Устройство для автоматического управления электромагнитным порошковыл\ сцеплениемавтомобиля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сова Советских

Социалистических

Республик

Приоритет

МПК В 62с1

Комитет по делам нзсоретений н открытий при Совете Министров

СССР

УДК

Опубликовано 17.XI.1965. Бюллетень ¹ 23

Дата опубликования описания 26.IV.1966

Авторы изобретения

Д. Г. Поляк, Ю. И. Егоров и H. А. Шерешев

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЬ|М ПОРОШКОВЬ1М СЦЕПЛЕНИЕМ

АВТОМОБИЛЯ

Известны устройства для автоматическогA управления электромагнитным порошковым сцеплением автомобиля, включающие реле и сопротивлгния. Однако в этих схемах происходит ухудшение условий заряда аккумуляторной батареи в связи с переводом генератора в режим ослабленного возбуждения на период разгона. Для того чтобы ослабить данное явление, в этих схемах применяется специальный центробежный регулятор, который при определенной скорости автомобиля восстанавливает нормальное возбуждение генератора.

Предлагаемое устройство отличается от известных тем, что, с целью упрощения системы автоматического управления, в нем применено только одно реле с тремя обмотками, одна обмотка которого подключена параллельно якорю генератора, другая параллельно шунтовой его обмотке, а третья последовательно соединена с оомоткой якоря. Это реле автоматически замыкает накоротко добавочное сопротивление в цепи обмотки сцепления при заданных оборотах двигателя. Автоматическое регулирование тока в обмотке сцепления осуществляется без изменения характеристики генератора.

На черте>ке представлено устройство для управления электромагнитным порошковым сцеплением.

Устройство содержит: генератор 1, аккумуляторную батарею 2, реле-регулятор 3, обмотку сцепления 4, замок зажигания 5, предохранитель б, переключатель 7 питания, индикаторную лампочку 8, выключатель 9 сцепления, переключатель 10 дросселя; реле 11 управления, состоящее из основной обмотки 12, следящей обмотки 18 и компенсирующей обмотки 14; ограничительное сопротивление 15, сопротивление 1б тормо>кения, дополнительное сопротивление 17 основной обмотки, сопротивление 18 аккумуляторного режима, стояночный выключатель 19.

Автоматическое регулирование режима ра15 боты сцепления достигается путем постепенного увеличения тока в обмотке сцепления с повышением числа оборотов коленчатого вала двигателя. Благодаря этому крутящий момент, передаваемый сцеплением, также по20 степенно возрастает по мере увеличения числа оборотов.

При низких оборотах двигателя его крутящий момент больше момента сцепления.

Вследствие этого в зоне низких оборотов

25 сцепление будет работать с пробуксовкой. что и требуется для обеспечения плавного трогапия автомобиля с места и его движения с низкими скорос ями. Пробуксовка сцепления прекращается после того как момент, пере30 даваемый HM, cTBHDBHTcB pBBHbIM крутящему

149311

Для управлсния сцеплением в схеме используют реле 11 с тремя обмотками.

Основная обмотка 12 реле подсоединяется 3 одним концом к клемме Я реле-регулятора 3 через контакты переключателя 7, предохранитель вь|ключателя 9 и переключателя 10. Второй конец обмотки через сопротивление 17 соединен с массой автомобиля. Благодаря та- 4 кому подсоединению обмотки 12 сила тока в ней и намагничивающие ампер-витки изменяются пропорционально напряжению генератора.

Следя, цая обмотка 1> одним концом прпсое- 4 диняется к за>киму Ш реле-регулятора, а другим — ",åðåç контакты переключателя i соединена с массой автомобиля. Сила тока в обмотке и ее намагничивающие ампер-витки изменяются пропорционально напряжению на 5 обмотке возбуждения генератора.

Компенсирующая обмотка 14 включается последовательно с якорем генератора, соответственно чему протекающий через нее ток и намагничивающие ампер-витки пропорцио- 5 нальны току нагрузки генератора. Взаимное подключение обмоток реле такое, что ампервитки обмоток 12 и 14 действуют в одном направлении, а ампер-витки обмотки 18 — в противоположном. 6

С повышением числа оборотов коленчатого вала двигателя возрастает ток генератора, в результате чего увеличиваются ампер-витки обмотки.14, которые действуют в том же направлении, что и ампер-витки обмотки 12. 65 моменту двигателя. Обороты двигателя, при которых прекращается пробуксовка сцепления, возрастают по мере открытия дроссельной заслонки. При полностью открытом дросселе пробуксовка сцепления прекращается. когда п,„=-1600 — 1700 об/.вин. При этих оборотах двигатель развивае1 крутящий момент, равный примерно 950/О максимального, благодаря чему обеспечивается возможность трогания автомобиля с места на весьма крутом подъеме.

При обычных условиях движения автомобиля обмотка сцепления питается от генератора автомобиля. Для этого переключатель 7 устанавливают в положение 1 (генератор).

Для плавного трогания автомобиля с места и его движения с низкими скоростями в устройстве предусмотрено сопротивление 15, которое включается последовательно с обмоткой сцепления и обеспечивает уменьшение тока в обмотке в момент трогания автомобиля с места. Coппотивление 15 остается включеllным до тех пор, пока обороты двигателя не увеличатся до 1600 — -1700 об/лин. При этих оборотах срабатывает реле 11 и своими контактами замыкает накоротко сопротивление 15, I3 результате чего ток в обмотке сцепления

i.l елнчивается от 1,1--1,2 до 3 а, прп которых сцепление оказывается полностью включенHbIM и обеспечивает передачу полного крутягцего момента двигателя без пробуксовки.

Если аккумуляторная батарея полностью заряжена, а приборы освещения автомобиля выключены, то генератор работает с небольшим током нагрузки, а разность напряжения генератора и напряжения на его обмотке возбуждения увеличивается довольно интенсивно с повышением оборотов двигателя. При этом режиме работы генератора роль ампер-витков обмотки 14 очень невелика и срабатывание

10 реле зависит в основном от разности напряжения генератора и напряжения на его обмотке возбуждения. Когда же генератор работает с большим током нагрузки, то разность напря>кения генератора и напряжения на об15 мотке elo возбуждения с повышением оборотов двигателя увеличивается значительно медленнее. В этом случае на срабатывание реле в значительной мере влияют ампер-витки обмотки 14.

20 Устройство работает следующим образом.

При на>катни на педаль акселератора замыкаются нормально замкнутые контакты переключателя 10 дросселя, в результате чего образуется цепь питания обмотки сцепления.

25 Цепь питания обмотки сцепления замыкается, когда двигатель работает на небольших оборотах, при которых напряжение генератора равно 4 — -6 в. Благодаря этому, а также благодаря включению последовательно с обмот30 кой сцепления сопротивления 15 ток в обмотке сцепления не превышает 0,5 — 0,6 а, что обеспечивает необходимую пробуксовку сцепления и плавное трогание автомобиля с места. По мсрс увеличения оборотов двигателя

5 возрастает напря>кение генератора, что приьодит к повышению тока в обмотке сцепления и соответственно к увеличению передаваемого им момента. При замыкании контактов переключателя 10 одновременно с цепью пита0 пия обмотки сцепления создается также и цепь питания обмотки 12 реле. Благодаря этому подготовляется к работе реле 11, которое срабатывает, когда обороты двигателя повышаю гся до 1600 — i 700 об/мин.

5 При срабатывании реле 11 замыкаются его контакты, в результате чего ток в обмотку сцепления поступает от якоря генератора, минуя контакты переключателя 10 и сопротивление 1>.

0 Замыкание контактов реле 11 создает параллельную цепь питания катушки реле через сопротивление 15 независимо от контактов переключателя 10. Поэтому отпускание педали акселератора и связанное с этим размыка5 ключателя не вызывает выключения реле П, так как его обмотка 12 продолжает получать питание по указанной параллельной цепи.

Благодаря этому при отпускании педали ак0 селератора поддерживается режим тормо>кения двигателя, так как обмотка сцепления продолжает получать питание через замкнутые контакты реле 11. Тормо>кение двигателем будет сохраняться до тех пор, пока обороты его (и соответствепио напряжение гене149311 ратора) не уменьшатся до такой величины, при которой выключится реле 11. Эти обороты двигателя (nÄÄ ) значительно меньше, чем обороты, при которых включается реле (п„„=1600- — 1700 об1мин), так как при отпускании педали акселератора включаются нормально разомкнутые контакты переключателя 10, замыкающие накоротко добавочное сопротивление 17 в цепи обмотки 12 реле.

Торможение двигателя при отпускании педали акселератора имеет место только в том случае, если перед этим автомобиль двигался с такой скоростью, при которой уже сработало реле 11. В противном случае отпускание педали акселератора приводит к выключению сцепления (вследствие размыкания нормально замкнутых контактов переключателя 10) и переводу автомобиля в режим наката. При переходе с одной передачи на другую сцепление выключается автоматически благодаря срабатыванию выключателя 9, когда к рычагу переключения прикладывается усилие для его перевода из одного положения в другое. Для перевода автомобиля в режим наката необходимо отпустить педаль акселератора и либо перевести рычаг переключения в нейтральное положение, либо нажать на него (желательно в сторону включенной передачи), а затем отпустить с целью кратковременного размыкания контактов выключателя 9 и выключения реле 11.

Питание обмотки сцепления от аккумуляторной батареи осуществляется при установке переключателя 7 питания в положение А (аккумулятор). При этом вследствие размыкания цепи обмотки 18 ампер-витки ее перестают противодействовать ампер-виткам обмотки 12. При замыкании же накоротко сопротивления 17 возрастают ампер-витки обмотки 12. Поэтому в случае замыкания нормально замкнутых контактов переключателя

10 независимо от оборотов двигателя сразу же сработает реле 11 и к обмотке сцепления будет подведено полное напряжение аккумуляторной батареи.

Уменьшение тока в обмотке сцепления при трогании автомобиля с места достигается путем размыкания контактов выключателя 9 нажатием на рычаг переключения передач.

В этом случае ток в обмотку сцепления от аккумуляторной батареи проходит через ограничительные сопротивления 15 и 18.

Для подачи полного тока в обмотку сцепления необходимо только отпустить рычаг переключения коробки передач, в результате чего замкнутся контакты выключателя 9 и сработает реле 11.

После разгона автомобиля отпускание пе10 дали акселератора обеспечивает переход в режим торможения двигателем, причем это торможение будет продолжаться вплоть до остановки двигателя, если не будет принудительного выключения сцепления.

15 Точно так же и при торможении автомобиля во избежание остановки двигателя необходимо перед остановкой автомобиля принудительно выключить сцепление. Для этого достаточно кратковременно нажать на рычаг пере20 ключения коробки передач с целью выключсния контактов выключателя 9 и разрыва цепи питания обмотки 12 реле.

Для затормаживания автомобиля при неработающем двигателе без применения ручного

25 тормоза в схему введен выключатель 19. Замыкание контактов этого выключателя создает цепь питания обмотки сцепления (через сопротивление 17) независимо от положения всех остальных выключателей и в том числе

30 замка зажигания. Благодаря этому сцепление включается. и если перед этим включить передачу, то автомобиль будет затормаживаться.

Предмет изобретения

Устройство для автоматического управлс электромагнитным порошкогым сцеплением автомобиля, включающее реле и сопротивле4О ние, orëè÷àþè(ååñÿ тем, что, с целью упрощения системы автоматического управления, реле выполнено трехобмоточным, одна из обмоток которого подключена параллельно якорю генератора, вторая — параллельно его шун45 товой обмотке. а третья — последовательно с обмоткой якоря, автоматически выключающего добавочное сопротивление из цепи обмотки сцепления при заданных оборотах двигателя.

149311

Г

Редактор Л. В. Калашникова Техред Л. К. Ткаченко Корректоры: В. В. Крылова и М. П. Ромашогп

Заказ 110!16 Тираж 950 Формат бум. 60 90, 8 Объем 0,41 изд л. Подпнсно, ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр, Сапунова, 2