rp Г иД) 320 340
350
50
70
310
864 5
83+5
74+5
6715
86+ 5
83+ 5
74+5
67+5
45+8
44+8
22+8
9+8
63+6
51 5
37+5
22+5
58б6
4746
354. 6
22 6
58 6 63+5
47+6 5115
35+6 37+5
22+6 22 5
45+8
34> 8
22+8
9+8
Б
В
Г
Д
ДВ-АСЗп-10В (M-6 s/ 10B) 4 5 6
50+5 84 и 5
84+5
45+6 5015
308
30+8
Масло группы Б + базовое масло
Масло группы В + базовое масло
Масло группы Г + базовое масло
Масло группы Д + базовое масло
Загущенное масло ДВ-АСЗп-10В + базовое
Масло группы Б +
+ базовое масло
Масло группы В +
+ базовое масло
Масло группы Г +
+ базовое масло
Масло группы Д +
+ базовое масло
Загущенное масло
ДВ-АСЗп-10В (группа В) + базовое масло
Объемное соотношение
Т ) (Т
1 2 3 4 5
2,9:1 3,0:1 3,1:1 3,2:1
В диапазоне толщины окисляемого слоя, мкм
149064 1
Продолжение табл.3 Количественная оценка моющих свойств моторных масел, балл
Группы эталонных маЭксплуатация
Прототип
В диапазоне соотношения испытуемых объемов, ед.об. сел, в том числе высшего качества (rp.Г и Д) 2,8:1 2,9:1 3,1:1 3,2:1
92+11
90<11
87+11
75 11
45+8 58+6 63+5 86 5
34z8 47+6 51 5 83+5
22т8 35+6 37 5 744-5
9+8 22 5 2215 67 5
Б
В
Г
Д
ДВ-АСЭп-10В (М-6 з/ 10В) 46,5 8,5
23,4 8,5
13,54-5,0
77+11 46,5 8,5
30+8 454.6 5015 844- 5
Данные получены после испытаний масел на двигателе ЗИЛ-130.
Табли ца 4
Предлагаемый способ
Способ-проТохНа
Операция
25-30
15-20
10
До 250 С 10
До 320- 10
340 С
+ 5
Подготовка смеси
Выдерживание диска при заданной температуре
Нанесение испы3-5
40
2,75 ч
0,66 ч
Кипячение испарителей (датчиков)
Очистка испарителей (датчиков) от отложений по предыдущим испытаниям
Обработка диска-нагревателя
Калибрование пипетки
Взвешивание испарителей (датчиков) с испытуемым маслом
Нагревание испарителя (датчика) туемого масла
Термостатирование
Охлаждение в эксикаторе
Взвешивание
Оценка моющих свойств
Итого
Наличие Трудоем- Наличие Трудоемкость, кость, мин мин
1490643
Составитель Л.Иванова
Редактор А.Лежнина Техред М.Ходанич Корректор M,Ñàìáîðñêàÿ
Заказ 3750/53 Тираж 789 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101