Система управления блокировкой дифференциала ведущего моста колесного транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей транспортного средства за счет изменения блокировки дифференциала. Цель достигается изменением давления текучей среды, которое способствует постоянному жесткому соединению элементов дифференциала. Изменение давления обеспечивается дополнительными распределителем и редукционным клапаном высокого давления, клапаном ИЛИ и элементами жесткого зацепления между фрикционными дисками и корпусом муфты дифференциала. Указанная система способствует повышению проходимости транспортного средства. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК.ш 4 В 60 К 17/20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АBTOPCMOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (2I) 4330498/31-11 (22) 17.11.87 (46) !5.07.89. Бюл. № 26 (71) Белорусский политехнический институт (72) А. Э. Павлович, В. А. Лещев
ы М. И. Трофимович (53) 629.113-587 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 948705, кл. В 60 К 17/20, 1982. (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЛОКИРОВКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛА ВЕДУЩЕГО МОСТА КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоватьИзобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей транспортного средства за счет изменения блокирования дифференциала. На чертеже изображена принципиальная схема системы управления блокировкой дифференциала.
Устройство содержит гидронасос 1 с гидробаком 2, двухпозиционные распределители
3 и 4, редукционные клапаны 5 и 6 низкого и высокого давления, клапан ИЛИ 7, муфту 8 блокирования дифференциала 9.
Распределитель 3 управляется от ручной тяги 10, а распределитель 4 — от ручной тяги 11 и рулевого колеса !2. Тяги 10 и 1! имеют два положения «Вкл». и «Выкл».
Напорными магистралями распределитель 3 сообщен через клапаны 5 и 6 и через клапан ИЛИ 7 с распределителем 4, который сообщен с управляющей полостью
А муфты 8. Элементы 3 — 6 через сливР
ÄÄSUÄÄ 1493498 А1 с ся в трансмиссиях транспортных средств.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей транспортного средства за счет изменения блокировки дифференциала. Цель достигается изменением давления текущей среды, которое способствует постоянному жесткому соединению элементов дифференциала. Изменение давления обеспечивается дополнительными распределителем и редукционным клапаном высокого давления, клапаном ИЛИ и элементами жесткого зацепления между фрикционными дисками и корпусом муфты дифференциала. Указанная система способствует повышению проходимости транспортного средства. 1 ил. ные магистрали сообщены также с гидробаком 2.
Муфта 8 блокирования состоит из корпуса 13 с элементом 14 постоянного соединения, диафрагмы 15, блокировочного вала 16, на шлицах которого посажены подвижные фрикционные диски 17. Диски 17 снабжены также элементом 18 постоянного соединения с элементами 14 корпуса 13 и расположены между нажимными дисками 19 и 20. Между корпусом 13 и диском 20 расположены силовые пружины 21.
Корпус 13 муфты 8 блокирования связан с полуосевой шестерней 22, которая приводит в движение левое колесо ведущего моста транспортного средства, и с зубчатыми сателлитами 23, посаженными на крестовину 24 дифференциала 9. Сама крестовина 24 жестко связана с блокировочным валом 16, а сателлиты 23 — с валом 25, на который посажена полуосевая шестерня 26, приводящая во вращение правое колесо ведущего моста транспортного средства.
1493498
1О
Форму га изобретения
Б корпусе дифференциала 9 установлена крестовина 24. Через зубчатое соединение 27 корпус связан с валом 28 главной передачи от lâèãÿòåëH транспортного средства.
Устройство блокировки дифференциала ведушего моста транспортного средства работает следуюшим образом.
В положении «Выкл». тяг !О и !1 обоих распределителей 3 и 4 масло подается через напорную магистраль клапана 5 низкого давления и через клапан ИЛИ 7 на слив в гидробак 2. В этом случае давление в полости Л отсутствует и дифференциал 9 разблокирован, так как нажимные диски 19 и 20 не сжимают фрикционные диски 17. При этом полуосевые шеcTppIIH 22 и 26 обеспечивают врагцение велугцнх колес с разными угловыми скоростям н.
Тяг 1! переводят в по.гожение «Вкл».
При этом масло пол лавлением поступает через распрелелитсль 4 в голость Л муфты 8., ),иафрагма !5 нажимает на диск 19, который прижимает фрикционные диски !7 к лиску 2(), улерживаемому силовыми пружинами 21. В этом случае пружины 21 не деформируются и llo(òîÿííoãî соединения между корпусом 13 муфты 8 и дисками 17, посаженными на цглицbl вала 16, не происходит, но происходит фрикционное сцепление указанных элементов 13 и !6. При этом возникает момент блокирования между шестернями 22 и 26, что способствует передаче крутящего момента на колеса ведушего моста от вала 28.
В случае большой разницы коэффициента сцепления правого и левого колеса ведущего моста с опорной поверхностью, например левого — с асфальтом, правого— с льдом, фрикционного момента не хватает лля надежной блокировки дифференциала. Происходит проскальзывание фрикционных дисков относительно нажимных дисков 19 и 20, левое коле<о стоит на месте, и правое интенсивно врагцается. Движения транспортного средства нет. Поэтому переводят тягу 10 в положение «Вкл.» При этом масло пол давлением от насоса 1 через распределитель 3 поступает к распрелелителю 4 по напорной магистрали, обслуживаемой релукционным клапаном 6 высокого давления. Тогда клапан ИЛИ 7 разобшает клапан 5 от распределителя 4 н сообп(ает его с клапаном 6. При этом через распределитель 3 масло идет на слив в гилробак 2, а через распределитель 4 в полость А муфты 8 поступает масло пол высоким давлением. Диафрагма 5 испытывает б>ол ьшее воздействие от лавлен ия м ас25
50 ла, и пружины 21 деформируются. Элемент 18 входит в постоянное зацепление с элементом 14. Корпус 13 муфты блокируется жестко с валом 16, что способствует надежной блокировке дифференциала 9. Шестерни 22 и 26 вращаются совместно, передавая одинаковый крутяший момент левому и правому колесу. Транспортное средство преодолевает тяжелый участок опорной поверхности.
Разблокирование дифференциала происходит при повороте рулевого колеса 12 на определенный угол или при переводе тяги 11 в положение «Выкл.» В обоих случаях распределитель сообщает напорную магистраль от насоса 1 с баком 2. При этом в полости А муфты 8 давление масла отсутствует, диски 19 и 20 разжимаются и выключается соединение элементов 14 — 18,. а также сцепление 17 — 19 — 20. Дифференциал 9 разблокируется. Колеса ведущего моста транспортного средства врашаются с разными угловыми скоростями.
Система управления блокировкой дифференциала ведущего моста колесного транспортного средства, содержащая источник давления текучей среды с редукционным клапаном, лвухпозиционный распределитель, управляемый от рулевого колеса и ручной тяги и сообщенный с управляюшей полостью механизма блокирования, образованной с корпусом подвижной перегородкой, связанной с нажимными дисками, а также фрикционными лисками, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей транспортного средства за счет изменения блокирования дифференциала, система снабжена дополнительным редукционным клапаном и оба редукционных клапана сообшены с источником давления текучей среды через дополнительный двухпозиционный распределитель, управляемый ручной тягой, причем дополнительный редукционный клапан настроен на большую величину редуцирования давления, чем основной редукционный клапан, и оба упомянутых клапана сообщены с основным двухпозиционным распределителем через клапан
ИЛИ, корпус муфты блокирования снабжен силовыми пружинами, деформируемыми только при подаче в управляющую полость муфты блокирования давления текучей среды через дополнительный редукционный клапан, а фрикционные диски и корпус муфты блокирования снабжены элементами жесткого соединения между собой в случае упомянутой деформации силовых пружин.
1493498
Составитель С. Белоусько
Редактор И. Рыбченко Техред И. Верес Корректор О, Кравцова
Заказ 3943/20 Тираж 528 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москв à, 7K — 35, Раушская наб.. д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101