Учебный прибор по физике

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к приборам, предназначенным для демонстрации отдельных положений механики. Прибор может быть использован как маятниковый акселерометр, что позволяет успешно применять его для демонстрации второго закона Ньютона. Цель изобретения - повышение наглядности. Цель достигается тем, что в приборе, содержащем тележку и средство для регистрации ускорений, состоящее из маятника и шкалы, груз маятника помещен в ванну с вязкой жидкостью (например, техническое масло и т.п.), которую устанавливают на тележке. Груз маятника имеет форму диска и закреплен на жестком стержне вдоль плоскости колебаний маятника. О величине и направлении ускорения судят по положению двух легких ярко окрашенных поролоновых движков (фиксаторов) на шкале прибора, расположенной в верхней части прибора (выше точки подвеса маятника). Фиксаторы передвигаются стрелочным указателем, соединенным с маятником в точке подвеса. Шкалу прибора легко проградуировать экспериментально. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЭ ССЕЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН дц 4 С 09 В 23/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУД)1РСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЭОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИНИ

ГРИ ГНКТ СССР (21) 4324566/31 — 12 (22) 02. 11. 87 (46) 30.06.89. Бюл. Р 24 (71) Омский государственный университет (72) Л.Л. Люзе, А.Н. Закутаев и И.Л. Блесман (53) 621.387 (088.8) (56) Ильин И.Ф. Демонстрация второго закона Ньютона. — Физика в школе, 1976, У 4, с. 68-70. (54) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ФИЗИКЕ (57) Изобретение относится к приборам, предназначенным для демонстрации отдельных положений механики.

Прибор может быть использован как маятниковый акселерометр, что позволяет успешно применять его для демонстрации второго закона Ньютона.

Цель изобретения — повышение наглядИзобретение относится к учебным приборам по физике, в частности к приборам дпя демонстрации отдельных положений механики.

Целью изобретения является повьппение наглядности прибора за счет введения в конструкцию прибора элементов, увеличивающих затухание колебаний маятника, и элементов системы индикации и фиксации результатов эксперимента.

На чертеже изображен предлагаемый прибор, вид с лицевой стороны, Прибор содержит тележку 1 с двумя крючками 2 по сторонам тележки и средство для регистрации ускорений, сос„„SU„„1490683 д1 ности. Цель достигается тем, что в приборе, содержащем тележку и средство для регистрации ускорений,состоящее из маятника и шкалы, груз маятника помещен в ванну с вязкой жидкостью (например техническое масло и т.п.), которую устанавливают на тележке. Груз маятника имеет форму диска и закреплен на жестком стержне вдоль плоскости колебаний маятника.

О величине и направлении ускорения судят по положению двух легких ярко окрашенных поролоновых движков (фиксаторов) на шкале прибора, расположенной в верхней части прибора (выше точки подвеса маятника). Фиксаторы передвигаются стрелочным указателем, соединенным с маятником в точке подвеса ° Шкалу легко проградуировать экспериментально. 2 з.п. ф-лы, 1 ил. тоящее из жестко связанной с тележкой пластины 3 с угловой шкалой и связанного с ней маятника 4. Груз маятника опущен в установленную на тележке 00 ванну 5 с вязкой жидкостью 6. Груз С© маятника имеет форму диска и укреплен на твердом стержне вдоль плоскости колебаний маятника. На продолжении стержня маятника за точку 7

его подвеса, установленную в вертикальной стойке 8, установлен стрелочный указатель 9. Два легких движка

10 установлены вдоль шкалы по разные стороны стрелочного указателя с возM0KH0ctblo взаимодействия с ним на пластине 11, концы которой вставлены

- 1490683

Сначала учитель подвешивает несколько грузиков и фиксирует по шкале величину ускорения. Затем,убирая или подвешивая еще грузики,проводят повторные эксперименты, обра-. щая внимание учащихся, что на тело цействует уже другая сила. По положению фиксаторов заключаем: ускорение уменьшилось или увеличилось во сколько раэ, во сколько уменьпилась нли увеличилась сила, вызвавшая это

Составитель М. Коноваленко

Техред Л.Сердюкова Корректор M. Максимишинец

Редактор А. Лежнина

Заказ 3756/55 Тираж 469 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб. ° д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 в прорези 12 на вертикальной стойке 3.

В верхней части прибора, над шкалой, нанесены знаки + слева шкалы и

5 — справа шкалы — указатели знака ускорения.

Рассмотрим постановку одного из возможных демонстрационных опытов по второму закону Ньютона, в котором проверяется зависимость ускорения от силы, которая вызывает ускорение, при постоянной массе тела. Ускорять тележку можно посредством небольшого веса, соединенного с тележкой отрезком нити и подвешенного у ворота. ускорение. Масса тележки остается в течение всего опыта постоянной. формула изобретения

1. Учебный прибор по физике, содержащий тележку и средство для регистрации ускорения тележки, состоящее из жестко связанной с тележкой пластины с угловой шкалой и связанного с ней маятника, о т л и ч а юшийся тем,,что, с целью повышения наглядности, он имеет установленную на тележке ванну с вязкой жидкостью и стрелочный указатель, груз маятника расположен в ванне, а стрелочный указатель соединен с маятником в точке подвеса.

2. Прибор по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что груз маятника имеет форму диска, а подвес выполнен в виде жесткого стержня.

3. Прибор по пп. 1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что он имеет два движка, установленных на пластине вдоль шкалы и расположенных по

Г раэные стороны стрелочного указателя с воэможностью взаимодействия с ним.