Массивный ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению ,в частности, к высокоскоростным турбодвигателям. Цель изобретения - повышение надежности путем снижения нагрева головок зубцов от вихревых токов. Изолированные стержни обмотки 1 с токопроводящими цилиндрическими гребенками 2 уложены в аксиальные пазы массивной бочки 3 ротора. Элемент 8 из материала с высокой удельной электропроводностью имеет по длине изгиб, что придает ему Z-образную форму. Верхняя часть элемента 8 расположена в пазах головок зубцов, а нижняя часть в открытых пазах, выполненных в короткозамыкающей части спинки гребенки. 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ.

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„.И„„14941 (51)4 Н 02 К 1/22,3/16

00ИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ П1НТ СССР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4286357/24-07 (22) 17 ° 07.87 (46) 15.07.89.Бюп. У 26 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электромашиностроения (72) В.М.Лупкии и Л.А.Суханов (53) 621,313.04 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 743116, кл. Н 02 К 1/22, 1980.

Хуторецкий Г.М. и др. Работа мощных турбогенераторов с демпферной системой в несимметричных режимах.

Электротехника, 1976, 1 7, с. 3-5. (54) ИАССИВНЫИ РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электро2 машиностроению, в частности к высокоскоростным турбодвигателям. Цель изобретения — повьш ение надежности путем снижения нагрева головок зубцов от вихревых токов. Изолированные стержни обмотки 1 с токопроводящими цилиндрическими гребенками 2 уложены в аксиальные пазы массивной бочки

3 ротора. Элемент 8 из материала с высокой удельной электропроводностью имеет по длине изгиб, что придает ему Z-образную форму. Верхняя часть элемента 8 расположена в пазах головок зубцов, а нижняя часть — в открытых пазах, выполненных в короткозамыкающей части спинки гребенки. 5 ил.

3 !4ч

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к высокоскоростным турбодвиглтелям, имеющим массивные роторы, Цель изобретения — повьп»ение нлдежности путем снижения нагрева головок зубцов от вихревых токов.

На фиг. 1 и 2 показана правая сторона ротора В двух проекциях; на фиг. 3 †. разрез Л-Л на фиг,1; на фиг. 4„- т<.копроводящая цилиндрическая гребенка; нл фиг„ 5 — разрез Б-Б на фиг.4.

Изолированные стержни обмотки 1 вместе с токопроводящими цилиндрическими гребенками 2 уложены в,аксиальные пазы, выфре->ерованные в массивной бочке 3 ротора. Они закреплены клиньями 4 из высокопрочного млтериала. Между стержнями и гребенкой помещены изолирующие прокладки 5. Г пя концовы: частей бочки ротора в головках зубцо» ротора выполнены близко рлсполо;спные к их наружной поверхности лксилльп1,1е -1акрытые пазы 6 с прорезями 7, Элемент 8 «з материала с хорошей удельной электропроводностью, н; пример из:.е„1п, 11меет по длине изгиб (фиг,3), ч;n прп-1ает ему К-образную форму, IsepxIIslsI часть стержня вставленл в упомяпуть1с-. пазы головок зубцов.

Б короткоэамыклющей части спинки греб енки имеются о Tf

8, Для с . здания 1к1дежно го электрического контактA элемента с гребенкой используется пайка твер;.,:.»I припоем, На и;.-л тинча1ую гребенку надвинуто бандаж 1ое когьцо 10 „ Горец бочки„- ротора име.т выступ 11 для удержания изогпуто11 части элемента 8, подвергающегос 1 де1 :;,гтвию центробежных сил.

Бандажгое ко11ы;о своим выступом насажено пя край б 1кп ро ора.

IG ф II -,1 гоказан один элемент круглого сечения на зубец ротора. В злвис1»iocTH 01 конкретных конструктивных размеров концевой части ротора, величины амплитуд высших гармоник поля и технологических особенностей ее изготогления число эгементов нл зубец может f)b»I b больп1е одного, а сечение элемента может отли4115 4

40 а

55 чаться от круглого, например, верхняя его часть может быть квадратной, а нижняя прямоугольной, в виде полосы.

Элементы Е-образной формы могут быть расположены также в концевой части большого зуба бочки ротора.

Устройство работает следующим образом„

Гармоники магнитного поля, создаваемые высокочастотными составляющими тока обмотки статора, индуцируют в тонком поверхностном слое головок зубцов ротора соответствующие вихревые токи, направленнь1е вдоль оси вращения ротора. Однако замыканиь этих токов в его концевой части в тангенциапьном направлении препятствуют прорези 7, что заставляет вихревые токи устремиться по электропроводньм элементам 8 и далее по гребенке 2, где они замыкаются с токами от других элементов. В результате дополнительные потери от высокочастотных вихревых токов в концевой части бочки ротора сказываются, как и нагрев от них, существенно снижен" ными по сравнению с устройствами, где замыл,ание указан11ых тОкОВ происхздит по стали бочки ротора и бандажным кольцам.

Формула изобретения

Массивный ротор электрической машины, содержащей бочку с радиальными зубцами, обмотку, закрепленную в его пазах посредством клиньев,бандажные кольца и токопроводящие цилиндрические гребенки, расположенные под клиньями и бандажными кольцами, отличающийся тем, что, с целью пдЪышения надежности путем снижения нагрева головок зубцов от вихревых токов, ротор снабжен элементами 7.-образной формы из электропроводного материала с электропрое водностью выше, чем у стали, а в головках зубцов концевых частей бочки ротора и в расположенных под бандажными кольцами частях гребенок выполнены аксиальнь1е пазы, в которых размещены соответственно верхние и некиие части Х-образных элементов.

10!

494! )5

Фиг.2

1494115 фивы

Составитель В.Петри

Техред М.Ходанич Корректор М.Максимишинец

Редактор И.Рыбченко

-Закаэ 4122/50 Тирам 646 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по иэобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035 ° Москва, Ж-35, Раушская наб. ° д. 4/5

Проиэводственно-издательский комбинат "Патент", г. Уагород, ул. Гагарина, 101