Бесступенчатая передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению. С целью расширения кинематических возможностей путем обеспечения реверсирования вращения ведомого вала в бесступенчатой передаче при вращении ведущего вала 2 и включенных муфте 19 и тормозе 21 втулка 5 с направляющими 17 и 18 и ползунами 15 и 16 совершает сложное движение. При этом сателлиты 9 и 10, связанные шатунами 14 с ползунами 15 и 16, имеют переменные скорости вращения относительно центральных колес 6 и 7 и самотормозятся с центральными колесами, а их сателлитодержатели 12 скрепляются с направляющими 13 в единое целое, и ведомый вал 3 получает однонаправленные импульсы вращающего момента. Для реверсирования вращения ведомого вала 3 включаются муфта 20 и тормоз 22. При этом неравномерно вращаются сателлиты 10 и 11 и периодически самотормозятся с центральными колесами 7 и 8. Импульсы вращающего момента от центрального колеса 7 через муфту 20 передаются ведомому валу, а реактивный момент через тормоз 22 передается на корпус 1. Изменение скорости вращения ведомого вала осуществляется путем изменения эксцентриситета эксцентрика 4. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 F 16 Н 33/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

° I / . °

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 43 17554/25-28 (22) 19.10.87 (46) 15.07.89. Бюл, 1Ф 26 (75) В.В. Зарщиков (53) 621.833.6(088 ° 8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1364804, кл. F 16 Н 33/08, 1986. (54) БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению. С целью расширения кинематических возможностей путем обеспечения реверсирования вращения ведомого вала в бесступенчатой передаче при вращении ведущего вала 2 и включеннык муфте 19 и тормозе 21 втулка 5 с направляющими 17 и 18 и ползунами 15 и 16 совершает сложное движение, При этом сателлиты . 9 и 10, связанные шатунами 14 с ползунами 15 и 16, имеют переменные

„„SU„„1493840 A 1

2 скррости вращения относительно центральных колес 6 и 7 и самотормозятся с центральными колесами, а их сателлитодержатели 12 скрепляются с направляющими 13 в единое целое и ведомый вал 3 получает однонаправленные импульсы вращающего момента.

Для реверсирования вращения ведомого вала 3 включаются муфта 20 и тормоз 22. При этом неравномерно вращаются сателлиты 10 и 11 и периодически самотормоэятся с центральными колесами 7 и 8. Импульсы вращающего момента от центрального колеса 7 через муфту 20 передаются ведомому валу а реактивный момент через торУ

Щ моз 22 передается на корпус 1. Изменение скорости вращения ведомого вала осуществляется путем изменения эксцентриситета эксцентрика 4. 2 ип. С

1493840

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных машин для бесступенчатого изменения скорости вра5 щения ведомого вала и вращающего момента на нем.

Цель изобретения — расширение кинематических возможностей передачи путем обеспечения реверсирования вра-1ð щения ведомого вала.

На фиг. 1 изображена предлагаемая бесступенчатая передача, продольный разрез; на фиг.2 - разрез А-А на фиг. 1(е — обозначен эксцентриситет эксцентрика относительно оси ведущего вала).

Бесступенчатая передача содержит корпус 1, в котором в подшипниковых узлах установлены соосные,друг дру- 20 гу ведущий 2 и ведомый 3 валы. Эксцентрик 4 размещен на ведущем валу

2 и снабжен механизмом изменения эксцентриситета (не показан). Втулка 5 установлена на эксцентрике 4 25 в подшипниковых узлах. Первый, второй и дополнительный зубчато-кривошипные преобразователи включают зубчатые центральные колеса 6-8 и сателлиты 9-11, имеющие самотормозящиеся в одном иэ направлений зацепления, причем направление самоторможения сателлитов 9 и 11 первого и дополнительного преобразователей одинаково и противоположно направлению

35 самоторможения сателлитов 10 второго преобразователя.

Сателлиты 9-11 смонтированы в подшипниковвх узлах в сателлитодержателях 12, которые установлены с воз- 4о можностью вращения, например, в кольцевых направляющих 13, скрепленных с центральными колесами 6-8, и шатунами 14 шарнирно соединены с кривошипами переменнОгО радиуса кОтОрые 45 могут быть выполнены, например, в виде ползунов 15 и 16, размещенных с воэможностью радиальных перемеще ний в направляющих 17 и 18, скрепленных с втулкой 5. Полэуны 15 и 16 связаны с системой управления (не показана), при этом ползун 15 является общим для кривошипов первого и дополнительно преобразователей.

Центральные колеса 6 и 7 соответ55 ственно первого и второго преобразователей размещены на ведомом валу 3 и связаны с ним управляемыми муфтами 19 и 20, а центральное колесо 7 связано управляемьм тормозом 2 1 с корпусом 1. Центральное колесо 8 дополнительного преобразователя размещено на ведущем валу 2 и управляемым тормозом 22 связано с корпу-сом 1. Пружины 23 соединены своими концами с шатунами 14 и направляющими 17 и 18.

Бесступенчатая передача работает следующим образом.

Для работы на прямом ходу включаются муфта 19 и тормоз 21 и выключаются муфта 20 и тормоз 22, а также фиксируется положение ползунов 15 и 16 в направляющих 17 и 18 и эксцентриситет эксцентрика 4 относительно ведущего вала 3. При врап.енин ведущего вала 2, например, по часовой стрелке втулка 5 с направляющими 17 и 18 и зафиксированными в них ползунами 15 и 16 совершает сложное движение, вращаясь вместе с ведущим валом 2 относительно его оси и вращаясь в подшипниковых узлах относительно эксцентрика 4. Ползуны 15 и 16 эксцентричны ведущему валу 2, поэтому скорость их относи.тельно ведущего вала 2 непрерывно меняется и в каждый момент времени наибольшую и наименьшую скорость имеют ползуны 15 и 16, находящиеся соответственно на максимальном и минимальном расстояниях от оси ведущего вала 2, а остальные ползуны 15 и 16, находящиеся на промежуточных расстояниях от указанной оси, имеют промежуточные скорости.

Сателлитодержатели 12 с размещенными в них сателлитами 9 и 10 шарнирно связаны шатунами 14 с полэунами 15 и 16 и поэтому, когда один из ползунов 15 имеет наибольшую, а один из полэунов 16 наименьшую скорость относительно ведущего вала 2, связанные с указанными ползунами 15 и

16 сателлиты 9 и 10 имеют соответственно наибольшую и наименьшую скорости относительно центральных колес

6 и 7. Поэтому указанные сателлиты 9 и 10 самотормозятся с центральными колесами 6 и 7," а их сателлитодержатели 12 скрепляются с кольцевыми направляющими 13 в единое целое.

Направление самоторможения сателлитов 9 и 10 выбрано так, что заторможенные сателлиты 9 передают на центральное. колесо 6 вращающий момент, направленный по часовой стрел1493840 е

25

35 мотормозится и растормажинается с центральньми колесами б и 7, а ведомый вал 3 получает однонаправленньте (по часовой стрелке) импульсы вращающего момента, под действием которых вращается по часовой стрелке с заданной скоростью.

Для изменения скорости вращения

45 ведомого вала 3 по команде от системы управления (не показана) изменяются эксцентриситет эксцентрика 4 и положение ползунов 15 и 16 н направляющих 17 и 18. При этом

50 изменяется расстояние p,(фиг„ 2) между осями втулки 5 и ведущего вала 2, т.е. длина ведущего кривошипа первого и второго преобразователей, а также изменяются расстояния

55 до скрепленных с т олзунами 15 и 16 осей шарниров шатунов 14, т„е. длины кривошипов переменного радиуса первого и второго преобразователей. ке, а затстрттожсттньтc сатечлиты 10 ттередают . на центра:тьное колесо 7 вращающий момент, направленный против часовой стрелки. Поэтому при

5 самоторможении сателлитов 9 и 10 движение передается с ведущего вала 2 на ведомый 3 вал кинематической цепью: ведущий вал 2, эксцентрик 4, втулка 5, направляющая 17, ползун 15, шатун 14, сателлитодержатель 12, заторможенный сателлит 9, центральное колесо 6, муфта 19, ведомый вал 3; при этом реактивное усилие передается на корпус 1 кинематической цепью: направляющая 18, ползун 16, шатун 14, сателлитодержатель 12, заторможенный сателлит

10, центральное колесо 7. тормоз 2 1, корпус 1 ° Остальные с атея титы 9 и 20

10, связанные с ползунами 15 и 16, находящимися на промежуточных расстояниях от оси ведущего нала 2, расторможены, их сателлитодержатели

12 вращаются и кольцены-с напранляющттх 13, а пружины 23 обеспечивают выборку заэорон н киттематттческих парах. Тормоз 22 нтзкттю тен, поэтому центральное колесо 8 и сателлиты 11 дополнительного преобразователя вращаются вхолостую.

При работе бесстутте тчатой передачи ползуньт 15 и 16, иметнщие в каждый момент времени наибольшую и наименьшую скорость, постоянно меняют= ся, в результате чего каждьттт из сателлитон 9 и 10 последовательно саПри измене нтпт JI. òòò ттрт н .ттт он ттэьтс— няется закон движения втулки 5, направляющих 17 и 18, ползунов 15 и 16 и сателлитодержателей 12, поэтому изменяется скорость тт продолжительность взаимодействия за горможенных сателлитов 9 и 10 с центральными колесами 6 и 7 и, следовательно, скорость вращения ведомого вала 3.

Для ренерсиронания н1таттенття недомого вала 3 выключаются муфта 19 и тормоз 21 и включаются муфта 20 и тормоз 22. Тогда при нращетипт ведущего нала 2, наприиер, по часовой стрелке нтулка 5, направляющие 17 и 18 и ползуны 15 и 16 совершают сложное неравномерное движение относительно ведомого вала 2, связанные с ползунами 15 и 16 сателлитодержатели 12 также неравномерно вращаются относительно центральных колес

7 и 8, н результате чего сатсллиты

10 и 11 периодически ускоряются (замедляются? относительно центральных колес 7 и 8 и также периодттчески самотормозятся (растормажинаются) с ними.

При самоторможении сателлитов 10 и 11 движение передается с ведущего

2 на ведомый 3 нал кино;nòè÷åñêîé цепью: ведущий вал 2, эксцентрик 4, втулка 5, напранлятттщая 18, ползун

16, шатун 14, сателлитодержатель 12, заторможенный сателлит 10, центральное колесо 7, муфта 20, недомьттi вал

3, при этом реактивное усилие передается на корпус 1 кинеьтатттческотт цепьто: направляющая 17, ползун 15, шатун 14, сателлитодержатель 12, заторможенный сателлит 11 центральттое колесо 8, тормоз 22, корпус 1.

Заторможенные сателлиты 10 передают на центральное колесо 7 вращатоптий момент, направленный против часовой стрелки, поэтому при периодическом самоторможетппт с ателлитов

10 и 11 с центральными колесами i и 8 ведомый вал 3 получает однонаправленные (протин часовой стрелки) импульсы вращающего момента, под действием которых вращается против часовой стрелки с заданной скоростью.

Для изменения скорости вращения ведомого вала 3 на режиме реверсирования по команде от системы управления (не показана) изменяются эксцентриситет эксцентрика 4 и положение ползунов 15 и 16 относительно

1493840 направлякщих 17 и 18. Процесс изменения скорости осуществляется аналогично описанному.

Таким образом, в предлагаемой передаче обеспечивается изменение направления (реверсирование) вращения ведомого вала на ходу.

Puz2

Составитель О. Косарев

Редактор Т. Парфенова Техред М.Дндык Корректор М. Демчик

Заказ 4086/37 Тираж 721 Подписное

ВИИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101

Формула изобретения

Весступенчатая передача, содержащая корпус, соосные ведущий и ведоиий валы, расположенный на ведущем валу эксцентрик, связанный с ним механизм изменения эксцентриситета, установленную на эксцентрике с возNoxHocTblo вращения втулку, первый и второй зубчато-кривошипные преобразователи, каждый иэ которых включает зубчатое центральное колесо, сателлитодержатель с сателлитами, имеющими с центральным колесом самотормозящие в одном иэ направлений зацепления, и кинематически связанный с сателлитодержателем и с втулкой кривошип переменного радиуса, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей путем обеспечения реверсирования вращения ведомого ва5 ла, она снабжена двумя управляемыми муфтами, двумя управляемыми тормозами и дополнительным зубчато-кривошипным преобразователем, включающим зубчатое центральное колесо, связанное с одним из тормозов, сателлитодержатель с сателлитами, имеющими с центральным колесом самотормозящиеся в одном из направлений зацепления, и шатун, шарнирно связанный с сателлитодержателем и кривошипом переменного радиуса первого преобразователя, центральные колеса первого и второго преобразователей связаны каждое одной из муфт с ведомым валом, центральное колесо второго преобразователя связано также с другим тормозом, а направление самоторможе- . ния сателлитов и первого и дополнительного преобразователей одинаково и противоположно направлению самоторможения сателлитов второго преобразователя.