Устройство для предотвращения самопроизвольного движения транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к устройствам для предотвращения самопроизвольного скатывания транспортных средств, предназначено для подвижного состава с тяговыми электродвигателями и обеспечивает повышение безопасности движения. Для определения начала самопроизвольного скатывания, отличающегося от запланированного пуска, используется явление гистерезиса в магнитной системе тягового двигателя. Устройство содержит блок контроля скорости, выполненный на датчиках напряжения и тока тягового двигателя, в качестве которых использованы нуль - органы. Выходы датчиков соединены с входами триггера непосредственно и через элементы НЕ, И, элемент задержки и элемент исключающее ИЛИ, а выход триггера подключен к обмотке реле экстренного торможения. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1493501 А1,51, 4. В 60 1 3/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К A BTOPCKOMV. СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4238402/27-!1 (22) 27.04.87 (46) 15.07.89. Бюл. № 26 (71) Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Я. М. Головичер, Д. М., Шмидрик и П. Б. Ханчин (53) 621.11.6 (088.8) (56) Устройство «Дозор». Техническое описание ПКБ Главного управления локомотивного хозяйства МПС, Л132.02.00.ТО:М., 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ САМОПРОИЗВОЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к устройствам для предотвращения самопроизвольного скаИзобретение предназначено для подвижного состава с тяговыми электродвигателями, например для электровозов, электропоездов, троллейбусов, а также тепловозов и дизель-поездов с электрической передачей, и может найти применение в электрифицированных подъемных кранах, грузовых и пассажирских лифтах для контроля неподвижности поднятых грузов или кабин.
Цель изобретения — повышение безопасности движения.
На чертеже представлена функциональная блок-схема устройства.
Устройство содержит блок контроля скорости, состоящий из датчика I наличия йапряжения и датчика 2 наличия тока ,тягового электродвигателя, выход которого подключен к одному из входов элемента 3
ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ и одному из входов элемента 4 И, другйе входы которых соединены с выходом элемента 5 НЕ, тывания транспортных средств, предназначено для подвижного состава с тяговыми электродвигателями и обеспечивает повышение безопасности движения. Для определения начала самопроизвольного скатывания, отличающегося от запланированного пуска, используется явление гистерезиса в магнитной системе тягового двигателя.
Устройство содержит блок контроля скорости, выполненный на датчиках напряжения и тока тягового двигателя, в качестве которых использованы нуль-органы.
Выходы датчиков соединены с входами триггера непосредственно и через элементы НЕ, И, элемент задержки и элемент ИСКЛ IОЧАЮШЕЕ ИЛИ, а выход триггера подключен к обмотке реле экстренного торможения. I з.п. ф-лы. I ил. связанного входом с выходом датчика напряжения, подключенным к одному установочному входу триггера 6, другой установочный вход которого через элемент 7 задержки связан с выходом элемента 4 И, сбросовый вход триггера 6 подключен к выходу элемент.".. 3 ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, а выход триггера соединен с обмоткой реле 8 экстренного торможения. При этом датчики и 2 выполнены на нуль -органах.
В данном изобретении используется известное явление гистерезиса в магнитной системе тягового двигателя (не показан).
Действительно, даже при отсутствии тока в обмотках возбуждения имеется остаточный магнитный поток, обусловленный наличием гистерезис . в кривой намагничивания этой системы. Поэтому даже при разрыве цепи тягового двигателя его якорь, вра1493501 щаясь в этом остаточном магнитном поле, вырабатывает ЭДС.
Схема работает следующим образом.
При остановке транспортного средства напряжение на якоре тягового двигателя отсутствует, поэтому на выходе датчика 1 напряжения нулевой сигнал, который через элемент 5 HE и элемент 3 ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ удерживает триггер 6 в сброшенном состоянии. При этом обмотка реле 8 экстренного торможения получает питание и торможение не происходит.
При нормальном (контролируемом) пуске транспортного средства производится включение тягового двигателя, начинает идти пусковой ток и срабатывает датчик 2 тока.
В этом случае триггер 6 и после срабатывания датчик 1 напряжения продолжает удерживаться в сброшенном состоянии выходным сигналом датчика 2 тока, поступающим через элемент 3 ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ
ИЛИ.
При переходе на выбег на выходе датчика 1 напряжения остается единичный сигнал до тех пор, пока не произойдет полная остановка транспортного средства. В этом случае триггер 6 продолжает оставаться в сброшенном состоянии, поскольку для его установки по динамическому входу требуется появление импульсного сигнала.
Таким образом, при нормальной эксплуатации транспортного средства триггер 6 остается всегда в сброшенном состоянии, а катушка реле постоянно получает питание.
При самопроизвольном скатывании транспортного средства в любую сторону напряжение на якоре тягового двигателя становится отличным от нуля, а ток в цепи якоря отсутствует. В этом случае сработает только датчик 1 напряжения, а датчик 2 тока останется в нулевом состоянии. Тогда триггер 6 передним фронтом выходного сигнала датчика 1 напряжения установится в единичное состояние, питание обмотки реле 8 прекратится, что приведет к началу экстренного торможения.
Данная схема при обрыве в цепи датчика 2 тока продолжает автоматически включать экстренное торможение в случае самопроизвольного cKBfbIBBHHB, так как для этого необходим нулевой сигнал на выходе указанного нуль-органа. В этом случае будут лишь происходить ложные срабатывания при пуске транспортного средства, но эти срабатывания являются безопасными.
Для того, чтобы схема была безопасной и при обрыве в цепи датчика 1 напряжения, в нее введены элемент 4 И и элемент 7 задержки. При пуске транспортного средства, если схема работает нормально, через некоторое время после срабатывания датчика 2 тока сработает и датчик 1 напряжения. Сигнал на выходе элемента 4 И, появляющийся на это время, меньше времени срабатывания элемен10 та 7 задержки, поэтому переброс триггера в единичное состояние не произойдет.
В случае, если произошел обрыв в цепи датчика 1 напряжения, сигнал на выходе элемента 4 И появится на все время включения тягового двигателя, что вызовет срабатывание элемента задержки, переброс триггера 6 в единичное состояние и начало экстренного торможения.
Таким образом, предложенное устройство позволяет автоматически выявлять и предот20 вращать самопроизвольное скатывание транспортного средства. Кроме того, является безопасным в отношении обрыва в цепи любого чувствительного элемента своей схем ы.
Формула изобретения
1. Устройство для предотвращения самопроизвольного движения транспортного средства с тяговым электродвигателем, содержащее блок контроля скорости, блок анализа и реле экстренного торможения, отличаюи1ееся тем, что, с целью повышения безопасности, блок контроля скорости выполнен на датчиках наличия напряжения и тока тягового двигателя, а
З5 блок анализа — на логических элементах
НЕ, ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ и триггере, причем выход датчика наличия напряжения подключен к одному установочном входу триггера и к входу логического элемента
НЕ, выход которого соединен с одним из
40 входов логического элемента ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, подключенного другим входом к выходу датчика наличия тока, а выходом — к входу сброса триггера, к выходу которого подключена обмотка реле экстренного торможения.
2. Устройство по и. 1, отличающееся тем, что блок анализа снабжен элементом задержки и логическим элементом И, входы которого подключены соответственно к выходам датчика наличия тока и
50 логического элемента НЕ, а выход через элемент задержки — к другому установочному входу триггера.
1493501
Составитель Л. Резникова
Редактор М. Бандура Техред И. Верес Корректор Т. Колб
Заказ 3944/20 Тираж 522 Подписное
ВНИИЛИ Государственного комитета по изобретениям и открытпни при ГКНТ СССР
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская «aC., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород. ул. Гагарина, !О!