Электропривод ленточного конвейера

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электроприводам ленточных конвейеров и предназначено для плавного пуска и регулирования скорости конвейеров. Цель - повышение коэффициента мощности путем синхронизации работы управляемого выпрямителя и роторного коммутатора. Электропривод содержит асинхронный двигатель 1 с фазным ротором, выпрямитель 2, блок 3 регулирования скорости, фильтр 9, инвертор 12, диод 8, согласующий трансформатор 13, блок 14 контроля напряжения, блок управления (БУ) 15, БУ 16 и 18 соответственно коммутатором и выпрямителем, блок 19 синхронизации, тахогенератор 20 и блок 21 сравнения. Блок 3 регулирования скорости содержит дроссель 4, тиристоры 5 и 6 и конденсатор 7. Фильтр 9 состоит из конденсатора 10 и дросселя 11. По сигналу с первого выхода БУ 16 коммутатором в блоке 3 регулирования скорости происходит коммутация выпрямленного тока с периодом и временем открытого состояния тиристора 5 или 6. Сигналом со второго выхода БУ 16 синхронизируется работа БУ 18 и 16. Так как частота работы коммутатора намного больше частоты напряжения ротора, то при поступлении на электрод тиристора 5 сигнала с первого выхода БУ 16 происходит опережающая коммутация тока ротора. Благодаря этому повышается коэффициент мощности электропривода, так как основная первая гармоника тока ротора протекает с опережением напряжения в фазах. 3 ил.

СООЗ СОВЕТСКИХ.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) Al (gg 4 В 65 G 43/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 3986952/31-03 (22) 11.12.85 (46) l5.07.89. Вюл. N 26 .(7 1) Криворожский горно-рудный институт и Ново-Краматорский машиностроительный завод им. В.И.Ленина (72) В.М.Назаренко, В.В.Иващенко, А.И.Савицкий, Ю.Т.Калашников, .В.П.Шолтьпп и В.В.Шайдюк (53) 621.867.2 (088.8) (56) Ключев В.Н. и др. Электропривод и автоматизация общепромьппленных механизмов. M. Энергия, 1980.

Авторское свидетельство СССР

Ф 917294, кл. H 02 P 5/40, 1980.

2 (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ЛЕНТОЧНОГО КОНВЕЙЕРА (57) Изобретение относится к электроприводам ленточных конвейеров и предназначено для плавного пуска и регулирования скорости конвейеров.

Цель — повышение коэффициента мощности путем синхронизаций работы управ.ляемого выпрямителя и роторного коммутатора. Электропривод содержит асинхронный двигатель 1 с фазным ротором, выпрямитель 2, блок 3 регулирования скорости, фильтр 9, йнвертор 12, диод 8, согласующий транс- ,форматор 13, блок 14 контроля напря1493568

5 или б. Сигналом со второго выхода

БУ,16 синхронизируется.работа БУ 18 и 16. Так как частота работы комму5 татора намного больше частоты напряжения ротора, то при поступлении на электрод тиристора 5 сигнала с первого выхода БУ 16 происходит опережающая коммутация тока ротора. Бла10 годаря этому повышается коэффициент мощности электропривода, так как основная первая гармоника тока ротора протекает с опережением напряжения в фазах. 3 ил.

Изобретение относится к электро,приводам ленточных конвейеров и может быть использовано для плавного пуска и регулирования скорости ленточных конвейеров.

Цель изобретения . — повышение ко- . 2S эффициента мощности путем синхронизации работы управляемого выпрями= теля и роторного коммутатора.

На фиг.1 показана, функциональная ( схема электропривода; на фиг. 2 — 30 схема блока. управления выпрямителем; на фиг.3 - сумматор.

Электронривод состоит из асинхронного двигателя 1, выпрямителя 2,блока 3 регулирования скорости, состоящего из дросселя 4, первого 5 и второго 6 тиристоров и конденсатора 7, диода 8, фильтра 9, состоящего из конденсатора 10 и дросселя 11, инвертора 12, согласующего трансформа- 40 тора 13, блока 14 контроля напряжения, блока 15 управления, блока 16 управления коммутатором, сумматора

17, блока 18 управления выпрямителем, блока 19 синхронизации, ъахогенератора 20, блока 21 сравнения, при этом блок 18 управления выпрямителем состоит из генератора 22, элементов

И 23 и И-ПЕ 24„ элемента 25 задержки, распределителя 26 импульсов, а 50 сумматор l1 — из элемента И 27, усилителя 28 и усилителя 29.

Устройство работает следующим образом.

При скорости конвейера выше

0,5 CQ „с„, из блока управления коммутатором 16 подается импульс на открытие вгорого тиристора 6, он отения, блок управления (БУ) 15, БУ 16

18 соответственно коммутатором и

ыпрямителем, блок 19 синхронизации, ( гахогенератор 20 и блок 21 сравнения.

Блок 3 регулирования скорости содержит дроссель 4, тиристоры 5 и 6 и

Конденсатор 7. Фильтр 9 состоит из

Конденсатора 1О и дросселя 11. По сигналу с первого выхода БУ 16 ком мутатором в блоке 3 регулирования ! скорости происходит коммутация вырямленного тока с периодом и вреенем открытого состояния тиристора

1 крывается и происходит заряд кон- . денсатора 7 по цепи: дроссель 4„ выпрямитель 2, тиристор 6. Потом подается импульс на первый тиристор 5 и на блок 14 контроля напряжения и происходит перезаряд емкости конденсатора 7 по цепи тиристор 5, инвертор

12, фильтр 9, диод 8, а на выходе блока 14 контроля появляется сигнал, пропорциональный напряжению на конденсаторе 7 в начале процесса перезаряда, он подается на блок 15 управления, переводящий инвертор либо в инверторный режим, при избыточном заряде конденсатора как при пониженных скоростях, либо в выпрямительный для дозаряда конденсатора 7 при скоростях,близких к номинальноч. Таким образом, в блоке 3 регулирования скорости происходит коммутация выпрямленного тока с периодом Т и временем открытого состояния первого тиристора 5 Т . Работа блока регулирования о скорости 3 характеризуется скважностью тока ротора:

F = Т,/Т (0-1).

Работа блоков управления выпрямителем и коммутатором синхронизируется сигналом со второго выхода блока 16 управления коммутатором, идущим на электрод вспомогательного тиристора 6, поступающим на элементы И 23 и И-НЕ 24. Цри скорости, большей 0,5,сигнала на выходе блока 21 сравнения нет и поэтому в блоке 18 при поступлении сигнала с блока 19 синхронизации, поступающем при переходе фазных напряжений через нуль, запускается генератор 22 и работа!

493568

6 нудитепьной коммутации выпрямленное напряжение У,! уменьшается до значения Б = 0,866 У,1, то для создания того же момента необходимО увеличить время открытого состояния основного тиристора 5, а соответственно и напряжения задания U до значения (1/0,866)Б = 1,15 У

1О ет цепочка генератор 22 — элемент

И-НЕ 24 — распределитель импульсов

26 — выпрямитель 2, который работаI ет как неуправляемый, так как вентили открываются лишь в моменты естественной коммутации. При уменьшении скорости до значения 0,5 Q на выходе блока 21 сравнения появляется сигнал, поступающий на элементы И -23 и И-НЕ 24 блока 18 управления выпрямителем. При этом через элемент

И-НЕ сигнал с генератора 22 на распределитель 26 импульсов и на выпрямитель не проходит. А через элемент

И сигнала нет до тех пор, пока на

его третий вход не поступит сигнал со второго выхода блока !6 управления коммутатором. При поступлении этого сигнала сигнал через элемент И проходит и поступает на элемент 25 задержки. На его выходе он появится через время, равное времени восстановления запирающих свойств тиристора. Сигнал с блока управления ком- мутатором поступает и на второй тиристор 6. Во время этой паузы, формируемой элементом задержки, второй тиристор 6 открывается, первый тиристор 5 под действием напряжения конденсатора 7 закрывается. Происходит перезаряд конденсатора по цепи выпрямитель 2 — конденсатор 7 — второй тиристор 6 — дроссель 4 — выпрямителЬ 2. Когда ток перезаряда станет равным нулю, через вентили выпрямителя ток не идет, управляющих импульсов на их электроды не поступает и тиристоры выпрямителя 2 восстанавливают свои запирающие свойства.-.При окончании времени задержки на выходе элемента 25 задержки появляется сигнал, поступающий через распределитель 26 импульсов на электроды тиристоров 2 выпрямителя, вступающих в работу фаз, они открываются и при поступлении сигнала с первого выхода блока 16 управления коммутатором на электрод тиристора 5 в фазах ротора протекает ток раньше момента естественной коммутации, так как частота работы коммутатора намного больше частоты напряжения ротора.

Этим обеспечивается опережающая ком- мутация тока ротора и повышение ко- эффициента мощности электропривода, так как основная первая гармоника тока ротора протекает с опережением .напряжения в фазах. Так как при приЭто осуществляется следующим способом. Сигнал с блока 21 сравнения поступает и на первый вход сумматора 17, который поступает на элемент

И 2?, сигнал с которого поступает на усилитель, усиливается до значения

0,15 U> и подается на первый вход усилителя 29, на второй вход которого поступает сигнал U> а на выходе

20 получаем сигнал 1,!5 Б.. При повышении скорости свыше 0,5 од сигнал на выходе блока сравнения исчезает, выпрямитель работает как неуправляемый и блоки управления выпрямителем и коммутатором работают раздельно, а на выходе блока компенсации сигнал равен U . формула и з обретения

Электропривод ленточного конвейера, содержащий асинхронный двигатель с фазным ротором, выпрямитель, анод которого через первый дроссель подключен к аноду инвертора с блоком уп35 равления, а катод выпрямителя чеРез, последовательно соединенные первый конденсатор и дроссель подключен к катоду инвертора, первый и второй тиристоры, катоды которых объедине40 ны и подключены к аноду инвертора, анод первого тиристора подключен к катоду выпрямителя и первому входу блока контроля напряжения, анод второго тиристора подключен между пер45 вым конденсатором и вторым дросселем и подключен к второму входу блока контроля напряжения, выход которого подключен на вход блока управления инвертором, а к управляющим

50 электродам первого и второго тиристоров подключены первый и второй выходы блока управления компенсатором, первый выход которого соединен с третьим входом блока контроля на-, 55 пряжения, а второй конденсатор подключен между анодом инвертора и анодом второго тиристора, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения коэффициента мощности путем син1493568

Составитель Л.Виноградов

Редактор А.Долинич Техред М.Дидык. Корректор С.Шекмар,Заказ 4052/23 Тираж 722 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101 х1 онизации работы управляемого выпрямителя и роторного коммутатора, элект опривод снабжен блоком сравнения, с мматором, блоком управления выпрямв телем, блоком синхронизации и тахо( генератором, установленным на валу с асинхронным двигателем, причем выход тахогенератора подключен на вход блок сравнения, первый выход которого пОдключен на первый вход сумматора, к второму входу которого подключен источник задающего напряжения, выход сумматора подключен на вход блока управления компенсатором,. а второй выход блока сравнения подключен к первому входу блока управления выпрямителем, на второй вход которого подключен второй выход блока управления компенсатором, а на третий вход блока управления выпрямителем подключен выход блока синхронизации, включенного между ротором асинхронного двигателя и входом управляемого выпрямителя.