Дистанционное пусковое устройство для газотурбинных установок

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

№ 14928О

Класс 46k, 13

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Подписная группа ЛЗ 197

A. А. Бурдин, А. A. Кринский и С. 3. Шабашов

ДИСТАНЦИОННОЕ ИУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ

ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК

Заяв. с.;о 28 июля 1 61 г за № 78;882, 25-8 в I(ol\ttlTpT по делам изобретений tt открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бголлетене изобретенп11» ¹ 15 за 1962 г.

Изобретение относится к дистанционным пусковым устройствам для газотурбинных установок, используемых для сцепления вала газотурбинной установки с турбодетандером.

Обычно, в газотурбинных установках в качестве сцепного устройства для пусковых двигателей применяются обгонные муфты. Зти муфты сложны по конструкции, ненадежны в работе и, кроме того, требуют обязательного оснащения турбодетандера собственной быстродействующей системой автоматического регулирования скорости.

Описываемое дистанционное пусковое устройство лишено этих недостатков и обеспечивает надежную блокировку сервопоршня, полумуфты и клапана подачи рабочего тела к турбодетандеру, благодаря чему исключается возможность аварийного разгона ротора турбодетандера из-за случайного отключения его от вала турбины и тем самым обеспечивается безопасность работы турбодетандера.

Достигается это тем, что сцепная муфта выполнена в виде вращающегося сервопоршня, снабженного полумуфтой, сцепляемой с полумуфтой вала турбины, и сблокирована с клапанами подачи рабочего тела с помощью переключателя так, что подача рабочего тела в турбодетандер происходит только после сцепления полумуфт.

Переключатель устройства выполнен в виде золотника. Для осуществления блокировки сцепной муфты и клапана годачи рабочего тела в цилиндре сервопоршня выполнено дополнительно окно, которое расположено между окнами для подачи и слива масла и сообщено через золотник с клапаном подачи, обеспечивающим пуск рабочего тела в турбодетандер.

На фиг. 1 изображено описываемое дистанционное пусковое устройство (в продольном разрезе) в выключенном положении; на фиг. 2— то же, в момент работы. № 149280

Масло от насоса через шайбу 1, сграпичизающую его максимальный расход, постуг?ает в переключатель 2, выпслне??нь?й и ь:де золотника 8. Золотник имеет три окна 1, 11 и !П, сооб?цае.?ые каналами 1а, Па и ПУа соответственно с тремя окнами цилиндр", 4 серв;.поршня 5.

В BbIKJ!IOченнсм I!0 lo>KeH&lla 30J!OTH ?I 8 Ilpv>K!Iнсй б уста навлив>?ется нижнем положении. Пояски его относительно окон расположены так, что масло может поступать в цилиндр 4 cepB0110pLLIH;i 5 по кан;Iлу 11а на правую (по черте>ку) сторону цилиндра.

В этом случае сервопсршень давле?гнем масла отжат влево и полумуфта 7 выведена из сцепления с полумуфтой 8 вала турбины. Полость цилиндра 4 сервогоршня 5 через гcp.-.;::HO÷aòåëü 2 сообщается со сливом — в данном слмчае слив проис;одит с легли стороны через канал 1а.

Подпоршневая полосгь 9 клана:ia подачи рабоче о;ерса переключатель 2 тех>ке сообщена сО сливом.

Пока полумуфта 7 не сцеплс ?а с голумуфтой 8 вала турбины, клапан подачи раоэчего тела 10 находится в закрытом положении и пусковой двигатель остансзлен.

Перестановка золотника 3 переклю-?ателя 2 в верхнее поло>кение, о"ущ-.ствленная, например, подачей напря>кения на электромагнит, вызывает перераспределение подвода масла к сцепному устройству. Масло подается в цилиндр 4 сервогюршня 5 по каналу IQ и перемещает порп1ень вправо. При этом полумуфта 7 входит в сцепление с полумуфтой 8 вала гурсинь?. Пока пслумуфта движется на сцепление, Kaa Ia!1 подачи рабочего тела 10 г?р;>дслжает OCTaBaTBc5I B 3aKphl ? o:vl поло>кении.

Когда Ilo;11муфта 7 полностью войдет в сцепление с полумуфтсй 8 вала турбинь?, а поошснь займет крайнее правое положение, в цилиндре 4 сервспсршня 5 открывается окно Ill и ласло из канала IQ направится в канал 1оа и далее через переключатель 2 к клапану подачи рабочего тела 10. Последний откроет доступ рабочего тела к турбодетандеру 11.

Если пз какой-либо причине полумуфть. сцепятся,е полностшо, а, например, только на половину своего хода, то окно III B цилиндре 4 сервопсршня с оудет перекрыто поршнем и масло к каналу IIIQ и далее к клапану подачи рабоче?о тела 10 не поступит.

В этом ? лучае спусковой двигатель включен сыть не может.

Таким образом, применение описываемого дистанционного пускового устройства повышает наде>кность работы газотурбинной установки при запуске и дает некоторую экономию средств за счет упрощения конструкции исцепного устройства и вспомогательного оборудования турбодетандера.

Предмет изобретения

1. Дистанционное пусковое устройство для газотурбинных установок, в которое входят турбодетандер с клапаном подачи рабочего тела, сцепная муфта и переключатель для дистанционного управления, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью безопасности работы туроодетандера, сцепная муфта выполнена в виде вращающегося сервопоршня, снабженного полумуфтой, сцепляемой с полумуфтой вала турбины и сблокирована с клапаном подачи рабочего тела с помс1цью перека?о-?ателя так, что обеспечивается подача рабочего тела в турбодетандер после сцепления полумуфт.

2. Пусковое устройство по п. 1, отл ич а ю ще е с я тем, что переключатель выполнен в виде золотника.

3. Пусковое устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью осуществления блокировки сцепной муфты и клапана подачи, в цилинд№ 149280 ре сервопорщня выполнено дополнительное окно, расположенное между окнами для подачи и слива масла, которое сооощено через золотник с клапаном подачи, обеспечивающим пуск рабочего тела в турбодетандер.

77

Pfacno Р =5 " /см

Фиа1

¹ 149280

Наст Р =5 /в

Фиг.2

Составитель описания М. Н Фейгельсон

Редактор А. И. Дышельман Техред А. М. Токер Корректор Т. Л. Медведева

11одп, к печ. 22/IX-62 г. Формат бум. 70Х108 /)6 Объем 0,35 изд, л.

Зак. 8376 Тираж 700 1Л,ена 4 коп.

ЦБТИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, М. Черкасский пер., д. 2/6.

Типография ЦБТИ, Москва, Петровка, 14.