Массивный ротор электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению ,в частности, к высокоскоростным турбодвигателям. Цель изобретения - повышение надежности путем снижения нагрева головок зубцов от вихревых токов. Изолированные стержни обмотки 1 с токопроводящими цилиндрическими гребенками 2 уложены в аксиальные пазы массивной бочки 3 ротора. Элемент 8 из материала с высокой удельной электропроводностью имеет по длине изгиб, что придает ему Z-образную форму. Верхняя часть элемента 8 расположена в пазах головок зубцов, а нижняя часть в открытых пазах, выполненных в короткозамыкающей части спинки гребенки. 5 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ.
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„.И„„14941 (51)4 Н 02 К 1/22,3/16
00ИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ П1НТ СССР
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4286357/24-07 (22) 17 ° 07.87 (46) 15.07.89.Бюп. У 26 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электромашиностроения (72) В.М.Лупкии и Л.А.Суханов (53) 621,313.04 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 743116, кл. Н 02 К 1/22, 1980.
Хуторецкий Г.М. и др. Работа мощных турбогенераторов с демпферной системой в несимметричных режимах.
Электротехника, 1976, 1 7, с. 3-5. (54) ИАССИВНЫИ РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электро2 машиностроению, в частности к высокоскоростным турбодвигателям. Цель изобретения — повьш ение надежности путем снижения нагрева головок зубцов от вихревых токов. Изолированные стержни обмотки 1 с токопроводящими цилиндрическими гребенками 2 уложены в аксиальные пазы массивной бочки
3 ротора. Элемент 8 из материала с высокой удельной электропроводностью имеет по длине изгиб, что придает ему Z-образную форму. Верхняя часть элемента 8 расположена в пазах головок зубцов, а нижняя часть — в открытых пазах, выполненных в короткозамыкающей части спинки гребенки. 5 ил.
3 !4ч
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к высокоскоростным турбодвиглтелям, имеющим массивные роторы, Цель изобретения — повьп»ение нлдежности путем снижения нагрева головок зубцов от вихревых токов.
На фиг. 1 и 2 показана правая сторона ротора В двух проекциях; на фиг. 3 †. разрез Л-Л на фиг,1; на фиг. 4„- т<.копроводящая цилиндрическая гребенка; нл фиг„ 5 — разрез Б-Б на фиг.4.
Изолированные стержни обмотки 1 вместе с токопроводящими цилиндрическими гребенками 2 уложены в,аксиальные пазы, выфре->ерованные в массивной бочке 3 ротора. Они закреплены клиньями 4 из высокопрочного млтериала. Между стержнями и гребенкой помещены изолирующие прокладки 5. Г пя концовы: частей бочки ротора в головках зубцо» ротора выполнены близко рлсполо;спные к их наружной поверхности лксилльп1,1е -1акрытые пазы 6 с прорезями 7, Элемент 8 «з материала с хорошей удельной электропроводностью, н; пример из:.е„1п, 11меет по длине изгиб (фиг,3), ч;n прп-1ает ему К-образную форму, IsepxIIslsI часть стержня вставленл в упомяпуть1с-. пазы головок зубцов.
Б короткоэамыклющей части спинки греб енки имеются о Tf
8, Для с . здания 1к1дежно го электрического контактA элемента с гребенкой используется пайка твер;.,:.»I припоем, На и;.-л тинча1ую гребенку надвинуто бандаж 1ое когьцо 10 „ Горец бочки„- ротора име.т выступ 11 для удержания изогпуто11 части элемента 8, подвергающегос 1 де1 :;,гтвию центробежных сил.
Бандажгое ко11ы;о своим выступом насажено пя край б 1кп ро ора.
IG ф II -,1 гоказан один элемент круглого сечения на зубец ротора. В злвис1»iocTH 01 конкретных конструктивных размеров концевой части ротора, величины амплитуд высших гармоник поля и технологических особенностей ее изготогления число эгементов нл зубец может f)b»I b больп1е одного, а сечение элемента может отли4115 4
40 а
55 чаться от круглого, например, верхняя его часть может быть квадратной, а нижняя прямоугольной, в виде полосы.
Элементы Е-образной формы могут быть расположены также в концевой части большого зуба бочки ротора.
Устройство работает следующим образом„
Гармоники магнитного поля, создаваемые высокочастотными составляющими тока обмотки статора, индуцируют в тонком поверхностном слое головок зубцов ротора соответствующие вихревые токи, направленнь1е вдоль оси вращения ротора. Однако замыканиь этих токов в его концевой части в тангенциапьном направлении препятствуют прорези 7, что заставляет вихревые токи устремиться по электропроводньм элементам 8 и далее по гребенке 2, где они замыкаются с токами от других элементов. В результате дополнительные потери от высокочастотных вихревых токов в концевой части бочки ротора сказываются, как и нагрев от них, существенно снижен" ными по сравнению с устройствами, где замыл,ание указан11ых тОкОВ происхздит по стали бочки ротора и бандажным кольцам.
Формула изобретения
Массивный ротор электрической машины, содержащей бочку с радиальными зубцами, обмотку, закрепленную в его пазах посредством клиньев,бандажные кольца и токопроводящие цилиндрические гребенки, расположенные под клиньями и бандажными кольцами, отличающийся тем, что, с целью пдЪышения надежности путем снижения нагрева головок зубцов от вихревых токов, ротор снабжен элементами 7.-образной формы из электропроводного материала с электропрое водностью выше, чем у стали, а в головках зубцов концевых частей бочки ротора и в расположенных под бандажными кольцами частях гребенок выполнены аксиальнь1е пазы, в которых размещены соответственно верхние и некиие части Х-образных элементов.
10!
494! )5
Фиг.2
1Р
1494115 фивы
Составитель В.Петри
Техред М.Ходанич Корректор М.Максимишинец
Редактор И.Рыбченко
-Закаэ 4122/50 Тирам 646 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по иэобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035 ° Москва, Ж-35, Раушская наб. ° д. 4/5
Проиэводственно-издательский комбинат "Патент", г. Уагород, ул. Гагарина, 101